Россия-ЕС: кому выгоден отказ от стратегического партнерства?

Опубликовано вт, 03/17/2015 - 00:00

Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова на слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Россия-ЕС: кому выгоден отказ от стратегического партнерства?», 16 марта 2015 года

Уважаемый Алексей Константинович,

Уважаемые депутаты и участники слушаний,

Тема сегодняшней дискуссии весьма актуальна, и в ее контексте проблематика положения с правами человека в Европейском союзе заслуживает отдельного рассмотрения.

Полагаю, что даже у самого оптимистичного наблюдателя не вызывает сомнения утверждение о том, что Европейский союз сейчас переживает самые непростые за всю историю своего существования времена с точки зрения уровня и качества соблюдения фундаментальных прав и свобод человека. Правозащитные проблемы проявляются сплошь и рядом, несмотря на упорные попытки европейских лидеров представлять ЕС и отдельные, входящие в него страны, в качестве своего рода демократических и «правочеловеческих» эталонов для остального «непросвещенного» мира.

Авторитетные правозащитные НПО, профильные международные структуры, в том числе ООН, ОБСЕ и Совет Европы, не перестают публиковать данные, свидетельствующие о том, что проблемы в сфере прав человека в ЕС нарастают как снежный ком. Соответствующие тревожные сигналы методично поступают из конкретных стран-членов ЕС.

Нарушения прав человека в ЕС охватывают весь спектр свобод – мысли, совести, религии, выражения мнений, СМИ, собраний и ассоциаций, передвижения и др.

В последние годы во многих государствах-членах ЕС наблюдается стремительный опасный рост ксенофобии, национализма, неонацизма и в целом идей ненависти и агрессии по различным, в том числе социальным, языковым, расовым и другим признакам. Повсеместно наблюдается усиление ультраправых и экстремистских течений, движений и организаций.

Несмотря на это в Евросоюзе по-прежнему отсутствует адекватный механизм оперативного и эффективного воздействия на страны-члены, допускающие случаи нарушения или неуважения прав человека.

Агентство ЕС по основным правам человека, которое, как заверяет руководство ЕС, призвано следить за ситуацией с правами человека «дома», на деле лишь осуществляет выработку заключений рекомендательного характера. Причем исследуемые им темы явно отбираются по степени их удобности и малоконфликтности.

Здесь важно отметить, что, несмотря на в целом представительное участие государств-членов Евросоюза в основных многосторонних договорах по правам человека, некоторые из стран, включая, в том числе и т.н. развитые демократии, по-прежнему предпочитают не брать на себя соответствующих обязательств в отношении целого ряда ключевых правозащитных документов. Среди «штрафников», в частности, – Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Греция, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, т.е. подавляющее большинство стран-членов Европейского союза.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с оговорками, которые государства-члены ЕС делали к отдельным положениям основных многосторонних договоров по правам человека. Значительная их часть вытекает из политизированного толкования в ЕС ряда прав и свобод в качестве абсолютных, т.е. якобы не подверженных никаким ограничениям. Речь, в первую очередь, идет о праве на свободу выражения мнения, а также о праве на свободу собраний и ассоциаций. Эти оговорки десятилетиями фактически принуждали европейцев оставлять открытой дверь для категорически запрещенной международным правом пропаганды и распространения неонацизма и других идей, основанных на ненависти к лицам с другим цветом кожи, этническим происхождением, вероисповеданием и др.

В результате при попустительстве и даже прямой поддержке официальных властей по улицам Риги и Таллина регулярно маршируют ветераны дивизий СС, СД и другие приспешники нацистов, проводятся слеты ветеранов «Ваффен-СС», а также лиц, воевавших в других частях гитлеровских войск, в тыловых подразделениях, бывших пособников нацистов и их современных «поклонников». В Болгарии ежегодно проводится «Луков марш». В Польше как минимум раз в год проходят фестивали неонацистской музыки с участием «музыкантов» из Польши, Венгрии, Эстонии, Германии. Показательно, что с 2014 г. подобные сборища широко рекламируются, билеты доступны в Интернете. Все мы помним поразившие своим кощунством перформансы на тему Холокоста в рамках февральской выставки в Тарту.

Собственно, на сегодня, 16 марта, в Латвии запланированы праздничные мероприятия по случаю Дня памяти латышских легионеров «Ваффен-СС». Рижская дума дала согласие на проведение этого «марша побежденных» – и в военном, и в историческом смысле. Местные правоохранительные органы будут, как и прежде, следить и оберегать его. По некоторой информации, в этом постыдном мероприятии могут принять участие и члены правительства. Считаем это неприемлемым попустительством со стороны властей Латвии пропаганде и распространению нацизма и «родственных» ему агрессивных ксенофобских идей.

