Развенчиваем мифы, распространяемые руководством Евросоюза (издание третье)

Опубликовано ср, 10/12/2022 - 13:45

1. «Вывезти зерно с Украины было одним из наших основных приоритетов… Черноморская зерновая сделка под эгидой ООН действительно меняет ситуацию. В результате продовольствие поступает в наиболее нуждающиеся страны, а рынки стабилизируются. Вопреки российской дезинформации, это продовольствие идет в Африку, на Ближний Восток и в Азию» (из выступления Председателя Евросовета Ш.Мишеля в ходе Саммита по глобальной продовольственной безопасности «на полях» 77-й сессии  Генассамблеи ООН 20 сентября с.г, Нью-Йорк).

«Посмотрите на данные, статистику. Две трети украинского экспорта [в рамках Черноморской зерновой сделки под эгидой ООН] пошли в Африку, на Ближний Восток и в Африку» (пресс-конференция Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля по итогам неформального заседания министров иностранных дел стран-членов ЕС 19 сентября с.г., Нью-Йорк).

«Зерно, в основном кукуруза и пшеница, были направлены в Азию (более 40%), Африку (16%), а также есовские страны» (из материала на сайте Совета ЕС «Продовольственная безопасность и доступность»; доля поставок в ЕС в материале предусмотрительно не упомянута).

Даже в гуманитарных вопросах в ЕС применяют «творческую бухгалтерию», чтобы отретушировать картину, рассчитывая, видимо, что никому не захочется вдаваться в детали. Далеко не все получатели украинского зерна в Азии, Африке и на Ближнем Востоке относятся к категории наиболее уязвимых с точки зрения продовольственной безопасности и получают помощь по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Если точнее, то по данным Совместного координационного центра (СКЦ) по состоянию на 21 сентября с.г., только 5 из 185 груженных украинским зерном и иными продовольственными товарами судов направились в наиболее нуждающиеся по классификации ООН страны Африки южнее Сахары (Джибути (откуда оно вывозится наземным транспортом в Эфиопию и другие страны Африканского Рога), Кению, Сомали и Судан). Еще 3 − в подверженные рискам нехватки продовольствия страны Ближнего Востока и Азии (Йемен и Бангладеш). «Зерновая сделка» задумывалась именно в интересах этих стран, а не Евросоюза.

Что бы ни говорили есовские лидеры, статистику не обманешь. По данным СКЦ по состоянию на 21 сентября с.г., 93 из упомянутых 185 судов направились в Евросоюз (https://un.org/en/black-sea-grain-initiative/vessel-movements). На долю ЕС приходится порядка 40% всего объема поставок. Так что, как ни считай, именно Евросоюз, а не беднейшие страны мира является крупнейшим бенефициаром сделки по вывозу украинского зерна.

Есовскому руководству, прежде чем начинать вводить мировую общественность в заблуждение, следовало бы внимательнее сверяться с цифрами. Только в период с 19 по 21 сентября с.г. (когда Ш.Мишель и Ж.Боррель озвучивали «на полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке свои обвинения в адрес России) в страны-члены ЕС по Черному морю было вывезено почти 400 тыс. тонн продовольствия (или более 60% от общего объема за эти три дня). В другие государства – 263,9 тыс. тонн. Лишь одна поставка пошла в страны, подверженные угрозе нехватки продовольствия (Бангладеш). В порты ЕС за этот период отправилось 18 судов, в порты других стран – 9. Соотношение явно в пользу (а точнее – не в пользу) Евросоюза.

Обращает на себя внимание и тот факт, что основу поставок с Украины составляют отнюдь не пшеница, которой в ЕС собирались «накормить весь мир», а кормовые сорта кукурузы и сои, от импорта которых в значительной мере зависит животноводческая отрасль ЕС.

Что касается 10 млн тонн украинского продовольствия (упомянутых в вышеуказанном выступлении Ш.Мишеля 20 сентября с.г.), которые вывезены в ЕС сухопутным путем в рамках есовской инициативы «Дороги солидарности», то до сих пор так и непонятно, куда и в каком количестве оно в итоге попало. Евросоюз стыдливо избегает раскрытия соответствующих данных.

 

2. «Другой наш приоритет – борьба с нехваткой удобрений. Мы должны наращивать производственные мощности, особенно в Африке» (из выступления Председателя Евросовета Ш.Мишеля в ходе Саммита по глобальной продовольственной безопасности «на полях» 77-й сессии Генассамблеи ООН 20 сентября с.г, Нью-Йорк).

Евросоюз сам своей непродуманной энергетической политикой и односторонними санкциями против России и Белоруссии спровоцировал глобальный дефицит удобрений. В Брюсселе, имея целью ограничение экспортных поступлений в российский бюджет, не удосужились принять во внимание тот факт, что Российская Федерация занимает первое место в мире по экспорту азотных удобрений, второе – по калийным и третье – по фосфорным.

Российские поставки удобрений оказались значительно осложнены созданными есовскими санкциями проблемами с оплатой (в т.ч. из-за адресных рестрикций и отключения от SWIFT ведущих российских банков) и логистикой. На это накладывается «чрезмерная бдительность» (overcompliance) европейских экономоператоров. Бизнес опасается административного и даже уголовного преследования за нарушения санкционного режима.

Серьезные ограничения для поставок в третьи страны российских удобрений создали адресные («персональные») санкции ЕС в отношении акционеров и руководства российских производителей и экспортеров этой продукции. В результате этого шага в портах стран-членов ЕС застряло в общей сложности около 300 тыс. тонн удобрений, которые Россия готова безвозмездно передать в развивающиеся страны, остро нуждающиеся в данной продукции.

