Выдержки из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой

Опубликовано ср, 03/30/2022 - 15:28

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать утвержденный лидерами ЕС 25 марта с.г. новый военно-политический доктринальный документ «стратегический компас»?

Ответ: Одобренный 25 марта с.г. доктринальный документ ЕС в области безопасности и обороны в Брюсселе назвали «стратегическим компасом». Если говорить объективно, то он не тянет на самостоятельную стратегию, не может служить настоящим, надёжным навигатором в усложнившейся геополитической обстановке.

Это – очередное свидетельство нежелания ЕС объективно проанализировать причины деградации ситуации в сфере евробезопасности, а также наметить пути ее нормализации.

С первой же строчки декларируется курс на наращивание конфронтации с Россией, действия которой на международной арене объявлены «долгосрочной и прямой угрозой европейской безопасности». Даже эта формулировка оторвана от реалий. Мы и есть Европа. Посмотрите на карту: какая часть нашей страны является европейской по сравнению с той, которую занимают страны ЕС. С этого надо начинать. В Евросоюзе опять пытаются свалить на нашу страну большинство вызовов и проблем, с которыми сталкивается ЕС. Не считают нужным отдать должное роли и месту России на европейском континенте, признавать законность наших интересов в сфере безопасности. До неузнаваемости искажены обстоятельства военной авантюры М.Н.Саакашвили, напавшего в августе 2008 г. на Южную Осетию. Замалчиваются факты антиконституционного переворота в Киеве и последующего демократического волеизъявления крымчан в поддержку воссоединения с Россией в 2014 г. Просто кривое зеркало. Игнорируется стабилизирующая роль российских миротворцев в Приднестровье. Зато в Брюсселе не стесняются «покрывать» своих киевских протеже, которые на протяжении восьми лет саботировали выполнение минского «Комплекса мер» по урегулированию в Донбассе и вынашивали планы его военно-силовой «зачистки».

Налицо тенденция к милитаризации Евросоюза и его сращиванию с США и НАТО (если мы говорили раньше «братья-близнецы», то НАТО уже «поглотило» в идеологическом смысле ЕС, политизировав повестку Организации, которая возникла как экономическое содружество), которые в документе объявлены наиболее важными и надежными стратегическими партнерами Брюсселя. Тем самым сделан еще один шаг к обесцениванию неоднократно озвученных руководством ЕС амбиций по повышению собственной «стратегической автономии». Несоответствие между этой заявкой и реальным следованием ЕС за Вашингтоном по большинству обозначенных в документе региональных сюжетов – лишь одно из немногих противоречий, которыми изобилует «компас». В Брюсселе заявляют, что в XXI веке нет места использованию силы – но при этом сами делают ставку на накачку летальными вооружениями третьих стран и создание боевого потенциала Евросоюза для проведения зарубежных военных интервенций. Отвергают концепцию «сфер влияния» – и тут же ставят задачу укреплять свое присутствие в странах восточного и южного соседства, дабы «другие не заняли их место». Декларируют приверженность принципу свободного выбора государствами средств обеспечения собственной безопасности – но отказывают в этой свободе союзной нам Белоруссии.

Приходится констатировать, что «стратегический компас», который теперь есть у Брюсселя, не выполнил своего главного предназначения – дать панорамный анализ военно-политической обстановки вокруг ЕС по всем азимутам. Пал жертвой антироссийской аномалии, которая присутствует сейчас на пространстве ЕС. На выходе получился конъюнктурный и во многом пропагандистский документ. Стрелка этого «компаса» безнадежно сбита. Попытка ориентироваться в будущем по нему не приведет Евросоюз к миру и стабильности. Уже сейчас это очевидно. Скорее – к дальнейшей эскалации напряженности и углублению раскола на континенте, утрате собственных позиций и международного влияния.

Призываем Евросоюз отказаться от заведомо обреченного на провал конфронтационного подхода в отношении России и наших союзников. Вернуться к соблюдению принципов Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой, а также сотрудничестве между государствами.

Когда в первый раз увидела в заголовках новостей, что у Брюсселя появился «стратегический компас», мне сразу вспомнился Ж.Верн. Помните прекрасное произведение «Пятнадцатилетний капитан»? Там один португальский проходимец, чтобы попасть в торгующую рабами страну, подложил топор под компас корабля. Соответственно, корабль сошёл с курса. Надеюсь, что США не подложат под «стратегический компас» Брюсселя свой «топор войны», дабы ЕС окончательно не сбился с пути.

Вопрос: СМИ пишут, что в России готовится Указ об ответных мерах визового характера, который ограничит въезд в Россию для граждан «недружественных стран». Известно, что в связи с пандемией в течение двух лет ряд других стран были включены в запрещенный список на въезд в Россию. В связи с ослаблением ситуации в отношении пандемии в настоящее время ожидается ли в ближайшее время снятие ограничений на въезд в Россию?

Ответ: Вчера, 28 марта с.г., в ходе заседания Комиссии Генерального совета партии «Единая Россия» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом глава российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавров сообщил о разработке проекта указа Президента Российской Федерации «Об ответных мерах визового характера». В данной связи могли бы пояснить следующее.

