Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова на международной конференции под эгидой ПАСЕ «Права человека и внешняя политика»

Опубликовано пн, 12/17/2012 - 23:00

Турин, 13 декабря 2012 года

Уважаемые коллеги!

Обеспечению прав человека в Российской Федерации уделяется самое пристальное внимание. Защита основополагающих правочеловеческих норм и стандартов закреплена в Конституции нашей страны. Россия участвует в базовых международных соглашениях и конвенциях по правам человека. Ведется кропотливый анализ законодательства Российской Федерации, готовятся рекомендации по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

При этом наша страна никогда не укрывалась от конструктивной критики в свой адрес по гуманитарно-правочеловеческим вопросам. Мы считаем, что ради блага нашего общества необходимо постоянно совершенствоваться.

Однако то, как проблематика прав человека используется некоторыми нашими международными партнерами против России, вряд ли может нас, да и любого, кто оказался бы на нашем месте, устроить. Некоторые члены международного сообщества стремятся узурпировать правозащитное досье, не имея на то, объективно говоря, никакого права. В результате их стараний мы наблюдаем стремительную политизацию сферы прав человека, превращение прав человека в инструмент давления и обеспечения своих узкокорыстных интересов.

5 декабря 2012 г. был обнародован доклад «Об обеспечении прав человека в Европейском союзе». В этом документе на основе проверенной информации из авторитетных международных и национальных источников была обобщена обширная фактологическая информация о многочисленных, в том числе системных, проблемах, с которыми сталкивается современное международное сообщество в сфере соблюдения прав человека. Доклад в очередной раз подтвердил наш вывод о том, что идеальных стран с точки зрения обеспечения прав человека не бывает.

В Европейском союзе ситуация в сфере прав человека весьма далека от благополучия. Многие авторитетные правозащитники и международные правозащитные структуры сигнализируют о дополнительном в последние годы осложнении положения дел с обеспечением основных прав, свобод и демократических стандартов в странах-членах Евросоюза.

Вызывает серьезную озабоченность и непонимание то, что часть государств-членов ЕС, несмотря на декларации о приверженности соблюдению международных правочеловеческих норм и стандартов, предпочитает не брать на себя обязательств даже по базовым многосторонним договорам в сфере прав человека. В тех случаях, когда такие обязательства берутся, они нередко обставляются странными нивелирующими оговорками.

Налицо неполноценность сложившейся системы защиты основных прав и свобод человека в ЕС. Ни действующие в Евросоюзе судебные механизмы, ни принимающий жалобы на деятельность наднациональных институтов омбудсмен ЕС, ни консультирующее институты Евросоюза Агентство ЕС по основным правам человека, ни, наконец, недавно учрежденный институт спецпредставителя ЕС по правам человека в совокупности своих компетенций не покрывают весь спектр стоящих перед Евросоюзом системных правочеловеческих вызовов.

Как на институциональном, так и на нормативном уровнях остается непроработанной одна из наиболее чувствительных областей контроля ЕС – постоянный наднациональный мониторинг в рамках Евросоюза случаев несоблюдения основных прав и свобод его отдельными государствами-членами. Отсутствуют механизмы инициативного реагирования на них со стороны институтов Евросоюза и привлечения виновников к ответственности.

Как показывает отчет Еврокомиссии о применении Хартии ЕС об основных права за 2011 г., основные усилия институтов ЕС устремлены на учет «ценностей Европы и ее конституционного наследия» при разработке общеесовского законодательства. К мониторингу соблюдения ее положений государствами-членами ЕС евроструктуры подходят формально, фактически игнорируя реальное положение дел на пространстве Евросоюза. Более того, в ряде случаев наблюдается как минимум потворство со стороны руководящих органов Евросоюза нарушениям прав человека государствами-членами ЕС. Например, Еврокомиссия проявляет упорное нежелание вмешаться в ситуацию с масштабными нарушениями прав русскоязычного населения Латвии и Эстонии под предлогом отсутствия у нее необходимой компетенции.

