О Стамбульских договоренностях

Опубликовано вт, 07/04/2023 - 13:21

На фоне скорого истечения (17 июля) срока действия «черноморской инициативы» по вывозу украинского продовольствия, которая не может быть продлена без согласия всех сторон – России, Турции и Украины, отмечается очередной всплеск пропагандистской активности со стороны западных стран, Киева и Секретариата ООН. Через год после подписания Стамбульских договоренностей ни у кого не осталось больше иллюзий и сомнений ни насчет гуманитарной направленности «черноморской инициативы», ни насчет перспектив выполнения Меморандума Россия-ООН по нормализации отечественного экспорта сельхозпродукции и удобрений.

Тем не менее продолжают использоваться аргументы, суть которых сводится к тому, что без украинской кормовой кукурузы мир умрет от голода, а незаконные односторонние санкции, введенные западниками против России, на продовольствие и удобрения не распространяются. В связи с этим необходимо вновь напомнить об истинном положении вещей с реализацией Стамбульских соглашений.

«Черноморская инициатива», целью которой было оказание помощи нуждающимся странам Африки, Азии и Латинской Америки, превратилась в сугубо коммерческий вывоз украинского продовольствия в «сытые» страны. Из 32,6 млн тонн зерновых, вывезенных с 1 августа 2022 г. из портов Одессы, Черноморска и Южного, большая часть – 26,2 млн тонн, или 81% – была направлена в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов. Беднейшие государства (Эфиопия, Йемен, Афганистан, Судан и Сомали) получили всего 862 086 тонн, или 2,6% грузов. В среднем в течение года работы «черноморской инициативы» ежемесячно ее участниками становились всего 2 судна Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН) и 90 коммерческих зерновозов.

На этом фоне ситуация с нормализацией российских поставок продовольствия и удобрений на мировые рынки, что предусмотрено Меморандумом Россия-ООН, продолжала деградировать. С июля 2022 г. Евросоюзом были введены пять новых «пакетов» антироссийских санкций в дополнение к постоянно расширяющимся экстерриториальным рестрикциям США и Британии, которые заблокировали российский сельхозэкспорт. Из пяти «системных» задач, решение которых позволило бы устранить эти препятствия, – переподключение «Россельхозбанка» к SWIFT; запчасти для сельхозтехники; реанимирование аммиакопровода «Тольятти-Одесса»; транспортная логистика и страхование; «разморозка» активов, – первые три, очевидно, сняты с повестки дня, а достижение какого-либо прогресса по оставшимся двум не просматривается.

Наглядной иллюстрацией усилий ООН и их «результатов» стали сюжеты с аммиакопроводом и безвозмездными поставками российских минеральных удобрений беднейшим странам. 5 июня аммиакопровод был подорван на подконтрольной Киеву территории по схеме «Северных потоков». Речь идет о трубопроводе, по которому ежегодно осуществлялась прокачка порядка 2 млн тонн сырья для производства удобрений, достаточного для того, чтобы накормить 45 млн человек. Из 262 тыс. тонн российских удобрений, запланированных под передачу безвозмездно нуждающимся странам, с сентября 2022 г. было отправлено лишь две       партии – 20 тыс. тонн в Малави и 34 тыс. тонн в Кению.

Руководство ООН тем не менее хранит молчание по обоим этим неудобным сюжетам. На Западе, при этом, публично заявляют о том, что никаких послаблений в рамках антироссийских санкций, в том числе для продовольствия и удобрений, быть не может. Именно поэтому нет SWIFT, введен запрет на поставки запчастей, вся территория России внесена в список зон военных рисков с «заоблачными» ставками страхования, а российским компаниям отказано в доступе к своим финансовым активам.

В этих условиях очевидно, что оснований для дальнейшего продолжения «черноморской инициативы», истекающей 17 июля, нет. В то же время российская сторона продолжает добросовестно и ответственно подходить к своим обязательствам как сторона договоренности, прилагает необходимые усилия в строгом соответствии с правилами процедуры, чтобы все участвующие в ней суда смогли успешно завершить свою миссию и выйти из Черного моря до завершения срока ее действия. Меморандум Россия-ООН, как известно, рассчитан на 3 года и специальных решений по продлению не требует.