Пресс-конференция Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2012 году

Опубликовано ср, 01/23/2013 - 21:32

Уважаемые дамы и господа, добрый день,

Рад приветствовать вас на традиционной встрече, посвященной подведению внешнеполитических итогов 2012 года.

Прошедший год был непростым. Отмечалось усиление неравномерности глобального развития, возрастала нестабильность, бурлил Ближний Восток. Самую серьезную озабоченность вызывает развитие ситуации в Сирии и вокруг нее. В регионе чуть ли не ежедневными стали террористические акты, бесконтрольно распространяется оружие, происходит инфильтрация боевиков, в том числе в Сахаро-Сахельскую зону. Ситуация в Мали ощущает на себе последствия событий в Ливии. Очень тревожным звонком стал захват заложников в Алжире. За истекший период нам не удалось серьезно продвинуться в реальном решении проблем нераспространения оружия массового уничтожения – я имею в виду ситуацию вокруг иранской ядерной программы (ИЯП), ядерную проблему Корейского полуострова, ситуацию с созывом Конференции по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.

Проявилась тенденция к стремлению вновь полагаться на фактор силы, решать собственные проблемы за счет других. Непросто обстоят дела в мировой экономике, особенно в еврозоне. Продолжался поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса.

В целом очевидно, что мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил. В этих условиях Россия стремилась проводить ответственную внешнюю политику, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов, а также через развитие полноценного диалога и сотрудничества со всеми государствами. Российские приоритеты были неоднократно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, в его статье «Россия и меняющийся мир», в Указе Президента В.В.Путина от 7 мая 2012 г. и затем в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. В основе наших действий по-прежнему лежали проверенные временем принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, настойчивого, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов.

В качестве ключевой рассматриваем поставленную Президентом В.В.Путиным задачу способствовать созданию богатой и благополучной России, обеспечивать благоприятные внешние условия для долгосрочного устойчивого развития страны с опорой на уникальную ресурсную базу, огромный человеческий потенциал, укрепления ее позиций как равноправного партнера на мировых рынках и в целом в международных делах. Последовательно добивались создания условий для максимально эффективного использования возможностей экономического и научно-технологического сотрудничества с зарубежными партнерами для решения национальных задач.

Мы продолжаем укреплять позиции нашей страны как одного из ведущих центров силы и влияния формирующейся новой полицентричной системы, отвечающей реалиям и задачам XXI века. Важнейшим направлением работы в 2012 г. было активное продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. Это – наш естественный приоритет. Добивались закрепления за участниками Содружества Независимых Государств достойного места в усложняющемся и высококонкурентном мире.

Практическое воплощение этот курс получил в одобренной на заседании Совета глав государств-участников СНГ 5 декабря (прошлого года) в Ашхабаде Декларации о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества и подписанном Соглашении об организации интегрированного валютного рынка. Нет необходимости в очередной раз подчеркивать значение Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ – это очень важный шаг. Продолжали углублять интеграцию в таких форматах, как Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС. Как известно, было принято решение о начале работы с февраля 2012 г. Евразийской экономической комиссии (в настоящее время этот механизм уже активно функционирует), а с 1 января 2015 г. - Евразийского экономического союза.

Эти процессы развиваются не в замкнутом пространстве. Исходим из того, что интеграционная «тройка» (Россия, Белоруссия, Казахстан) подтвердила открытость своего объединения для других участников СНГ, прежде всего членов ЕврАзЭС. В целом интеграция опирается на принципы, лежащие в основе аналогичных процессов в Евросоюзе, принципы Всемирной торговой организации. Это дает нам основание полагать, что цель, выдвинутая Президентом В.В.Путиным, - создание в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана – вполне реализуема. Говоря об интеграционных процессах, подчеркну, что в 2012 году укреплялась ОДКБ как многофункциональная структура реагирования на вызовы и угрозы.

Продолжали работу по развитию двустороннего сотрудничества со странами СНГ, включая, разумеется, наших коллег по Таможенному союзу (Казахстан, Белоруссию), Украину, страны Центральной Азии и Закавказья.

В целом все наши инициативы были направлены на продвижение позитивной, содержательной повестки дня, нацеленной на объединение усилий всех участников международных отношений. Так мы действовали в рамках ООН, «двадцатки», «восьмерки», ШОС, БРИКС. В ходе своего предстоящего председательства в 2013-2015 гг. в «Группе двадцати», «Группе восьми», ШОС и БРИКС рассчитываем использовать свои функции для дальнейшего продвижения объединительных, конструктивных подходов к различным проблемам.