Из-за прямых рестрикций ЕС крайне затруднен экспорт на мировой рынок российских калийных удобрений. Причиной явился запрет на транзит через есовские порты и любое участие европейских компаний и международных компаний с есовским участием в торговле, перевалке, оказании услуг страхования в отношении этого вида удобрений из России. Единственное исключение Евросоюз предусмотрел только для себя, определив отдельную квоту на ввоз в страны-члены ЕС в размере среднегодового объема поставок, т.е. по сути полностью вывел себя из-под рестрикций в отношении российских калийных удобрений.

Теперь Брюссель пытается бороться с созданными им же самим проблемами. 19 сентября с.г. Еврокомиссия опубликовала дополнительные «разъяснения», в соответствии с которыми страны-члены ЕС могут разрешить транзит калийных удобрений, предназначенных для третьих стран, в особенности наиболее нуждающихся, и оказание сопутствующих услуг. В то же время изначально закрепленный в есовском законодательстве запрет на транзит через ЕС в третьи страны российской подсанкционной продукции и оказание соответствующих брокерских и финансовых услуг так и не отменен. Принесут ли такие нечеткие и не имеющие юридической силы меры хоть какой-то эффект в плане сокращения дефицита удобрений на мировом рынке, пока неясно.

Что делать недополучившим значимые объемы российских удобрений аграрным странам, которым в ближайшем будущем грозит резкое снижение урожая, Брюссель не говорит. Предлагается лишь ждать, когда на их территории построят мощности для производства удобрений и снабдят их соответствующими передовыми технологиями, что потребует времени и усилит их зависимость от ЕС.

В Евросоюзе, раздавая очередные обещания, в т.ч. о финансовом содействии на нужды обеспечения продовольственной безопасности, рассчитывают, прежде всего, на пропагандистский эффект.

 

3. «Хочу подчеркнуть, что наши санкции нацелены на российскую военную экономику, а не на продовольствие и сельское хозяйство. Наши санкции применимы только к гражданам ЕС и экономоператорам из ЕС. Они применяются только на территории ЕС. Ни одна из наших рестрикций не направлена против торговли удобрениями между третьими странами и Россией. Даже мы сами продолжаем импортировать российские удобрения, с ограничениями. Как же мы могли бы предотвратить отправку российских удобрений в третьи страны, если мы сами их продолжаем ввозить?» (пресс-конференция Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля по итогам неформального заседания министров иностранных дел стран-членов ЕС 19 сентября с.г., Нью-Йорк).

Продолжая вводить против России все новые санкции, Евросоюз пытается убедить мировое сообщество в их «ювелирной» точности и избирательности.

Это, однако, не мешает Брюсселю задним числом вносить в антироссийский санкционный режим определённые «послабления» для продовольствия и удобрений, чем ЕС автоматически опровергает собственные утверждения о ненаправленности ограничений против поставок данной продукции на мировые рынки.

Вопреки утверждениям Ж.Борреля, в отношении российского агропрома помимо косвенных действуют и прямые санкции.

Так, запрещен ввоз из ЕС в Россию отдельных товаров, необходимых для производства удобрений и сельхозпродукции (комплектующих, оборудования и самой сельхозтехники, включая элементы гидравлики и корпусов, радиаторов, коробок передач, оборудования для управления расходом пестицидов, ножи и режущие лезвия для сельхозтехники, керамические желоба, чаны и резервуары, применяемые в сельском хозяйстве, самозагружающиеся прицепы и полуприцепы, а также программное обеспечение для «умных» машин). Данный список только пополняется. В частности, в рамках принятого ЕС 3 июня с.г. шестого пакета санкций введен запрет на импорт в ЕС из России свекловичного жома, багассы и жома сахарного тростника, использующихся в качестве корма в животноводстве, а также на поставки в Россию критического оборудования и технологий для производства удобрений и добычи соответствующего сырья (к примеру, для очистки природного газа от серы для производства аммиака).

По оценке экспертов Банка международных расчетов (BIS, Швейцария), предстоящее 5 декабря с.г. вступление в силу ограничений на импорт в ЕС российской нефти приведет к долговременному повышению цен на зерновые, масличные культуры и другие виды продовольствия.

 

4. «…Многие операторы предпочитают не вести более бизнес с Россией. Это их выбор. Это не потому, что они обязаны это делать, а потому, что они не хотят. Это называется «чрезмерная бдительность» (пресс-конференция Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля по итогам неформального заседания министров иностранных дел стран-членов ЕС 19 сентября с.г., Нью-Йорк).

Трактовка Ж.Боррелем «чрезмерной бдительности» (overcompliance) кардинально отличается от официального видения Еврокомиссии.

В «разъяснениях» Еврокомиссии от 17 апреля с.г. о порядке применения антироссийских санкций прямо указывается, что предусмотренные ими запреты на осуществление отдельных видов экономической деятельности намеренно сформулированы «очень широко» с тем, чтобы охватить максимально возможный спектр операций, связанных с импортом и экспортом. При этом ответственность за неукоснительное соблюдение требований санкционного режима против России возлагается на самих экономоператоров.

Более того, ЕС ведет планомерную, в т.ч. законодательную, работу по противодействию обходу есовских санкций. Компаниям и гражданам ЕС, которые будут уличены в нарушении, обходе или содействии обходу санкций, грозят преследованием, вплоть до уголовного. В мае с.г. Еврокомиссия выступила с законодательной инициативой по криминализации на уровне всего Евросоюза нарушений санкционного законодательства ЕС, включая прямое или косвенное содействие обходу ограничительных мер.

Так что отказ зарубежных компаний от взаимодействия с российскими партнерами является непосредственным результатом целенаправленных усилий Евросоюза. Бизнес запутывают, запугивают, а затем – как в случае с высказываниями Ж.Борреля – начинают продвигать от его имени не соответствующие ни реальности, ни его экономическим интересам лозунги.