Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М.Гатилова на Брюссельской конференции «В поддержку будущего Сирии и региона»

Опубликовано чт, 04/06/2017 - 11:43

Брюссель, 5 апреля 2017 года

Уважаемые дамы и господа,

Сирийский конфликт является наиболее острым кризисом современности. Убеждены, что решить гуманитарные проблемы без выхода на политическое урегулирование не получится. В последнее время произошли определенные позитивные сдвиги. Россией совместно с Турцией и Ираном запущен «Астанинский процесс», в рамках которого обсуждаются вопросы укрепления режима прекращения боевых действий. Во многом благодаря этому удалось возобновить межсирийские консультации, последний раунд которых только что состоялся в Женеве. Процесс, конечно, идет непросто. За годы конфликта накопилось взаимное недоверие сторон. Но задача состоит в том, чтобы помочь самим сирийцам выйти на конкретные договоренности в соответствии с параметрами, заложенными в резолюции СБ ООН 2254, включая по вопросам разработки конституции и борьбы с терроризмом. Важно, чтобы судьбу Сирии определяли сами сирийцы.

В этой связи считаем недопустимым использование гуманитарных проблем в качестве рычага для оказания воздействия на их суверенный выбор. Следует деполитизировать гуманитарное досье, прекратить искусственно раздувать «трагедии дня». Оказание гуманитарной помощи должно осуществляться в непосредственной координации и во взаимоуважительном диалоге с законным правительством САР, которое, к сожалению, в очередной раз не было приглашено для участия в подобном мероприятии. Это неправильный подход.

Не будем забывать, что большая часть населения САР сосредоточена на территориях под контролем Правительства. В то же время на территориях смешанного контроля сил так называемой «умеренной» вооруженной оппозиции и террористов «Джабхат ан-Нусры» проживает порядка 1,5 млн. человек.

Упомяну и еще один важный момент. Нельзя призывать к гуманитарной помощи населению Сирии и одновременно расширять рестрикции, в результате которых страдают наиболее уязвимые слои населения. Следствием такого ненормального положения дел стал, в частности, дефицит медикаментов и импортного сырья, необходимого для производства в Сирии основной номенклатуры лекарственных препаратов.

К сожалению, в сирийском конфликте международное сообщество по-прежнему сталкивается с ситуацией, когда есть различие между обещаниями выделить финансовое вспоможение и доведением реальной помощи «на земле» до нуждающихся, которым зачастую больше нужны реальные хлеб и вода, нежели деньги.

Россия оказывает гуманитарную помощь Сирийской Арабской Республике как по линии международных гуманитарных организаций, через которые мы выделили уже более 45 млн. долл., так и по двусторонним каналам, по которым напрямую в Сирию мы поставляем продукты питания и медикаменты. Российские военные на ежедневной основе осуществляют раздачу гуманитарной помощи населению, в т.ч. в прифронтовой зоне. И поэтому мы действительно не понимаем позицию тех, кто радел о гуманитарных конвоях в восточный Алеппо в то время, когда склады там, как выяснилось позднее, были забиты медикаментами. Почему те же самые люди забыли о необходимости помогать этому городу после изгнания оттуда террористов? Опять «двойные стандарты»!

Дамы и господа,

На повестке дня уже сейчас стоят вопросы содействия Сирии в восстановлении социально-экономической инфраструктуры: обеспечения электро- и водоснабжения, налаживания работы школ и больниц в освобожденных от террористов районах, обеспечения учащихся всем необходимым для организации нормального учебного процесса. Негуманно увязывать решение этой задачи с периодом «после достижения соглашения» и под этим предлогом выдвигать условия относительно того, каким это соглашение должно быть.

Восстановление разрушенного хозяйства могло бы послужить мощным толчком для возвращения беженцев и ВПЛ в родные места. Такие усилия сократили бы социальную базу вооруженной, в т.ч. террористической, активности в Сирии. Также не будем упускать из виду и удручающее положение палестинских беженцев, обретших кров в Сирии.

Требуются также срочные меры по гуманитарному разминированию территории Сирии, и в частности по сохранению для будущих поколений бесценных сокровищ культуры там, где орудовали террористы и радикалы. Мы призываем к созданию международной коалиции по разминированию сирийской территории. Россия уже активно работает над этой задачей. Призываем всех партнеров, небезучастных к сохранению исторического наследия, оставить известные противоречия и внести посильный вклад в общее дело, которое требует в том числе и значительных финансовых вложений. Ожидаем, что к этим усилиям активно подключатся ООН, Управление по координации гуманитарных вопросов, ЮНЕСКО.

И наконец, что не менее важно. Насколько мы понимаем, сопредседатели намерены огласить резюме конференции. Конечно, мы оставляем его под их собственную ответственность, но надеемся, что они проявят взвешенный и аккуратный подход в оценках и отразят весь спектр позиций, озвученных в ходе дискуссии.

Со своей стороны Российская Федерация готова и далее к равноправному сотрудничеству на прочной международно-правовой основе со всеми, кто желает внести конструктивный вклад в сирийское урегулирование.