Комментарий относительно высказываний Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам

Опубликовано вт, 03/15/2016 - 00:23

Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно высказываний Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам

Обратили внимание на комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини по отношениям Евросоюза с Россией на пресс-конференции по итогам состоявшегося 14 марта с.г. заседания Совета ЕС по иностранным делам.

Ничего нового по существу сказано не было. Все из 5 обозначенных Ф.Могерини т.н. «руководящих принципов» мы в том или ином виде слышали ранее, т.е. фактически есовцы просто зафиксировали существующее положение дел.

Что касается упорного стремления ЕС увязать любые подвижки в отношениях с Россией с полным выполнением Минских соглашений, то все более очевидной становится абсурдность подобного упорства в условиях неспособности Киева выполнять достигнутые договоренности: украинская сторона всячески от этого уходит, ссылаясь на недостаточные условия безопасности, которые сама же и создает. Т.е. в Брюсселе, по сути, делают судьбу российско-есовских отношений заложником украинских властей. По статусу Крыма - этот вопрос, как известно, окончательно закрыт. То, что для Запада - «нелегальная аннексия», для россиян - реализация демократических принципов в соответствии с проведенным референдумом и восстановление исторической справедливости.

Вместо того чтобы извлечь уроки из фактически проваленного «Восточного партнерства», Брюссель, похоже, собирается поставить теперь и центральноазиатские страны перед надуманным выбором - либо с ЕС, либо с Россией. По-прежнему считаем, что избежать ситуаций, подобных украинской, помогло бы предложенное нами ранее формирование Единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.

Недоумение вызвала привязка необходимости усилить «устойчивость» ЕС в энергетической сфере к российско-есовскому взаимодействию. Энергетическая безопасность государств-потребителей энергоресурсов целиком и полностью зависит от умения выстраивать партнерские, надежные и устойчивые отношения с их поставщиками. Россия - ключевой поставщик энергоносителей в ЕС и, по сути, основной гарант его энергобезопасности. Последние же иррациональные попытки Евросоюза всеми силами принизить энергетическое сотрудничество с Россией, а также меры по административному ограничению доли российского энергосырья на есовском рынке, в т.ч. через разного рода принимаемые законодательные акты и стратегии, свидетельствуют лишь о том, что ЕС в угоду внерегиональным игрокам «пилит сук, на котором сидит», разрушая устоявшиеся и положительно зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий российско-есовские связи.

Планы развития т.н. «стратегической коммуникации» порой напоминают худшие образцы цензуры времен «холодной войны». Насколько можно судить по деятельности существующей в структуре Европейской внешнеполитический службы «Группы стратегической коммуникации - Восток», основная ее задача состоит исключительно в изобретении небылиц о «гибридных угрозах» и «всесильной российской пропаганде». Кому понадобилось пугать есовскую общественность подобными «страшилками» - вопрос риторический.

Что касается обозначенного желания усилить поддержку российского гражданского общества, то это не более чем очередной пропагандистский трюк и явная подмена понятий. В западных столицах хорошо известно о широчайшем общественном консенсусе по поводу самостоятельной внешней политики России. Если Евросоюз не знает, куда деть лишние средства, и готов вкладываться в поддержку узкой маргинальной прослойки «правильных» в есовском понимании деятелей, то посоветовали бы Брюсселю больше внимания уделить собственным проблемам - например, экономической ситуации некоторых стран-членов или кризису с мигрантами. Вмешиваться во внутренние дела России, разумеется, не позволим. Что же касается разглагольствований о необходимости расширения контактов между людьми, то не уместнее было бы подписать фактически уже готовое модернизированное соглашение об упрощении выдачи виз, а также довести до логического завершения безвизовый диалог?

В качестве одного из основных руководящих принципов взаимодействия с Россией Евросоюз провозглашает намерение развивать «избирательное сотрудничество» исключительно по интересующим его вопросам. Россия, как известно, неоднократно заявляла о готовности к полномасштабному восстановлению отношений с ЕС. Но меню мы привыкли выбирать сами. Сегодня, из-за позиции Евросоюза, оно постное. Быть ли ему полноценным - предмет взаимоприемлемых договоренностей, а не односторонних подходов.

15 марта 2016 года