Комментарий ДИП МИД России в связи с сообщениями о поставках бронетехники Украине

Опубликовано пт, 08/15/2014 - 00:00

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с сообщениями о поставках бронетехники Украине

По информации венгерской онлайн-газеты Hidfo.Net, Минобороны Венгрии через некое «уполномоченное агентство» поставляет Украине находящуюся у него в наличии бронетехнику, в частности танки Т-72.

В данной связи привлекаем внимание к следующим обстоятельствам.

Поставки Киеву оружия из Венгрии являются прямым нарушением юридических обязательств Будапешта в области экспорта обычных вооружений.

Как известно, Решением Совета Европейского Союза от 8 декабря 2008 года № 2008/944/CFSP принята «Общая позиция» Евросоюза, которая обновила и придала юридическую обязательность положениям Кодекса поведения ЕС в области экспорта оружия от 8 июня 1998 года.

Статья 2 «Общей позиции» содержит критерии, в соответствии с которыми поставки оружия считаются неприемлемыми.

Так, Критерий № 2 предписывает государствам ЕС не выдавать лицензию на экспорт, «если существует очевидная опасность того, что товар, предлагаемый для экспорта, будет использован для осуществления репрессий внутри страны».

Критерий № 3 говорит о том, что государства-члены «не будут выдавать лицензию на экспорт изделий, способных вызвать вооруженные конфликты либо продлить их срок, или усугубляющих напряженность или действующие конфликты в стране конечного назначения».

Критерий № 6 говорит о том, что государства-члены ЕС при рассмотрении возможности поставки вооружений будут учитывать прежнюю деятельность страны-покупателя в отношении «соблюдения страной ее международных обязательств, касающихся, в частности, неприменения силы, в том числе в области международного гуманитарного права, в отношении международных и немеждународных конфликтов».

Всем очевидно, как власти Украины «соблюдают» международное гуманитарное право, обстреливая города и села Юго-Востока Украины из реактивных установок залпового огня, тяжелых орудий, авиационного ракетного вооружения, не гнушаясь использованием и запрещенных фосфорных и кассетных боеприпасов. Нам, может быть, скажут – где доказательства? Но скажут те, кто сами в своих голословных обвинениях России и ополченцев никаких доказательств не приводят. Поэтому заранее им отвечаем: зайдите в социальные сети – там всё и увидите. Или и в социальных сетях вам видно лишь то, что можно приспособить под «антироссийские нужды»?

Поставками оружия Украине страны-члены ЕС нарушают еще один юридически обязывающий документ - Международный договор о торговле оружием (МДТО). Пункт 2 статьи 6 Договора запрещает государству-участнику давать разрешения на передачу обычных вооружений, «если такая передача станет нарушением его соответствующих международных обязательств по международным соглашениям, участником которых оно является, в частности тех, которые касаются передачи обычных вооружений или их незаконного оборота». Очевидно, что для стран ЕС таким международным соглашением является «Общая позиция», о которой говорилось выше.

Нам могут возразить, что МДТО пока еще не вступил в силу. Для этого необходима его ратификация 50-ю государствами-членами ООН, а на сегодняшний день документ ратифицировали 43 страны. Однако отмечаем, что среди этих 43-х государств - 20 членов Евросоюза, в том числе Венгрия, которая ратифицировала МДТО 2 апреля 2014 года.

Трудно представить себе более явную антирекламу МДТО со стороны тех государств, которые первыми ратифицировали этот многосторонний документ. Обращаем внимание государств - как тех, которые присоединились к Договору, так и тех, которые еще прорабатывает такую возможность - на необходимость учитывать склонность стран Евросоюза произвольно трактовать даже те положения юридически обязывающих документов, которые такой трактовке не поддаются в принципе. Коллективная безответственность Евросоюза прикрывается круговой порукой.

Выделим также положения пункта 3 статьи 6 МДТО: «Государство-участник не дает разрешения на передачу обычных вооружений, ….. если на момент принятия решения о выдаче разрешения оно обладает достоверным знанием о том, что эти вооружения или средства будут использованы для совершения актов геноцида, преступлений против человечности, серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 года, нападений на гражданские объекты или гражданских лиц, которые пользуются защитой, или других военных преступлений, как они определены в международных соглашениях, участником которых оно является».

Полагаем, что в свете неоспоримых вопиющих нарушений Киевом правил и норм применения оружия во внутреннем конфликте дополнительные комментарии излишни.

Примечательно, что одним из аргументов в пользу принятия упомянутой «Общей позиции» ЕС называлась необходимость повысить доверие к действиям Евросоюза, направленным на продвижение МДТО, за счет придания юридической обязательности собственному режиму контроля за экспортом оружия (пункт 7 резолюции ЕС «В6-0074/2008 от 13 февраля 2008 года).

Хочется задать коллегам в Евросоюзе простой вопрос: зачем вам нужно было так активно продвигать многосторонние обязательства в области контроля над передачами оружия, если вы их настолько цинично нарушаете?

15 августа 2014 года


Английская версия положений документов, приведенных в комментарии МИД России
Common Position

CRITERION TWO - Member States will ... not issue an export licence if there is a clear risk that the proposed export might be used for internal repression…
CRITERION THREE - Member States will not allow exports which would provoke or prolong armed conflicts or aggravate existing tensions or conflicts in the country of final destination.
CRITERION SIX - Member States will take into account ... the record of the buyer country with regard to … its compliance with its international commitments, in particular on the non-use of force, including under international humanitarian law applicable to international and non-international conflicts.

The Arms Trade Treaty

Member States will take into account … the record of the buyer country with regard to … its compliance with its international commitments, in particular on the non-use of force, including under international humanitarian law applicable to international and non-international conflicts.
A State Party shall not authorize any transfer of conventional anns ... if it has knowledge at the time of authorization that the arms or items would be used in the commission of genocide, crimes against humanity, grave breaches of the Geneva Conventions of 1949, attacks directed against civilian objects or civilians protected as such, or other war crimes as defined by international agreements to which it is a Party.