Комментарий С.В.Лаврова по итогам переговоров с X.М.Гарсией-Маргальо

Опубликовано вт, 03/10/2015 - 00:00

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и сотрудничества Испании X.М.Гарсией-Маргальо, Москва, 10 марта 2015 года

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры с моим испанским коллегой, которые прошли в конструктивном ключе.

Испания – наш давний надежный партнер. Сейчас, конечно, двустороннее сотрудничество переживает непростой период на фоне кризиса в отношениях между Евросоюзом и Россией в контексте событий на Украине и позиции, которую в этой связи заняли в Брюсселе. У нас приостановлено взаимодействие по целому ряду важных направлений. Существенно спадает объем торгового оборота, туристические обмены тоже не выигрывают от этой ситуации, хотя туризм за последние годы стал «визитной карточкой» российско-испанских связей.

Мы были едины в необходимости преодоления сложившейся ситуации, необходимости активизации двустороннего диалога в различных областях. Договорились возобновить работу российско-испанской межведомственной рабочей группы по противодействию новым угрозам и вызовам, заседание которой состоится в ближайшее время. Недавние трагические события в целом ряде стран мира наглядно показали востребованность активизации усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Рассчитываем, что возобновление деятельности рабочей группы поможет продвижению на этом пути.

Констатировали позитивные подвижки в деле развития договорно-правовой базы между нашими странами. В России завершен процесс ратификации Договора о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, которым обеспечивается полный пакет гарантий защиты прав и интересов российских детей, усыновляемых в испанских семьях. Близится к завершению процесс заключения соглашения, которое будет упрощать правила въезда, пребывания и выезда для членов экипажей воздушных судов российских и испанских авиакомпаний, занимающихся авиаперевозками между нашими странами, что облегчит общение между россиянами и испанцами.

Договорились ускорить подписание соглашений о взаимном признании и обмене национальных водительских удостоверений – это тоже важный фактор для развития туризма, а также о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Завершается работа над Меморандумом о взаимопонимании в отношении снижения тарифов на услуги международной электросвязи в роуминге. Как Вы понимаете, все это важно для практического общения между нашими гражданами для развития контактов между людьми.

Мы довольны тем, как идет подготовка Года русского языка и литературы на русском языке в Испании и Года испанского языка и литературы на испанском языке в России в 2015-2016 гг., а также российско-испанского Года туризма в 2016-2017 гг. Договорились предпринять все необходимые усилия, чтобы насыщенные программы этих мероприятий реализовались в полном объеме и способствовали укреплению взаимопонимания между нашими народами.

Обсудили ситуацию на Европейском континенте, вопросы, которые возникают в связи с нынешним состоянием отношений между Россией и Евросоюзом, Россией и НАТО. Подтвердили нашу позицию, что восстановлению доверия в Евро-Атлантике не способствует наращивание военной активности вблизи российских границ. Конечно, мы будем вынуждены адекватно на это реагировать. Убеждены, что решать соответствующие проблемы необходимо через равноправный взаимоуважительный диалог, опирающийся на задачу воплощения на практике принципа неделимости безопасности, когда никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. От кодификации этого политически провозглашенного принципа наши партнеры из стран НАТО последовательно уходят уже многие годы.

Обсудили ситуацию на Украине. На данном этапе у нас общее видение задачи, заключающейся, прежде всего в выполнении всех без исключения положений согласованного 12 февраля в Минске Комплекса мер по мирному урегулированию, включая, конечно же, соблюдение последовательности шагов, которые в этом документе четко зафиксированы. Это предполагает решение острейших гуманитарных проблем, прекращение экономической блокады территорий Донецкой и Луганской областях, проведение муниципальных выборов, обеспечение особого статуса этих территорий и конституционной реформы. У России и Испании единая позиция, что украинский кризис не может быть урегулирован с помощью военной силы, только политический диалог является приемлемым решением.

«Сверили часы» по другим международным вопросам, прежде всего с упором на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в том числе в Сирии, Ливии, Ираке и Йемене. У нас общее мнение, заключающееся в необходимости всемирно продвигать национальный диалог, примирение и единство при одновременной последовательной принципиальной борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма. Рассчитываю, что по этим и многим другим вопросам в ближайшее время будем интенсивно консультироваться и сопрягать действия с Мадридом с учетом того, что в 2015-2016 гг. Испания будет работать в СБ ООН в качестве непостоянного члена.

