Интервью и.о. Постпреда России при ЕС К.М.Логвинова телеканалу "Россия 24"

Опубликовано пн, 06/26/2023 - 07:27

Ключевые тезисы:

11-ый «пакет» антироссийских санкций

По нашим оценкам в содержательном плане ничего принципиально нового 11-ый «пакет» антироссийских санкций не содержит. Если не вдаваться в подробности и взять, например, секторальные рестрикции, то здесь идет речь скорее об уточнении существующих санкций. Но это не отменяет главного: экономическая война, которую Евросоюз ведет против России, продолжается.

Если отталкиваться от характеристики, которую Еврокомиссия дала этому «пакету», то он должен обеспечить еще более эффективную реализацию санкций на основе тех уроков, которые европейцы извлекли из применения рестрикций за последний год.

Однако главный урок был очевиден абсолютно всем, только не Евросоюзу, а именно, что никто в мире автоматически подписываться под нелегитимными санкциями и отказываться от торгово-экономических отношений с Россией не собирался изначально.

Главный акцент в новом «пакете», как и ожидалось, сделан именно на ужесточении контроля за соблюдением третьими странами уже принятых рестрикций и наказание за обход и за содействие обходу. Для такой цели создан некий «инструмент», что он из себя представляет, не конкретизируется. Но я думаю, что это не случайно. Тут главная задача направить жесткий предупредительный сигнал в адрес третьих стран.

«Стратегия экономической безопасности ЕС»

«Стратегия экономической безопасности ЕС» вписывается в протекционистскую концепцию, которой сейчас живет Евросоюз. Потому что еще до принятия этого документа мы знали, что Брюссель встал на путь принятия внутренних инструментов протекционистского толка. И, наверное, больше всего это проявляется именно в торговой политике блока.

ЕС-КНР-США

Сейчас из-за океана слышны призывы к Брюсселю к экономическому размежеванию с КНР. Всем понятно, что это будет означать определенные экономические потери для Евросоюза, которые последуют за данным шагом. Казалось бы, что, если Вашингтон что-то требует от Брюсселя применить к Пекину, то американцы должны были бы, наверное, тоже пойти на какие-то экономические уступки ЕС. Но этого не происходит. Вот, например, вспомним закон США о снижении инфляции. Он грозит переносом за океан расположенных в Европе предприятий. То есть есовцы мало того, что в принципе зажаты и должны выполнять установки Вашингтона, так еще они и ощущают на себе уязвимость этого «торга».

Новый «пакет» финансовой помощи Украине

Начнем с того, что это предложение Еврокомиссии. Точнее говоря, ее Председателя Урсулы фон дер Ляйен, для которой уже началась предвыборная борьба применительно к следующему году в плане переизбрания на посту главы Еврокомиссии на второй срок. Это тоже надо учитывать. Поэтому сейчас мы видим по всем направлениям, включая украинское, задаются тренды, перспективные планы. Все делается для того, чтобы дать понять, что многое еще нынешняя Еврокомиссия с ее руководителем не доделали. В этой связи надо бы продлить срок ее пребывания на этом посту.

Действительно прозвучала цифра в 50 миллиардов евро. Это приблизительно, по подсчетам Урсулы фон дер Ляйен, 45% всех финансовых потребностей, которые будут необходимы Украине на период с 2024 по 2027 годы.

Но сейчас у есовцев ужесточилась риторика в плане требований контроля за целевым расходованием этих средств. Среди них - модернизация национальной системы аудита, возможность проведения проверок непосредственно есовцами и даже создания совета аудиторов, который был бы подотчетен Еврокомиссии.

Несмотря на то, что с начала СВО тема неудовлетворительной ситуации с коррупцией на Украине в ЕС активно не педалировалась, перспектива выделения беспрецедентно больших объемов помощи заставила Брюссель задуматься и попытаться определить рамки отчетности перед украинцами.

© Телеканал ВГТРК «Россия 24»