Итоги декабрьского саммита Россия-Евросоюз в Брюсселе подтвердили серьезный потенциал уже имеющегося стратегического партнерства. Была продолжена работа в энергетической сфере. Как известно, полностью функционирует вторая очередь газопровода «Северный поток», началась практическая реализация «Южного потока». Ключевым пунктом в наших отношениях с ЕС остается скорейший переход к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан. Все технические и юридические вопросы для этого решены, дело - за политической волей. Мы в этом твердо уверены, о чем и сказали нашим партнерам.

Отношения между Россией и США по-прежнему имеют главное значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и в целом поддержания глобальной стабильности. Мы заинтересованы в конструктивном диалоге, развитии стабильного взаимовыгодного сотрудничества, особенно в сфере инвестиций, торгово-экономических связей, контактов между людьми. В 2012 году между нашими странами вступило в силу Соглашение об упрощении визовых формальностей для туристов и бизнесменов. Теперь мы поставили цель - и надеюсь, американские коллеги ее конструктивно рассмотрят, - продвижение к безвизовому режиму.

В наших отношениях есть и трудные вопросы – не буду подробно останавливаться на проблеме ПРО, об этом вам хорошо известно. Известны вам также и те негативные последствия, которые повлекло за собой принятие одиозного санкционного «закона имени С.Магнитского», который, по сути, подменил антисоветский закон Джексона-Вэника антироссийским. Несмотря ни на что, мы и в дальнейшем будет отвечать на недружественные шаги. Вместе с тем в корне нашей позиции лежит готовность к развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене, исходя из фундаментальных принципов равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Именно на такой основе продвигали наши отношения с Североатлантическим альянсом. На декабрьском (2012 г.) министерском заседании Совета Россия-НАТО отметили, что по целому ряду направлений сотрудничество развивается в целом успешно. Но залогом выхода партнерства на качественно новый уровень стало бы решение проблемы создания в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности, опирающейся на прочные, юридически обязывающие договоренности. Наши предложения на этот счет известны и остаются на столе переговоров.

В целом в прошедшем году все наши действия выстраивались на основе принципов уважения верховенства права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, безальтернативности центральной роли ООН, ее Совета Безопасности, недопустимости использования СБ ООН для легитимизации внешнего вмешательства во внутренние конфликты. Этим мы руководствуемся применительно и к ситуации на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, включая сирийский кризис.

Будем вносить вклад в международные усилия по обеспечению мирного урегулирования в Сирии на основе Женевских договоренностей без попыток их переписывать и интерпретировать. Этот документ не нуждается в интерпретации, в нем все написано просто и понятно: стороны должны прекратить насилие и делегировать переговорщиков для согласования структуры и целей переходного управляющего органа.

Добивались того, чтобы не предавалась забвению проблема ближневосточного урегулирования. Наши усилия, прежде всего, были направлены на возобновление палестино-израильских переговоров. Пока в этой области прогресса не наблюдается. Но мы убеждены, что усилия по содействию сторонам в возвращении за стол переговоров не только должны продолжаться, но и серьезно интенсифицироваться.

Важным элементом укрепления международных позиций России является наращивание нашего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сентябрьский (2012г.) саммит АТЭС во Владивостоке продемонстрировал серьезность российских планов и намерений. Признательны партнерам за поддержку предложенной нами повестки дня. Порядка 60 конкретных инициатив уже взяты в проработку различными профильными группами, работающими в рамках АТЭС.

Уделяли особое внимание укреплению стратегического партнерства с Китаем, Индией, Вьетнамом. Развивали многоплановые связи с Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно участвовали в деятельности многосторонних механизмов в АТР, включая Восточноазиатские саммиты. Считаем, что роль данного форума в обеспечении единых, общих подходов к безопасности и сотрудничеству в регионе будет возрастать.

Довольны нашим взаимодействием с партнерами в Латинской Америке и Африке. Мы продвигали конкретные проекты в отношениях со странами этих регионов, сотрудничали с действующими там многосторонними организациями, прежде всего с Африканским союзом и СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств).

Кардинальному повышению эффективности нашей внешнеполитической работы должно способствовать более широкое задействование возможностей «мягкой силы». Более энергичную, инициативную роль на этом направлении стало играть Россотрудничество. В течение 2012 года мы активно взаимодействовали со структурами гражданского общества, регулярно проводили встречи с неправительственными организациями, экспертным сообществом в рамках Делового и Научного советов при Министре иностранных дел России. Взаимодействовали с Российским советом по международным делам, Фондом поддержки публичной дипломатии им.А.М.Горчакова, Фондом поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. Продолжим работу по всем этим и другим направлениям.