Вопрос: Обсуждалась ли в ходе переговоров возможность облегчения российского продовольственного эмбарго на продукты из Испании по схеме, которая сейчас предусматривается применительно к Греции и Болгарии?

С.В.Лавров: Нет, не обсуждалась.

Вопрос (адресован Х.М.Гарсиа-Маргальо): В последний год недоверие между Россией и ЕС растёт. Как можно вернуться к сотрудничеству? Какие шаги нужно сделать в этом направлении?

До какого момента могут продолжаться санкции, и как они могут повлиять на усугубление недоверия между Россией и Испанией?

С.В.Лавров (добавляет после ответа Х.М.Гарсиа-Маргальо): Очень важно «отделять зёрна от плевел» и видеть коренные интересы стран Евросоюза и Европы в целом. Важно, чтобы в эти интересы никто не пытался вмешиваться.

Недавно Председатель Европейского совета Д.Туск общался с Президентом США Б.Обамой. По итогам его пресс-служба выпустила комментарий, в котором, если я правильно помню, говорилось, что Евросоюз не может принимать решения по России так быстро, как того бы хотелось США, потому что в ЕС 28 стран, и надо искать консенсус. То, что в Европейском союзе нужно искать консенсус, мы знаем. Это форма характерна, наверное, для любого межгосударственного объединения. Но когда руководитель Евросовета, как бы извиняясь, заявляет, что не получается действовать по России так быстро, как хотелось бы Соединённым Штатам Америки, это немного странно. Здесь самим странам Евросоюза, наверное, надо через процесс выстраивания консенсуса определить какие-то рамки поведения чиновников, которые сидят в Брюсселе и выступают от имени всех 28 государств.

Сейчас пока получается, что в Брюсселе евросоюзовская бюрократия сознательно нагнетает конфронтацию между Россией и ЕС, зачастую пытаясь представить дело таким образом, будто никакого прогресса в выполнении военных положений Минских договорённостей не существует. Тем самым они пытаются отложить реализацию политической части минского пакета и одновременно затруднить нормализацию отношений между членами ЕС и Российской Федерацией, за что выступают много государств, включая, как мы знаем, Испанию.

Мы с господином Х.М.Гарсиа-Маргальо обсуждали принятую в конце прошлого года стратегию внешней политики Испании, в которой прямо заявлено о необходимости двигаться к институализации отношений между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, включая создание зоны свободной торговли. Также в документе говорится о необходимости возобновить усилия в плане безвизового диалога. Мы всё это приветствуем и исходим из того, что, когда страны Евросоюза принимают свои национальные стратегии, они будут учитываться при выработке общих подходов всех 28 членов ЕС. Поэтому я бы приветствовал ситуацию, когда каждая страна Евросоюза руководствовалась бы своими национальными интересами.

Сегодня мы с господином Министром говорили и о возобновлении работы российско-испанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Предстоит встреча Х.М.Гарсиа-Маргальо с Министром энергетики России А.В.Новаком, являющимся сопредседателем комиссии. Ее заседание состоится сегодня после обеда. Думаю, что на ней можно будет обсудить и вопросы, касающиеся исправления тенденции к падению товарооборота, вопросы, отражающие заинтересованность испанского и российского бизнеса в продолжении совместных проектов. Наверное, можно будет обсудить и сложившуюся не по нашей вине ситуацию на треке санкций и вынужденных ответных мер, принятых Российской Федерацией в отношении сельскохозяйственной продукции стран Евросоюза.

Вопрос (адресован обоим министрам): Украинский кризис является главным мотивом недоверия, возникшего между Россией и ЕС. В некоторых кругах Евросоюза есть мнение, что недавнее присоединение Крыма к России является неконституциональным. Может ли Россия представить иск в Международный суд ООН в Гааге, и нужно ли это делать?

С.В.Лавров (отвечает после Х.М.Гарсиа-Маргальо): Мы последовательно выступаем за уважение международного права во всей полноте закрепленных в нём и, в частности в Уставе ООН целей, и принципов, которые, согласно многочисленным толкованиям экспертов международного права, имеют равный статус, и ни один из них не преобладает над другими. Их можно воспринимать только в совокупности. Право народов на самоопределение, суверенитет и территориальная целостность – все это записано в Уставе ООН, включая необходимость уважать право народов на самоопределение при обеспечении территориальной целостности государств.