Абсолютно нетерпима ситуация с обеспечением прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, нерешенность позорной для европейского сообщества проблемы так называемых «неграждан». Наши европейские партнеры очень часто заявляют о необходимости защиты прав меньшинств. Разве та ситуация, которая сложилась в прибалтийских странах по отношению к русскоязычному меньшинству – не явное нарушение прав меньшинства? Речь идет об умышленном лишении властями Латвии и Эстонии гражданства русскоязычного населения. В Латвии, например, «неграждан» 15 процентов населения. В крупнейших латвийских городах, таких как Рига, Даугавпилс и Лиепая, их более половины населения. В Эстонии «неграждан» 10 процентов от населения страны.

При этом, несмотря на многочисленные рекомендации международных и правозащитных организаций, властями стран создаются условия для самовоспроизводства феномена безгражданства.

В Латвии в отношении русскоязычного меньшинства сохраняется несколько десятков ограничений в правах, включая такие основополагающие, как право избирать и быть избранным. Мы намерены держать этот вопрос в поле зрения в контексте предстоящих в 2014 г. выборов в Европарламент. Ожидаем, что Евросоюз приступит, наконец, к выработке избирательных прав для тех русскоязычных жителей Латвии, которым было отказано в предоставлении гражданства. Около 50 запретов касаются профессий, которые «неграждане» не имеют права занимать, в том числе государственные, муниципальные, судейские и прокурорские должности. Кроме того, они лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей. И это несмотря на то, что налоги платить им великодушно дозволяется – и они это исправно делают.

В октябре 2011 г. латвийским правительством одобрен нашумевший документ под названием «Основные вопросы политики национальной идентичности и интеграции общества», т.е. по сути официальная программа Риги, направленная на полную и безоговорочную ассимиляцию русскоязычного населения. При этом в ней лицемерно говорится о приверженности европейским демократическим ценностям, к которым, в представлении Латвии, дискриминация национальных меньшинств не относится.

Правительство Эстонии взяло курс на полную ликвидацию образования на русском языке. Обнародованный десятилетний план развития системы образования на 2011-2020 гг. не предусматривает обучения в государственных школах на каком-либо другом языке, кроме эстонского. Это, между прочим, происходит вопреки действующему эстонскому законодательству.

Не может не беспокоить линия стран Балтии на уравнивание нацистского и советского режимов, героизацию нацистов и их местных пособников. Это является мощным фактором нагнетания в обществе экстремистских настроений, национализма, ксенофобии и антисемитизма, расовой и религиозной нетерпимости.

Например, при попустительстве и даже прямой поддержке официальных властей по улицам Риги регулярно маршируют ветераны дивизий СС, СД и другие приспешники нацистов, позоря тем самым память миллионов, в том числе европейцев, погибших от рук фашистов. Такое потакание пропаганде неонацистских идей вызывает серьезную обеспокоенность, в первую очередь в плане перспектив, которые ожидают молодые поколения жителей этих стран.

Возмутительны предпринимающиеся в некоторых государствах ЕС попытки фактически переписать решения Нюрнбергского трибунала. Считаем это откровенным вызовом всей системе международного права и вопиющим нарушением обязательств по целому ряду фундаментальных международных договоров и конвенций.

Особую обеспокоенность и непонимание вызывает отказ стран ЕС, включая бывших союзников по антигитлеровской коалиции – Великобританию и Францию, поддержать ежегодно принимаемую ГА ООН по российской инициативе резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Сейчас некоторыми нашими партнерами активно муссируется тема т.н. дела С.Магнитского. Нами уже неоднократно давались необходимые разъяснения о тех комплексных мерах, которые были приняты в России в плане устранения проблем в пенитенциарной сфере. Такое ощущение, что это наших партнеров не особо интересует. Конкретные факты не вызывают у них интереса. Хотя, если говорить о конкретике, о конкретных подтвержденных свидетельствах, то вспомним, что совершается в Европе.