В рамках короткого вступительного слова я не смог, разумеется, сказать обо всем. Будем проводить последовательную внешнюю политику, будем открыты для углубления сотрудничества со всеми, кто к этому готов, на основе равноправия и взаимной выгоды.

Спасибо.

Вопрос: Сергей Викторович, в марте исполняется два года с момента возникновения сирийского кризиса. Многочисленные попытки подтолкнуть стороны к диалогу провалились. Возможно ли еще, на Ваш взгляд, мирное урегулирование конфликта в Сирии?

Связаны ли объявленные Россией военно-морские маневры в восточном Средиземноморье с подготовкой к иным сценариям развития событий в регионе?

С.В.Лавров: Маневры проводятся регулярно. Наш флот до недавнего времени не мог осуществлять дальние походы, но сейчас ситуация изменилась. Для того, чтобы российская армия и флот находились в надлежащем состоянии, необходимо тренироваться. Поэтому учения наших сухопутных, военно-воздушных сил и военно-морского флота стали регулярными. В этом нет ничего необычного, т.к. наши военные моряки активно участвуют в борьбе с пиратством. Конечно же, мы не заинтересованы в том, чтобы район Средиземноморья дестабилизировался еще больше. Присутствие там российского флота, безусловно, является фактором стабилизации обстановки.

Что касается тезиса о провале попыток усадить конфликтующие в Сирии стороны за стол переговоров, то, к моему огромному сожалению, таких попыток со стороны всех внешних участников не наблюдалось. Мы добивались этого, встречались и продолжаем встречаться со всеми сирийскими сторонами, проводим одну и ту же линию в контактах и с правительством, и со всеми оппозиционерами, убеждая их в необходимости выполнять Женевское коммюнике, под которым подписались все ключевые внешние игроки – пятерка постоянных членов СБ ООН, ЛАГ, Турция, ЕС и ООН. Но, к сожалению, другие участники сформированной в Женеве «Группы действий» посылают неверные сигналы в своих контактах с оппозицией, а с правительством они практически не контактируют. Оппозиция пользуется их поддержкой в своей непримиримой позиции, заключающейся в том, что они не собираются вести переговоры с режимом. Сформированная в Дохе в ноябре 2012 г. «Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции» в своем программном документе заявила, что ее целью является свержение режима и демонтаж его институтов – что напрямую противоречит женевским договоренностям, в которых особенно подчеркивается необходимость сохранить институты государства и не повторять ошибок, сделанных в других странах этого региона.

Оппозиция в виде упомянутой коалиции в своем программном документе категорически отказалась от переговоров с Б.Асадом. Наши западные партнеры и некоторые страны ближневосточного региона приветствовали ее создание. На наш вопрос, почему они приветствовали подход, заключающийся в отказе от диалога, нам ответили, что самое главное было объединить оппозицию, а потом западные страны и другие участники процесса сирийского урегулирования убедят ее занять более конструктивную позицию. Ничего такого не происходит. К огромному сожалению, оппозиционеры продолжают категорически отказываться от диалога с властью и взяли курс на вооруженную борьбу. Наши партнеры по «Группе действий», как это ни печально, поощряют их к этому и снабжают всем необходимым для борьбы.

Таким образом, попыток усадить стороны за стол переговоров не было. Усилия предпринимались Россией, Китаем, специальным посланником ООН и ЛАГ по Сирии К.Аннаном и сменившим его на этом посту Л.Брахими.

Повторю, все упирается в одержимость оппозиционеров идеей свержения режима Б.Асада. Пока эта непримиримая позиция остается в силе – ничего хорошего не произойдет, вооруженные действия будут продолжаться, а люди гибнуть. Для нас приоритет – не достижение какой-то геополитической цели, каковой у многих явно является идея свержения режима Б.Асада, а стабилизация обстановки и скорейшее прекращение кровопролития для спасения жизней сирийцев. Но, видимо, у других коллег приоритеты иные. Мы честно разговариваем с ними об этом. На словах они вроде бы понимают угрозу, которую несет в себе перспектива развала сирийского государства. Но в публичном пространстве они излагают несколько иные подходы, отличающиеся от того, что говорят нам в частном порядке.