Что касается международного права и внимания, которое оно вызывает в последнее время, прежде всего в связи с Крымом, мы бы хотели, чтобы с не меньшим рвением наши западные партнеры относились и к другим случаям, которые произошли совсем недавно в современной истории. Это касается бомбардировок Югославии – страны-члена ОБСЕ – другими странами-членами этой Организации, ситуации с односторонним провозглашением независимости Косово без каких-либо референдумов (когда никто даже не суетился и не спрашивал, почему это произошло без референдума). Это и нападение под откровенно надуманными предлогами на Ирак, и грубое злоупотребление мандатом Совета Безопасности ООН в Ливии – уничтожено государство, сейчас его пытаются «склеивать», и все задаются только одним вопросом, как не допустить развала и других стран этого региона.

Позиция Испании по одностороннему провозглашению независимости Косово известна, мы ее разделяем. Мы с Х.М.Гарсиа-Маргальо согласились сегодня, что все эти факты должны быть исследованы историками, а сегодня нужно заниматься реальной, практической политикой. Однако мы не достигнем результатов, если не будем помнить, почему произошли те или иные события на международной арене, которые грубо подрывали международное право. Это нужно помнить.

Что касается Будапештского меморандума 1994 года, то в нем Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Великобритания взяли на себя юридическое обязательство не применять ядерное оружие против Украины и не угрожать его применением. Это было сделано в обмен на добровольный отказ Украины от ядерных арсеналов бывшего Советского Союза. Никаких других обязательств Россия на себя не брала, как не брали их и другие страны-подписанты Меморандума. И тем более, Будапештский меморандум не обязывал нас соглашаться с государственным антиконституционным вооруженным переворотом, с насильственным захватом власти, с действиями украинских радикалов, подорвавших суверенитет украинского государства. Если кто-то забыл, то первым, видимо инстинктивным, позывом новых властей, пришедших к власти в результате госпереворота, «растоптав» Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине от 21 февраля 2014 г., завизированное министрами иностранных дел Германии, Франции и Польши, была отмена статуса русского языка и языков других меньшинств на Украине. Впоследствие этот закон не был подписан, но, как говорится, «осадок остался». Замыслы и намерения этой новой власти всем были очевидны.

Интересно, как бы отнеслась Франция (это гипотетический вопрос), если бы в Швейцарии отменили статус французского языка. Или как бы отнеслись Нидерланды, если бы в Бельгии был отменен статус голландского языка. Ответы очевидны, тем более, что порыв отменить статус языков меньшинств, включая русский, на Украине сопровождался заявлениями лидеров «майдана», которые носили откровенно антирусский характер. Д.Ярош, который со своими силовиками и боевиками правил бал на «майдане», заявил в конце февраля, что русский никогда не примет украинскую культуру, русский никогда не будет славить С.Бандеру, никогда не примет греко-католическую веру – русских изменить нельзя, поэтому их в Крыму быть не должно, их нужно либо выгнать оттуда, либо уничтожить». Никто из наших просвещенных партнеров, включая тех, кто свидетельствовал подписание Соглашения от 21 февраля 2014 г., (первым пунктом которого было обязательство создать правительство национального единства, а не правительство русофобов) на подобные заявления не реагировал.

Я приглашаю всех обратиться к интервью, которое дал Президент Российской Федерации В.В.Путин для фильма, выходящего на телеэкраны, в котором все, что произошло в Крыму и вокруг него, разъяснено предельно подробно и откровенно. Надеюсь, наши западные партнеры все-таки извлекут урок из попустительства, с которым они отнеслись к Соглашению от 21 февраля 2014 г.

Вопрос (обоим министрам): Обсуждалась ли сегодня возможность решения СБ ООН о направлении военной миссии в Ливию? Насколько вероятен такой сценарий?

С.В.Лавров (отвечает после Х.М.Гарсиа-Маргальо): Приветствуем усилия по продвижению национального примирения и согласия в Ливии, предпринимаемые в этой связи шаги по завязыванию диалога между легитимным правительством и парламентом в Тобруке и представителями исламистских организаций, расположенных в Триполи и сформировавших там свои правительство и парламент (Всеобщий национальный конгресс). Поддерживаем усилия специального представителя Генерального секретаря ООН по Ливии, подданного Испании Б.Леона, а также стран региона – Алжира, Египта, Марокко и др., – помогающих перевести этот процесс в политическое русло.