Уважаемые друзья,

Сегодняшние слушания проходят в преддверии важной памятной даты – 70-летия окончания Второй мировой войны. Наша страна понесла колоссальные жертвы, освобождая Европу от нацизма. В этой связи перечисленные выше примеры, отсутствие внятной осуждающей реакции со стороны ЕС на них, равно как и на возмутительное заявление Премьер-министра Украины А.П.Яценюка (кстати, сделанное в Берлине) о «вторжении» СССР в Германию и на Украину в годы Войны или кощунственные высказывания Министра иностранных дел Польши Г.Схетыны относительно «освобождения» Освенцима украинцами, заставляет задуматься, насколько хорошо в Европе усвоены трагические уроки Второй мировой войны.

Мы все чаще фиксируем случаи, когда представители ЕС пытаются ставить знак равенства между гитлеровской Германией и СССР как якобы несущих равную ответственность за развязывание Второй мировой войны, искажают роль и вклад советского народа в освобождение Европы от нацизма. Дошло уже до заявлений о том, что многим европейским странам ее окончание «принесло не свободу, а новые преступления против человечности».

Считаем подобные высказывания абсолютно недопустимыми. Они не выдерживают никакой критики с точки зрения соответствия истине и исторической правде.

На этом фоне представляется неудивительной из года в год усугубляющаяся статистика преступлений на почве антисемитизма, как, впрочем, исламофобии и христианофобии в странах-членах ЕС. По оценке французских социологов 2014-й год выдался рекордным с точки зрения правонарушений во Франции на почве антисемитизма – 851 случай, по сравнению с 466 случаями в 2010 году. В Швеции количество преступлений на почве ненависти составляет около 6 тыс. случаев в год. 72 % из них имеют ярко выраженный расистский или ксенофобский подтекст. По обнародованным Генпрокуратурой Польши данным, за первое полугодие 2014 г. количество правонарушений на почве этно-религиозной ненависти в этой стране также увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Во многих некоторых других государствах-членах ЕС каждый десятый работающий либо ищущий работу еврей сталкивается с дискриминацией, 40-50 % респондентов задумываются об эмиграции, т.к. не чувствуют себя в безопасности.

В контексте вышеизложенного вызывает непонимание консолидированное «воздержание» всех стран-членов ЕС, наряду с США, Канадой, а теперь и Украиной, при голосовании по традиционно предлагаемой Россией резолюции ГА ООН «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Среди других острых правочеловеческих проблем Евросоюза – торговля людьми, в т.ч. с целью извлечения человеческих органов, недостаточная защита детей, в т.ч. от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации, порнографии, прав беженцев, мигрантов, заключенных, ограничение свободы СМИ. Очень непростым остается положение цыган, проживающих в ряде стран-членов ЕС.

Многие из упомянутых проблем дополнительно усугубляются в условиях продолжающегося в Европе финансово-экономического спада, в том числе вследствие алогичных и себе в ущерб антироссийских санкций.

Целый ряд государств-членов ЕС участвовал в постыдной программе ЦРУ по тайному задержанию, транспортировке и содержанию в американских «секретных тюрьмах» лиц, подозреваемых в терроризме. В декабре минувшего года Сенат США обнародовал 528 из почти 7 тыс. страниц своего доклада по этой теме.

Правозащитные организации, ознакомившись с содержанием доклада, охарактеризовали его не иначе, как шокирующим свидетельством пыточных методик и бесчеловечного и жестокого обращения со стороны спецслужб США.

«Международная амнистия» в своем отчете в 2015 г. на эту тему предложила ориентировочный перечень европейских стран, которые содействовали (в некоторых случаях, по мнению правозащитников, за многомиллионное вознаграждение) ЦРУ, в том числе размещая секретные тюрьмы на своих территориях. В частности, упомянуты Литва, Польша, Румыния, Германия, Македония и Великобритания, которая называется «наиболее важным союзником США» в противоправных операциях ЦРУ.

Эксперты констатируют, что ни одно из упомянутых европейских государств – а это не полный их список – до сих пор не провело полноценного беспристрастного расследования. Напротив, имеет место последовательная линия властей на затормаживание таких процессов.

Хотел бы отдельно поговорить о позорящем Европу неприемлемом положении русскоязычного меньшинства в Латвии и Эстонии, подвергающегося на протяжении последних трех десятилетий непрекращающейся целенаправленной дискриминации со стороны властей этих стран.

Продолжает свое существование феномен «безгражданства». В Латвии «неграждан» около 14 % населения, а в крупнейших городах, таких как Рига, Даугавпилс и Лиепая, их более половины.

В заключении Консультативного комитета Рамочной конвенции СЕ по защите национальных меньшинств о ситуации в Латвии по итогам второго цикла мониторинга (2008-2013 гг.) недвусмысленно отмечается, что дискриминационная политика латвийских властей в отношении нацменьшинств (а их в целом в стране около 38 %) не только не ослабевает, но и во многом усиливается, что провоцирует усугубление раскола в обществе по национально-языковому признаку.

