Статья заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова для издания «New Europe»

Опубликовано пн, 01/05/2015 - 00:00

Уже год отделяет нас от начала трагических событий на Украине. Спровоцированный Западом кризис в этой стране высветил принципиальные разногласия между Россией и Западом. Главное, что нас сегодня разделяет - оценка путей и методов формирования современных международных отношений, когда в угоду политической конъюнктуре, фактически, подрываются базовые принципы демократии, во главу угла ставится задача любыми способами подвести все страны под единый западный ранжир. И для этого используются практически все средства, включая прямое военное вмешательство, поддержку государственных переворотов, экономические и политические санкции и т.п. Вновь европейское общество оказывается перед выбором – либо идти по пути развития Хельсинских принципов к созданию единой процветающей Европы, либо скатиться к бессмысленной конфронтации, от которой пострадают как государства, так и простые жители нашего континента.

Пока, к сожалению, преобладает второй подход. Особенно ярко он проявился в отношении Украины, где была оказана всемерная поддержка очередному для этой страны госпереворота, что само по себе подрывает Парижскую хартию, Хельсинкские документы. По сути, Украине была навязана искусственная геополитическая дилемма по формуле «либо Россия, либо Европа». В этих целях была развернута широкомасштабная кампания пропаганды, экономического давления и подчас откровенного вмешательства во внутренние дела страны. Когда же в Киеве приняли решение всего-навсего повременить с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, Запад, по существу, поддержал экстремистские силы на Украине и тем самым во многом предрешил февральский вооруженный захват власти в стране. Отсюда и снисходительное отношение наших западных партнеров к вопиющим нарушениям прав человека и принципов демократии новыми киевскими властями, к массовой бойне, развязанной с тех пор сначала в Одессе, Мариуполе, а затем и на Востоке Украины. В результате непродуманных действий Запада серьезный урон нанесен архитектуре взаимодействия Россия-ЕС, в возведение которой за последние два десятилетия было вложено немало наших общих усилий.

На этом фоне совершенно непоследовательным выглядит введение против России односторонних индивидуальных и секторальных торгово-экономических санкций, хотя мы не раз давали понять есовцам, что в условиях глубокой взаимозависимости это – путь в никуда. Именно ЕС, а не Россия пошел на применение в политических целях экономического «оружия», в т.ч. в сфере энергетики. 

Экономические потери всего ЕС от введения санкций сами еврочиновники уже оценивают в 40 млрд. евро в текущем году, а в следующем году – 50 млрд. евро в 2015 году. Из-за политически мотивированных ограничительных мер многие европейские компании, завоевавшие у нас отличную репутацию, теперь вынуждены нести убытки или отдавать конкурентам наработанные годами позиции на российском рынке. 

Очевидно, кто является бенефициаром в этой ситуации, ослабляющей как Россию, так и ЕС, и получает политические и экономические дивиденды в результате реализации принципа divide et impera. Складывается впечатление, что кому-то за океаном, обладающему верой в собственную исключительность, не нравилось динамичное развитие наших двусторонних связей, и санкционный режим стал не чем иным, как попыткой вернуться к схемам времен «холодной войны» и инструментам сдерживания России. 

Разве для того мы кропотливо, годами и десятилетиями наращивали ткань нашего торгово-инвестиционного взаимодействия, рассматривая его, помимо прочего, как политическую «страховочную сетку», чтобы в самый ответственный момент принести все в жертву текущей политической конъюнктуре и сомнительным геополитическим проектам? 

Путь конфронтации, проводимый «ястребами» есовских и американских политэлит, бесперспективен. Несмотря на активнейшую работу западных СМИ по дезинформации населения, сокрытию реальных фактов и созданию «параллельной реальности» вокруг ситуации на Украине, не поддерживает санкции и общественное мнение многих стран ЕС – в Греции, Италии, Франции и других государствах. 

Рассчитываем, что в Евросоюзе все же возобладают трезвомыслящие силы, осознающие меру своей ответственности за поддержание и укрепление с таким трудом завоеванного нашими предками мира на континенте. Разумеется, для этого придется отказаться от ущербной санкционной логики и навеянными «холодной войной» приемами «игры с нулевой суммой». В основу нашего взаимодействия должны быть положены принципы равноправия и соблюдения баланса интересов. 

В связи с этим важным направлением работы считаем поддержку процесса «Хельсинки+40», призванного способствовать формированию «общего и неделимого сообщества безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока». Предстоящий 40-летний юбилей ОБСЕ - возможность всерьёз задуматься об обновлении системы общеевропейской безопасности и запуске «второго хельсинкского процесса». В его рамках следовало бы, в частности, подтвердить основополагающие принципы Хельсинкского Заключительного акта и Хартии европейской безопасности, найти баланс между правом наций на самоопределение и территориальной целостностью государств, зафиксировать общие принципы невмешательства во внутренние дела суверенных государств, недопустимости антиконституционных переворотов и поощрения экстремистских сил, а также найти решение ряда других проблем.

По нашим наблюдениям, с приходом нового руководства Еврокомиссии в евроструктурах постепенно начинается процесс осознания важности сохранения партнерских отношений с Россией. После искусственной паузы наметилось определенное оживление политдиалога Россия-ЕС на самом высоком уровне. «На полях» саммита «Группы двадцати» в Брисбене состоялась встреча В.В.Путина с новым Председателем Еврокомиссии Ж.-К.Юнкером. 4 декабря с.г. в Базеле в рамках СМИД ОБСЕ Министр иностранных дел России С.В.Лавров имел обстоятельный разговор с новым Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. 

Мы должны вынести уроки из нынешнего кризиса. Ситуация на Украине со всей наглядностью показала нашу совместную ответственность за положение дел на европейском континенте, а также существование системных проблем в области безопасности и сотрудничества. Россия и Евросоюз являются двумя ведущими центрами сил, экономического развития, наша взаимозависимость крайне велика. Пора отойти от логики сдерживания со всеми сопутствующими военно-политическими издержками. Если мы не договоримся о модели взаимовыгодного партнерства, которая была бы приемлема для всех, мы неизбежно будем вновь и вновь сталкиваться с кризисами, подобными украинскому.

Поэтому считаем все более актуальной предложенную Президентом России В.В.Путиным идею формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. Его основой могла бы стать в перспективе зона свободной торговли между Европейским союзом Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). С 1 января 2015 г. ЕАЭС станет реальностью, и игнорирование этого факта было бы политически недальновидно. Похоже, в Европе это постепенно начинают понимать. Главное в формировании этого пространства – взаимный учет и уважение интересов друг друга.

Мы хотели бы видеть европейский континент объединенным, где действовали бы понятные и четкие правила, где каждый житель мог бы свободно перемещаться, где международное право применялось бы в комплексе, а не в виде вырванных из контекста отдельных принципов. В этом смысле весьма символично название вашего издания - «New Europe», - действительно, настало время отходить от раскручивания конфронтации и думать о будущем, в котором мы хотели бы жить.