Одновременно убеждены в необходимости параллельных усилий по противодействию террористам и экстремистам, захватившим значительную часть ливийской территории, включая нефтепромыслы, которые в значительной степени финансируют деятельность террористических структур, в том числе «Исламского государства», чьи представители уже появились в Ливии и ряде других стран региона, помимо Ирака и Сирии. Здесь нужно найти правильное и выверенное сочетание линии на поддержку политического процесса и усилий по пресечению активности террористов в Ливии.

Была известная инициатива Египта, внесённая в СБ ООН, к которой мы относимся с пониманием и готовы на её основе рассматривать шаги по усилению противодействия исходящей из Ливии террористической угрозе, которые может санкционировать СБ ООН. По крайней мере, этому подходу должны следовать все государства, стремящиеся уважать Устав ООН и содержащиеся в нём нормы и принципы. Считал бы важным, чтобы таким же образом поступили и члены созданной США антитеррористической коалиции, которая наносит удары по позициям террористов в Ираке с согласия его руководства и в Сирии, но уже без согласия Правительства САР. Убеждён, что бороться с терроризмом нужно на основе международного права. В этом смысле СБ ООН не должен обходиться стороной.

Договорились с испанскими коллегами продолжать консультации по Ливии, в том числе с прицелом на продвижение политического процесса, а также возобновить работу нашей совместной межведомственной группы по противодействию терроризму.

Вопрос (адресован Х.М.Гарсиа-Маргальо): Насколько вероятно снятие санкций ЕС в июле с.г. при условии выполнения Минских договорённостей?

С.В.Лавров (отвечает после Х.М.Гарсиа-Маргальо): Мы не обсуждали санкции. Это не наш выбор, и мы не собираемся уговаривать или просить о чём-то наших европейских друзей. Жизнь должна расставить всё по своим местам. Г-н Х.М.Гарсиа-Маргальо сказал о том, как санкции воспринимаются в Европе. Они никому не приносят ничего хорошего. Поскольку всё это завязано на усилия по урегулированию украинского кризиса, то обращу внимание на то, что было согласовано в Минске 12 февраля с.г., и ещё раз подчеркну, что там предельно конкретно сформулированы шаги, которые должны предпринять все стороны конфликта – Киев, Донецк и Луганск – и их последовательность. Я обратил внимание на то, что в коммюнике, выпущенном по итогам недавно состоявшейся видеоконференции руководителей США, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Председателя Евросовета Д.Туска, подчёркивается необходимость выполнения Минских соглашений в полном объёме. В этом и наша позиция. Надеюсь, когда уважаемые лидеры западного мира будут рассматривать ход выполнения этих договорённостей, они примут во внимание факты – уже на следующий день после 12 февраля с.г. киевские власти заявили, что не брали на себя никаких обязательств в Минске в отношении организации амнистии для участников событий на Юго-Востоке Украины, а также никаких политических и юридических обязательств в отношении необходимости учёта позиций Донецка и Луганска при проведении конституционной реформы. Всё это было прямым извращением того, что было записано «чёрным по белому» и под чем стоят подписи киевских представителей.

Сейчас мы слышим, что Верховная Рада приняла заявление о том, что не будет сотрудничать с представителями провозглашённых республик при организации местных выборов, хотя в минском «Комплексе мер» от 12 февраля прямо записано, что эти выборы должны состояться с согласия территорий, на которых провозглашены ДНР и ЛНР. Киевские власти категорически отказываются выполнять и ещё один пункт, который был согласован в Минске и затем подтверждён на встрече министров иностранных дел «нормандской четвёрки» в Париже 24 февраля – немедленное создание в рамках Контактной группы рабочих подгрупп по конституционному процессу, гуманитарным и экономическим вопросам, проведению выборов и т.д. Более того, киевские власти стремятся затормозить работу самой Контактной группы, рассчитывая, видимо, что удастся создать очередное напряжение, поставить под вопрос выполнение военных положений Минских договорённостей и замотать реализацию политических реформ, под которыми подписались киевские власти. У меня возникает вопрос: может, западные коллеги всего этого не замечают? Надо обратить их внимание, что сейчас столь желаемый ими процесс полного выполнения Минских договорённостей, по сути, блокируется киевскими властями. Не знаю, какие инструменты давления на Киев есть у американцев и европейцев. Может стоит применить столь любимый ими механизм санкций, чтобы заставить киевские власти выполнять то, о чём договаривались, то, чего так дружно, в один голос требуют западные коллеги?