Выдержки из брифинга заместителя директора ДИП МИД России А.А.Зайцева: о "Заключениях" Совета ЕС по иностранным делам в отношении России

Опубликовано сб, 01/29/2022 - 15:51

Вопрос: Как Вы оцениваете заявление Совета ЕС по евробезопасности от 24 января 2022 г., в котором Россия представлена возмутительницей спокойствия в Европе?

Ответ: «Заключениями» Совета ЕС по иностранным делам 24 января 2022 г. Евросоюз подтвердил свой крайне идеологизированный подход к новому мироустройству. Явно надиктованный антироссийски настроенным крылом текст выстроен в весьма конфронтационной манере, по лекалам «холодной войны». Глубинные анализ и восприятие проблематики европейской безопасности подменены политизированными оценками. Видно нежелание разобраться в первопричинах ухудшающейся ситуации, очевидной опасности безудержной экспансии НАТО. Вместо этого продвигается по сути «окопная» философия, стремление выставить все в парадигме «свой-чужой» (или в современном прочтении – «союзник-противник»).

Делается это все в нарушение принципа неделимости безопасности, зафиксированного и неоднократно подтвержденного, в т.ч. странами ЕС, на высшем уровне в документах ОБСЕ, в частности, в Кодексе поведения, касающемся военно-политических аспектов безопасности 1994 г., Хартии европейской безопасности 1999 г. и декларации саммита в Астане 2010 г.

Есовские «заключения» пронизаны лицемерием. Акцентирована неприемлемость в 21 веке «сфер влияния». При этом ряд есовских функционеров открыто заявляет о принадлежности Западных Балкан Европейскому союзу (глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен на саммите ЕС-Западные Балканы 6 мая 2020 г.). Или что в этом регионе другим «нет места» (бывшая глава евродипломатии Ф.Могерини в выступлении перед послами стран ЕС 3 сентября 2018 г.). В двусторонних беседах есовцы прямо говорят, что Мали и ЦАР являются «задним двором» ЕС. Высокий представитель ЕС по иностранными делам и политике безопасности Ж.Боррель также заявлял, что после ухода США и НАТО нельзя допустить, чтобы Афганистан достался России и Китаю.

Тематика евробезопасности сводится, по сути, к Украине. Патологическая неспособность признать свой просчет по поддержке госпереворота в 2014 г. и отказаться от открытого потакания киевским властям, проводящим дискриминацию в отношении русскоговорящего населения страны, мешает Евросоюзу не только оказывать содействие в урегулировании внутриукраинского конфликта (через прямой диалог Киева Донецка и Луганска), но и широко взглянуть на ситуацию в Европе. Понять, что реализация российских предложений по юридически обязывающим гарантиям безопасности со стороны США и НАТО создаст необходимые условия для стабильного развития всех стран нашего общего континента (вне зависимости от принадлежности к военным блокам или союзам), укрепит европейскую безопасность и тем самым позволит обеспечить искомую стратегическую автономию и самостоятельность Евросоюза.

Особый упор в «заключениях» сделан на принципах территориальной целостности, неприменения силы и угрозы силой. Европейскому союзу стоило бы освежить в памяти осуществленные его отдельными странами-членами 78-дневные варварские бомбардировки Союзной Республики Югославии в 1999 г. с применением кассетных бомб и боеприпасов с обедненным ураном, что привело к гибели 2,5 тыс. чел., включая 89 детей.

Удивляет призыв Евросоюза к диалогу после того, как в 2014 г. ЕС в одночасье, в одностороннем порядке «заморозил» всю разноплановую архитектуру сотрудничества с Россией, в т.ч. в сфере внешней политики и безопасности. Отказывается от контактов на высшем уровне или общения по вопросам безопасности.

Словом, на фоне таких заключений выглядит весьма странным стремление ЕС поучаствовать в обсуждении российских предложений о гарантиях безопасности.