Вопрос: Не могли бы Вы подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Россия предлагала свою помощь в транспортировке французских войск в Мали? Какова ныне позиция России применительно к конфликту в этой стране?

С.В.Лавров: Вчера мы постарались развеять это недоразумение. 18 января с.г. у меня состоялся телефонный разговор с французским коллегой Л.Фабиусом, и он рассказал мне о том, как в Париже оценивают ситуацию в Мали. Он также выразил признательность за то, что СБ ООН оперативно и единодушно поддержал французскую реакцию на обращение правительства Мали о направлении туда французского контингента для стабилизации обстановки и недопущения захвата этого государства сепаратистами. Л.Фабиус также поинтересовался, есть ли у России возможность предоставить транспортные услуги. На это я ему ответил, что слышал о контрактах российских частных компаний, таких как «Волга-Днепр», «Эйр Бридж Карго», «СКОЛ», с различными сторонами, включая министерство обороны Франции, министерства внутренних дел ряда африканских стран, Отдел закупок ООН. И это их решение, т.к. речь идет о коммерческих проектах. Ничего более по поводу предоставления транспортных услуг мы не обсуждали. Когда появилась цитируемая Вами информация, наши французские коллеги принесли извинения и сказали, что это – искажение того, что обсуждалось между нами.

Что касается позиции России по конфликту в Мали, то мы ее регулярно излагаем. В своем вступительном слове я упоминал, что мы озабочены перспективами дестабилизации Сахаро-Сахельского региона, куда «переливается» нестабильность из Северной Африки. Люди, с которыми сейчас борются в Мали французы и африканцы, свергали режим М.Каддафи. Наши западные партнеры вооружали их, в том числе для свержения бывшего ливийского режима.

Для нас важно не подходить узко к тому, что мы наблюдаем. Пока международное сообщество действует от случая к случаю. Произошло что-то в Йемене – мы сконцентрировались на этой стране, потом Ливия, Тунис, Египет. Сейчас – Мали, Сирия. Важно поднять голову и посмотреть шире «за горизонты» на все эти процессы, которые связаны между собой и несут много угроз, в том числе угрозу терроризма. «Аль-Каида» и ее «партнеры» по этому неприглядному бизнесу всерьез вознамерились захватывать власть в государствах.

Нас также очень беспокоит ситуация между различными течениями ислама, которая представляет собой серьезный взрывоопасный накапливающийся потенциал. С этим процессом надо что-то делать, прежде всего по линии ЛАГ, ОИК. Мы выступаем за то, чтобы все исламские страны проявили солидарность друг с другом и не допускали раскола в рамках одной из важнейших мировых религий. Надеемся, что ситуация в Мали будет стабилизирована, и африканские страны в самое ближайшее время развернут там свою операцию, как это санкционировано Советом Безопасности ООН.

Повторю, надо постараться комплексно посмотреть на обстановку в огромном важнейшем регионе и сопрягать свои действия на каждом конкретном направлении с общей задачей недопущения крушения государств, исчезновения светских государств и прихода к власти радикалов и экстремистов. Это будет «мина замедленного действия» на десятилетия вперед.

Вопрос: Насколько справедлив, на Ваш взгляд, тезис о том, что знаменитой «перезагрузке» пришел конец? Какое определение Вы могли бы дать российско-американским отношениям?

С.В.Лавров: Мы уже не раз говорили о «перезагрузке» – она не может продолжаться вечно. Если это компьютерный термин, то всем должно быть понятно, что вечная перезагрузка – это сбой в системе, который означает, что она зависла.

Когда Администрация Б.Обамы объявила о желании «перезагрузить» российско-американские отношения, мы восприняли это однозначно как понимание контрпродуктивности политики, проводимой в отношении России при Администрации Д.Буша, т.е. когда «наверху» отношения лидеров были теплыми, но личная приязнь не очень передавалась на последующие «этажи», где договариваются о практических действиях. А там царило полное недопонимание. Не мы были тому виной - мы всегда стремились вести практические отношения в русле царившей между президентами атмосферы.

Когда новая Администрация США заявила, что хочет «перезагрузиться», то это относилось, прежде всего, к ней самой. И она достаточно активно, не без успеха пыталась продвигать новые подходы. Изменилась атмосфера на всех уровнях российско-американского взаимодействия: была создана Российско-Американская президентская комиссия, подписан Договор о СНВ, ратифицировано долго пылившееся в Сенате и выгодное для американских и российских компаний Соглашение «1-2-3» о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии, заключено Соглашение об облегчении визового режима и т.д.