Целый ряд государств-членов ЕС участвовал в печально известной программе ЦРУ по тайному задержанию, транспортировке и содержанию в «секретных тюрьмах» лиц, подозреваемых в терроризме. Эти действия – грубое нарушение основополагающих международных обязательств в сфере прав человека, в первую очередь, по абсолютному запрету пыток.

Полноценно разобраться в этом вопросе не торопятся ни в соответствующих государствах-членах ЕС (официальные расследования в них либо прекращаются без объяснения причин или «заматываются», либо не проводятся вообще), ни в структурах Евросоюза, где ссылаются на отсутствие полномочий в сфере, относящейся к внутренней компетенции государств-членов.

В августе 2011 г. был опубликован доклад главного тюремного инспектора Англии и Уэльса о качестве содержания заключенных в одной из крупнейшей тюрем Великобритании Уэндсворт. В нем были перечислены многочисленные факты нарушения прав заключенных, включая отсутствие доступа к элементарным средствам гигиены. Ежемесячно в данном пенитенциарном заведении отмечалось до 32 случаев членовредительства среди заключенных, с января 2010 г. по февраль 2011 г. было зафиксировано 11 смертей, включая 4 самоубийства.

Это не единичный случай, серьезные проблемы в тюрьмах фиксируются во многих странах Евросоюза.

На пространстве Евросоюза наблюдаются негативные последствия для демократических процессов и социальных прав граждан в связи с проводимыми в настоящее время мерами бюджетной экономии и налоговой консолидации. В ряде стран ЕС имеет место жесткое подавление акций общественного протеста против наступления государства на социальные завоевания граждан.

Согласно обнародованному в июне 2012 г. в Европарламенте исследованию Агентства ЕС по основным правам человека о ситуации с антисемитизмом в странах Евросоюза, за последние 10 лет существенно возросла статистика правонарушений и преступлений, совершаемых против еврейской диаспоры ЕС. Во Франции и Великобритании ежедневно фиксируется в среднем один случай проявления антисемитизма, в ФРГ – три. Проблема осложняется тем, что стабильной и точной статистики о преступлениях на почве антисемитизма наднациональными структурами Евросоюза не ведется. Как правило, нет подобной практики и на национальном уровне (исключение составляют Великобритания, Франция, Германия, Италия и Швеция).

Помимо этого в государствах-членах ЕС наблюдается устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и преступлений на почве ненависти. Один из примеров – создание антииммигрантских Интернет-сайтов в Бельгии и Нидерландах. Усилия ЕС по противодействию этим тенденциям явно недостаточны, зачастую ограничиваются лишь моральным порицанием подобных фактов со стороны отдельных еврочиновников. На этом фоне Бельгия, Греция, Испания, Польша и Эстония до сих пор не представили Еврокомиссии информацию о выполнении рамочного решения Совета ЕС 2008 г. по борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии с помощью уголовного права, хотя срок принятия необходимых законодательных мер истек еще в конце 2010 г.

Согласно обнародованному в июне 2012 г. неправительственной организацией «Трэнспэранси интернэшнл» докладу «Деньги, политика, власть: коррупционные риски в Европе», ни одна из исследованных стран Евросоюза (анализ проводился в 23 из 27 государств-членов ЕС) не обладает безупречной репутацией в антикоррупционной сфере. В 20 странах отмечалось не просто отсутствие механизма общественного обсуждения принимаемых законов, а наличие серьезных барьеров на пути доступа граждан к информации о вносимых законодательных инициативах.

Россия придает фундаментальное значение вопросам защиты прав человека и проводит последовательную работу на этом направлении. Противодействуем любым проявлениям неонацизма, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии. Уверены, что проблемы должны объединять, а не наоборот. Мы готовы к взаимовыгодному результативному сотрудничеству с нашими международными партнерами в области соблюдения прав человека. Успешное сотрудничество наших сторон на этом направлении в будущем может стать дополнительным рычагом для сближения и гармоничного развития наших социально-экономических систем. Именно на это нацелена внешняя политика Российской Федерации.

Благодарю за внимание.