Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ Д.А.Балакина на заседании Постоянного совета ОБСЕ

Опубликовано пн, 01/23/2017 - 13:31

В ответ на выступления Спецпредставителя Действующего председательства ОБСЕ в Контактной группе по Украине М.Сайдика и главы Спецмониторинговой миссии ОБСЕ

на Украине Э.Апакана

 

Уважаемый господин Председатель,

Благодарим спецпредставителя Действующего председательства ОБСЕ в Контактной группе М.Сайдика и главу Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Э.Апакана за изложенные оценки.

Убеждены, что всеобъемлющему выполнению минского «Комплекса мер» для мирного урегулирования внутриукраинского кризиса нет альтернативы. Россия и дальше готова оказывать этому содействие, как в рамках Контактной группы, так и в других форматах – в «Нормандской четверке» и в двусторонних контактах. При этом реальный прогресс возможен лишь через прямой диалог Киева, Донецка и Луганска.

Необходимо полное прекращение огня и отвод вооружений, обеспечение правовых и материальных гарантий для жителей Донбасса в т.ч. через введение в действие закона об особом статусе и его закрепление в конституции Украины, проведение местных выборов, предоставление гарантий непреследования лиц в связи с событиями на востоке Украины.

Реинтеграция Донбасса в Украину невозможна без восстановления разорванных Киевом гуманитарных, экономических и финансовых связей.

К сожалению, не видим готовности украинских властей выполнять положения минского «Комплекса мер». Результаты первого в 2017 г. заседания Контактной группы и её подгрупп подтвердили твердый курс Киева на саботаж или, как минимум, торможение минского процесса.

Ключевые предпосылки всеобъемлющего урегулирования согласно «Комплексу мер» – законодательное закрепление особого статуса Донбасса, проведение местных выборов, конституционная реформа, амнистия. Однако в подгруппе по политическим вопросам украинская сторона не готова зафиксировать на бумаге ни свою позицию, ни т.н. «формулу Ф.-В.Штайнмайера», сопрягающую проведение выборов и вступление в силу закона об особом статусе Донбасса.

Эта деструктивная позиция прикрывается поддерживаемой Киевом напряженностью на линии соприкосновения. Накануне «новогоднего» перемирия ВСУ попытались совершить вооруженный прорыв к Дебальцево. СММ подтверждает выдвижение позиций ВСУ на километр в районе Светлодарска, захват Новолуганского, ввод техники в окрестности Калиновки, дислокацию огневых позиций ВСУ в населенном пункте Возрождение. По данным Миссии, за 24 декабря – 16 января населенные пункты под контролем ополчения многократно подвергались артиллерийским обстрелам с направлений, где дислоцируются ВСУ. Разрушены дома в Горловке, Дебальцево, Желтом, Калиновом, Коминтерново, Куликово, Новоалександровке, Углегорске, Ясиноватой, убит мирный житель Ирмино, нанесены удары по Станице Луганской, Раевке и Фрунзе.

Вооруженными силами Украины не соблюдается «Комплекс мер» в части отвода военной техники. С 28 сентября 2016 г. по 12 января 2017 г. наблюдатели СММ насчитали 474 единицы тяжелых вооружений силовиков в «зоне безопасности». По данным Миссии, на складах ВСУ находится только 6% подлежащей отводу техники.

В очередной раз Киев откладывает начало разведения сил и средств в Станице Луганской.

Как расценивать указание министра внутренних дел Украины А.Авакова готовиться к выходу на границу с Россией в 2017 г.? Есть сомнения, что этим он имел в виду добросовестное выполнение Киевом всех условий передачи границы под контроль Киева, предусмотренных п.9 «Комплекса мер». Это скорее пример нагнетания воинственной риторики, подрывающей перспективу мирного урегулирования.

Еще одна проблема в том, что ВСУ не контролируют т.н. добровольческие формирования, в т.ч. «Правый сектор», свободно орудующие на линии соприкосновения.

На гуманитарном направлении Киев отчаянно препятствует полномасштабному обмену заложников и незаконно удерживаемых лиц.

Обратили внимание на заявление вице-премьера Украины И.Розенко: Киев не возобновит выплату пенсий жителям Донбасса. В совокупности с гуманитарной блокадой это четко иллюстрирует подлинное отношение властей к населению Донбасса.

Работу экономической подгруппы Киев также блокирует.

Таким образом, уважаемые коллеги, обращать претензии в плане выполнения минских договоренностей надо к Киеву. Не стоит поощрять тех, кто пытается пересмотреть достигнутый в белорусской столице 12 февраля 2015 г. компромисс. Без солидного импульса украинским властям со стороны их западных партнёров ситуация вряд ли изменится к лучшему. Мы по-прежнему будем слушать отговорки о «российской агрессии», «самообстрелах» городов Донбасса и других якобы препятствиях на пути выполнения «Комплекса мер». Единственное настоящее препятствие – это боязнь киевского руководства, что с выполнением минских договоренностей рухнет все, чего они достигли, благодаря перевороту на майдане.

Весной 2014 г. после визита вице-президента США Дж.Байдена на Украину Киев развязал военную карательную операцию против населения Донбасса. Надеемся, что на этот раз последствия визита в Киев американского гостя будут не такими трагическими.

Пользуемся случаем, чтобы еще раз выразить поддержку работе Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, которая в соответствии с мандатом должна быть объективной и транспарентной. Безопасность наблюдателей остается одним из наших приоритетов. Это касается всех наблюдателей вне зависимости от их гражданства. Недопустимы возобновившиеся попытки украинских силовиков отфильтровать патрули СММ по признаку гражданства и на этом основании блокировать им доступ к отдельным объектам.

Исходим из того, что наблюдение СММ будет вестись равномерно и беспристрастно по обе стороны линии соприкосновения. Необходимо усилить и сделать круглосуточным контроль в «зоне безопасности» и мониторинг режима прекращения огня. Можно увеличить число наблюдателей на линии соприкосновения и в местах складирования вооружений.

По-прежнему ожидаем от СММ сводный тематический доклад о жертвах среди мирного населения и разрушениях ключевых объектов гражданской инфраструктуры за все время конфликта.

Свободу передвижения наблюдателей ограничивают преимущественно ВСУ. По данным СММ за 28 сентября 2016 г. – 12 января 2017 г., украинские силовики препятствовали работе наблюдателей вне районов разведения 294 раза. Это составляет 60% от общего числа ограничений свободы передвижения СММ. Не видим особых проблем и с доступом к приграничным территориям – с 24 декабря по 16 января наблюдатели 24 раза посещали неконтролируемый Киевом КПП. Ничего особенного зафиксировано не было.

Мандат СММ покрывает не только Донбасс, но и другие области Украины, и Киев. Ситуация на Украине в целом требует более пристального внимания СММ, она все больше влияет на перспективы реализации минских договоренностей. Нужен более плотный мониторинг соблюдения прав человека, свободы слова и выражения мнения, проявлений агрессивного национализма и экстремизма, притеснения русского языка и культуры на национальном и местном уровне, нападок на Православную церковь.

Эти темы достойны не только освещения в рамках ежедневной отчетности СММ, но и отдельных тематических докладов. Кадровых и аналитических возможностей СММ для этого более чем достаточно. Государства-участники вправе получать от миссии больше информации и больше анализа.

В заключение позвольте еще раз поблагодарить уважаемых послов М.Сайдика и Э.Апакана, передать наши искренние слова признательности всем координаторам подгрупп минской Контактной группы и всем наблюдателям Спецмониторинговой миссии ОБСЕ.

Благодарю за внимание.