Активно развивались культурные связи – в прошлом году мы отметили 200-летие первого русского поселения в Калифорнии Форт-Росс. Культурная жизнь, в целом, была весьма насыщенной.

В то же время в наших отношениях были и остаются раздражители. ПРО – главный из них. Но мы по-прежнему открыты для продолжения диалога. Хотя выступая за диалог, наши американские партнеры планируют и ведут строительство и создание объектов своей ПРО, которая имеет глобальное измерение, не считаясь с тем, что говорим мы. То есть, они соглашаются продолжать диалог, но делают то, что уже решили для себя и провели через решение НАТО.

К раздражителю в виде ПРО добавились новые – упоминавшийся мною сегодня «закон имени С.Магнитского», когда была цинично использована человеческая трагедия, чтобы «наказать» Россию и вмешаться в процесс, которым занимается наше правосудие и который еще не завершен. Американские законодатели взяли на себя роль судей в вопросах, касающихся нашей внутрироссийской жизни, в которых, прежде всего, мы сами должны разбираться. Мы должны были отреагировать. Это не было нашим выбором. Нас вынудили действовать таким образом, т.к. есть определенные законы в отношениях между государствами, и нельзя оставлять подобные действия без ответа.

Сейчас наблюдается новое обострение в связи с неправосудным решением американского суда по «коллекции Й.Шнеерсона». Возмутительное решение, которое не имеет ничего общего с правосудием. Коллекция, которая является достоянием российского народа, рассматривается как собственность американской общины хасидов, которые, кстати, больше 10 лет назад получили от России в порядке доброй воли несколько книг из этой библиотеки во временное пользование на несколько месяцев и до сих пор их не вернули. По-моему, это тоже надо сделать предметом судебного разбирательства.

Мы понимаем, что в США судебная система независима. Она везде независима. Американская администрация нам говорила, что полностью согласна с нашими аргументами по «коллекции Й.Шнеерсона», но практически ничего не сделала, чтобы объяснить суду реальное положение вещей. Суд принимал решение при очень вялой позиции Администрации США. Мы будем добиваться ответных шагов. Это тоже нельзя оставлять без реакции.

Но все это не добавляет позитива в наши отношения, которые сейчас не в лучшей форме. Тем не менее мы последовательно выступаем за то, чтобы, несмотря на возникающие проблемы и сложности, продолжать двигаться вперед по направлениям, где у нас совпадают интересы. А там, где нет согласия, включая случаи, о которых я упомянул, нужно искать способы не допускать, чтобы проблемы отравляли всю атмосферу и не позволяли нашим странам сотрудничать.

Мы будем последовательно и твердо отводить попытки вмешиваться в наши внутренние дела и читать нам лекции тем более, что сами «лекторы» не безупречны во многих смыслах. Но мы не станем вставать в позу обиженных и отказываться от всех других направлений сотрудничества. 18 июня 2012 г. в Лос-Кабосе президенты В.В.Путин и Б.Обама договорились, что пора уделить особое внимание поощрению двусторонних торговли, экономических связей и инвестиционных проектов. Наши объемы в этой сфере существенно отстают от отношений России с ведущими европейскими странами и Китаем, а также от объемов торговли и экономических связей США с Европой и КНР. Это станет важным тестом того, насколько мы сможем поощрять бизнес-связи. Российский бизнес хочет прийти в США, но порой испытывает там дискриминационное отношение. Как это случилось в прошлом году с ОАО «Северсталь», которая решила открыть в Детройте высокотехнологичное производство, и ей были обещаны кредитные гарантии Министерства энергетики США. Но под политическим давлением некоторых американских законодателей эти гарантии были отозваны при том, что российская компания планировала и планирует наладить высокотехнологичную линию, создав новые рабочие места в США.

Надо преодолевать политизированные подходы. Рассчитываем, что новая Администрация, формируемая Президентом Б.Обамой, сделает выводы из печального опыта и будет вести себя так, как договаривались – на основе взаимного уважения, равноправия, взаимной выгоды и без попыток вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Запланированы двусторонние контакты. Рассчитываю, что в ходе Мюнхенской конференции по безопасности в начале февраля с.г. мы сможем встретиться с руководством американской делегации. Пока туда собирается Вице-президент Дж.Байден. Если мы окажемся там вместе, то обязательно поговорим по всем вопросам и посмотрим, как развивать отношения дальше.

Продолжение следует.