Рассматриваемый нормативный правовой акт является, в первую очередь, ответной мерой на недружественные действия Европейского Союза. В частности, решение Совета ЕС о частичном приостановлении действия Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза от 25 мая 2006 г., предполагающее отмену безвизовых поездок по дипломатическим паспортам российских официальных лиц, включая членов Правительства Российской Федерации, сенаторов Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации и других представителей российской стороны, направляющихся в страны ЕС со служебными целями.

Отмечаем, что, несмотря на попытки Запада усложнить контакты, гуманитарные связи, разрушить культурные и деловые связи, российская сторона не намерена «отыгрываться» на рядовых европейцах, даже если это стало бы логичным ответным шагом. Одновременно сообщаем, что действие разрабатываемого указа не будет распространяться на иностранных граждан, уже находящихся в Российской Федерации на законных основаниях.

Что касается снятия ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в условиях пандемии, соответствующие вопросы рассматриваются Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

При этом решение о смягчении правил въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию принимается с учетом оценки Роспотребнадзора благоприятности текущей эпидемической обстановки в том или ином иностранном государстве и последствий снятия соответствующих ограничений.

Два момента, подводя черту. Первый – данный документ только проект указа. Соответственно, это предварительные комментарии. Решение будет приниматься Президентом России В.В.Путиным. Соответственно дальнейшие комментарии будут исключительно после того, как документ будет принят. Второй момент – это не коснется, в том виде, в котором проект сейчас существует, рядовых европейцев.

Вопрос: Совместными усилиями сессии Организации исламского сотрудничества по инициативе Премьер-министра Пакистана И.Хана в ООН была принята историческая резолюция: 15 марта с.г. объявлен Международным днем борьбы с исламофобией. Как бы Вы оценили значение этого документа? Не стоит ли сегодня принять подобную резолюцию и против русофобии?

Ответ: В Российской Федерации проживают представители свыше 190 народов и этнических групп, последователи более 60 религиозных конфессий. Наша страна имеет тысячелетний опыт уважительного сосуществования людей, исповедующих различные религиозные вероучения. Принцип недопустимости дискриминации на основе религиозных взглядов, убеждений закреплен в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации, а также в ряде подзаконных актов.

С учетом изложенного, особое внимание нами уделяется международному сотрудничеству в вопросах противодействия дискриминации по признаку вероисповедания, недопустимости преследования верующих и религиозных деятелей, а также осквернения мест религиозного культа. При этом российская сторона всегда исходит из необходимости комплексного подхода к рассмотрению религиозной проблематики при равном понимании и внимании ко всем традиционным мировым религиям – христианству, исламу, иудаизму, буддизму и другим. Одновременно с этим Российская Федерация последовательно выступает за налаживание обмена опытом и лучшими наработками по обеспечению межрелигиозного мира и стабильности, в первую очередь в многонациональных и поликонфессиональных обществах.

В практическом плане реализация на международной арене нашей стратегической линии на противодействие современным формам расизма, ксенофобии и нетерпимости, мотивируемых антисемитизмом, христиано- и исламофобией, осуществляется, в том числе посредством ежегодного инициирования резолюции Генассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В очередной раз она была принята в Нью-Йорке на пленарном заседании 76-й сессии Генассамблеи ООН в декабре 2021 г. Соавторами российской инициативы стали 58 стран, в том числе 28 мусульманских государств.

В последние десятилетия наблюдаем в некоторых западных странах, прежде всего в Европе, резкий рост антиисламских настроений, подогреваемый радикальными националистическими силами. Накал антимусульманской риторики, дискриминация ислама как религии зачастую приобретают угрожающие масштабы. Мы каждый раз на этот счет высказывались и показывали нашу принципиальную линию – неприятие подобного.

В этой связи Россия не могла не присоединиться к числу инициаторов резолюции по учреждению Международного дня борьбы с исламофобией. Убеждены, что данное решение Генассамблеи ООН послужит делу укрепления межрелигиозного и межкультурного диалога и терпимости в контексте борьбы с ненавистническими высказываниями. При этом российская сторона исходит из того, что любого рода фобии по отношению к религии, будь то исламофобия, христианофобия, которую мы также наблюдаем в ряде стран, или антисемитизм – недопустимы. Готовы работать со всеми заинтересованными сторонами для преодоления этих негативных явлений.

Что касается русофобии, являющейся одной из форм дискриминации по принципу этнической принадлежности, то, безусловно, в России данное явление вызывает не просто озабоченность, а протест. Сегодня, как никогда, видим взрыв антирусской истерии на Западе. Причем длится это всё уже давно. Сейчас это приняло уродливые формы. Раньше это выдавалось за неприятие политики нашей страны, теперь мы видим, что на самом деле под запрет попадает все русское. Такие заходы инициируются и искусственно подогреваются западными элитами с широким задействованием потенциала подконтрольных им крупнейших социальных сетей и т.д. Это не может не вызывать справедливое возмущение не только россиян, но и всех здравомыслящих людей. Акции в поддержку России сейчас можно наблюдать во многих странах Европы. Исходим из того, что эта «русофобия» носит конъюнктурно-поверхностный и временный характер. Она искусственно подогревается.

Недопустимость дискриминации по этническому признаку четко закреплена в международном праве, в специальных резолюциях ГА ООН по вопросам борьбы с расизмом и дискриминацией, а также защиты национальных и языковых меньшинств. В этой связи необходимость принятия в рамках ООН дополнительных решений, касающихся исключительно феномена русофобии, пока не рассматриваем. Посмотрим, как это всё будет развиваться дальше.