Особо отмечаем последовательное наступление в Латвии на русскоязычные СМИ, выдавливание их в соответствии с поправками в закон «Об электронных СМИ» из радиопространства и кабельных сетей. Это делается, несмотря на закономерный высокий спрос на русскоязычное вещание.

Неблагоприятной сохраняется ситуация с обеспечением прав русскоязычного меньшинства в Эстонии. По состоянию на 1 мая 2014 г., в соответствии с данными МВД Эстонии, количество лиц без гражданства в этой стране составляло около 86 тыс. чел. – более 6 % населения, причем около половины из них родились на территории Эстонии. Темпы получения гражданства в порядке натурализации остаются низкими: в 2012 г. 1332 чел., в 2013 г. – 1309 человек.

В августе 2014 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН по итогам рассмотрения 10-го и 11-го периодических докладов Эстонии по исполнению Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации потребовал от властей этой страны активизировать усилия по борьбе с «безгражданством». Кроме того, было отмечено отсутствие антидискриминационного законодательства и неблагополучная гуманитарная ситуация в стране в целом.

22 января 2015 г. парламент Эстонии принял изменения в Закон «О гражданстве», затрагивающие некоторые аспекты положения лиц без гражданства в этой стране, в частности, вопрос автоматического предоставления эстонского гражданства детям «неграждан», а также освобождения лиц старше 65 лет от письменной части экзамена по эстонскому языку. Считаем это давно назревшим позитивным шагом в направлении ликвидации самовоспроизводства института «безгражданства». Вместе с тем очевидно, что данное «обновление» Закона «О гражданстве» априори не может привести к радикальному сокращению количества лиц без гражданства. Темпы работы в этой области однозначно надо повышать.

Серьезную озабоченность вызывает проводимая в настоящее время в Эстонской Республике реформа системы образования, свидетельствующая о намерении эстонских властей ликвидировать возможность получения образования на родном языке для нетитульного населения.

Уважаемые друзья,

На протяжении последних четырех лет, с момента создания в МИД России поста Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права, в соответствии с порученным мандатом мы вели плотный мониторинг «правочеловеческого климата» в Европейском союзе. На эту тему были выпущены несколько докладов МИД России с описанием правозащитной ситуации во всех странах-членах ЕС, комплексным анализом общеесовских проблем и многочисленных проявлений порочной практики «двойных стандартов» Брюсселя в области прав человека, в т.ч. в отношении внутриукраинского конфликта.

Обнародование этих документов сопровождалось проведением предметных встреч с европейскими коллегами – руководством профильных структур ЕС. Общались с многочисленными представителями стран-членов. Делились с ними нашими серьезными опасениями тем, что маховик проблем в ЕС в области прав человека раскручивается с каждым годом все сильнее, а воз, как говорится, и ныне там. С нами в этом солидарны правозащитные НПО, считающие, что одними декларациями бедственное положение в Европейском союзе не исправить. Есовцы наш анализ априори называют предвзятым и демонстративно отворачиваются от предлагаемой фактуры, еще глубже закапываясь в свои иллюзии.

Вызывает недоумение, что, несмотря на весь этот массив проблем в правочеловеческой сфере – мы представили лишь толику истины, ЕС как организация на это адекватно не реагирует, а страны-члены предпочитают дистанцироваться от них. Вместе с тем есовцы продолжают поучать остальных, в том числе Российскую Федерацию. Конструктивного равноправного диалога с нами по правозащитным темам нет. Имевшиеся ранее, пускай и не идеальные, механизмы, фактически заморожены по инициативе Брюсселя. Есовцы остаются на бесперспективном пути противоправного давления на Россию, попыток вмешательства в наши внутренние дела. Сейчас это заметно и обывателю, в том числе по «делу Савченко» (как быть с принципом независимости судебной системы, о которой любят рассуждать на Западе?), и через откровенную политизацию убийства Б.Е.Немцова. Считаем это грубейшим нарушением фундаментальных принципов демократии. При том, что катастрофическое положение с правами человека на Украине остается для Европейского союза «за кадром». Если это не двойной стандарт, то что это?

Что касается России, то мы по-прежнему готовы к равноправному конструктивному диалогу с ЕС по гуманитарно-правочеловеческой повестке дня и уверены, что такой диалог – в стратегических интересах как Евросоюза в целом, так и конкретных стран, в него входящих. Если есть проблемы, то лучше их честно обсуждать, где можно, объединять усилия, тем более что многие из этих проблем носят трансграничный характер.

Рассчитываем, что осознание неминуемости такого подхода лучше рано, чем поздно у наших есовских коллег наступит.

Благодарю за внимание.