Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко газете "Комсомольская правда", 22 ноября 2023 г.

Опубликовано ср, 11/22/2023 - 09:13

Практически никто из экспертов не возражает против утверждения о том, что сегодня от общеевропейской безопасности не осталось камня на камне. Но ведь так можно «доиграться» и до полного уничтожения человечества. И все же НАТО отказывается от спасительного для всех диалога с Россией. О том, что в реальности происходит и есть ли выход из тупика, спецкор KP.RU поговорил с заместителем министра иностранных дел России Александром Грушко.

- Александр Викторович, вы шесть лет проработали Постоянным представителем Российской Федерации при НАТО. По вашему мнению, наши отношения с натовцами заморожены на десятилетия? Или вы все же видите хоть минимальный свет в конце этого туннеля?

- Агрессивно-конфронтационные действия НАТО в отношении нашей страны сделали невозможным продолжение «бизнеса как обычно». Причина в том, что «генетический код» НАТО проявлялся всегда. Альянс не захотел встраиваться в коллективные усилия по обеспечению глобальной и европейской безопасности. США поняли, что это ослабляет его роль, и, следовательно, ограничивает возможности Вашингтона манипулировать союзниками.

После провала миссии США в Афганистане и на фоне катастрофических итогов натовских и с участием стран НАТО интервенций на Балканах, в Ираке, Ливии, Сирии еще резче обозначился процесс возвращения НАТО «к истокам» - статье 5 Вашингтонского договора. Чтобы закрепить этот процесс, увеличить военные ассигнования, нарастить военные потенциалы и все это идеологически «продать» общественности, в НАТО вновь заговорили о неизбывной угрозе с Востока.

Из России усиленными темпами стали лепить образ врага, вынашивающего агрессивные планы, которые можно нейтрализовать только демонстрацией силы. Параллельно США целенаправленно и методично, при почти полном молчании европейцев, разрушали инструменты контроля над вооружениями – материальную базу европейской безопасности. ДРСМД, ДОН, ДОВСЕ – не полный перечень американских «достижений» на этой стезе.

А кровавый переворот в Киеве и последующие события были лишь использованы в качестве обоснования для возвращения НАТО к схемам «холодной» войны.

Украину стали превращать в анти-Россию, довооружали и перевооружали, продолжают поставлять все более смертоносное оружие, используя ее как инструмент против нас в гибридной войне с целью нанести нашей стране «стратегическое поражение».

В стратконцепции альянса, утвержденной в прошлом году на саммите в Мадриде, Россия объявлена «наиболее значительной и прямой угрозой». Из подобной конфронтационной логики натовцы планируют исходить по меньшей мере в ближайшие десять лет, на которые рассчитан этот доктринальный документ. Под нее выстраивается процесс военного планирования, который еще жестче закрепит зависимость европейцев от США. И не только в сфере безопасности.

«Прифронтовых» членов альянса такое положение не только устраивает, они его добиваются, требуя размещения на своей территории всё новых натовских сил, предпочтительно американских. Видимо, «идеал» европейской безопасности теперь для них заключается в обмотанных колючей проволокой границах.

Когда западноевропейцы или их часть осознает, что этот путь тупиковый – вопрос открытый. Но невозможно говорить об укреплении архитектуры безопасности без учета интересов России. Агрессивное поведение в отношении нашей страны приведет к полной деградации военно-политической обстановки в Европе.

- Глава МИД России Сергей Лавров недавно заявил, что сегодня «как никогда актуальна задача формирования новой общеконтинентальной архитектуры равной и неделимой безопасности». Москву ведь, очевидно, не устроит роль ведомого при решении этой задачи. Но есть ли у России свой четкий план конкретных дипломатических действий по отстаиванию национальных интересов?

- Идею создания общеконтинентальной архитектуры безопасности Россия выдвигала неоднократно. Именно по нашей инициативе в многочисленных документах ОБСЕ и Россия-НАТО, в том числе на высшем уровне, был зафиксирован принцип неделимости европейской безопасности, стержень которого – никто не укрепляет свою безопасность за счет безопасности других.

В 2008 году мы предлагали оформить это в виде юридически обязательной нормы через подписание Договора о европейской безопасности. К сожалению, западные страны тогда замотали нашу инициативу, расценив ее как «подкоп» под статью 5 Вашингтонского договора. А сами продолжали геополитическое «освоение» постсоветского пространства, сопровождавшееся появлением в Европе новых разделительных линий, ослаблением роли общеевропейских организаций и эрозией инструментов контроля над вооружениями.

Проблемы в сфере европейской безопасности в результате безответственных действий Запада накапливались как снежный ком. Дабы предотвратить дальнейшее скатывание, российская сторона выдвинула два проекта международно-правовых документов – Договор о гарантиях безопасности с США и Соглашение о мерах безопасности с НАТО.

В них были четко прописаны юридически обязательные элементы обеспечения принципов неделимости безопасности: нерасширение НАТО, неразмещение у наших границ угрожающих систем вооружений, закрепление моратория на размещение РСМД (ракеты средней и меньшей дальности), возврат конфигурации сил альянса к положению на момент подписания Основополагающего акта Россия-НАТО в 1997 году.

Но движения навстречу не последовало. Неделимость безопасности как ключевой принцип, определяющий поведение государств в военно-политической области, по сути, был отвергнут США и их союзниками. Результат известен.

По итогам реализации целей и задач специальной военной операции будем определяться, как нам дальше выстраивать отношения с нашими европейскими соседями. Но только на основе равноправия и учета законных интересов. Ни о каких схемах «ведущий – ведомый» не может быть и речи.

- Почему, на ваш взгляд, в ЕС отказываются от обсуждения важнейших для цивилизованного сосуществования вопросов? Ведь отсутствие безопасности должно беспокоить страны Евросоюза не меньше, чем Россию.

- Причины мимикрии Евросоюза легко объяснить. Он превращен в инструмент американской стратегии в Евразии, теряет позиции в глобальной экономике. Впервые за многие годы ЕС столкнулся с такими масштабными проблемами, как рост цен, падение доходов, энергодефицит, рекордная инфляция, нарастающая внутриполитическая нестабильность, демографические миграционные проблемы, усиливающие риски роста трансграничной преступности, наркотрафика и терроризма.

Конкурентоспособность Евросоюза серьезно подорвана, существует реальный риск деиндустриализации. Во многом – это цена рукотворного обрыва многолетнего сотрудничества с Россией. Ситуация усугубляется провалами в кризисном управлении есовского бюрократического аппарата. Признание еврочиновниками окружающего мира «джунглями», а Европы «райским садом» только подтверждает степень неадекватности восприятия ими новой действительности.

Все эти обстоятельства, естественно, крайне негативно влияют на политическую субъектность ЕС, самостоятельность в принятии серьезных решений. По сути, перечеркнуты амбиции на обретение «стратегической автономии» Европы, за которую выступали французы. Показательно полное безволие и отсутствие внятной реакции Евросоюза как в истории с выходом США из ДРСМД (Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности), критически важном прежде всего для самих европейцев, так и с подрывом «ниток» «Северного потока-2» - прямой атакой на энергобезопасность Германии и Европы в целом.

На наших глазах Евросоюз превращается из экономического интеграционного проекта, призванного предотвратить новую войну в Европе, в военно-политический блок, обслуживающий конфронтационную политику США и НАТО.

- Насколько реально в сложившейся ситуации предложение провести «серьезный саммит» по вопросам Евразийской безопасности?

- Сегодня в мире происходят масштабные политические, экономические и социальные изменения. Мы видим стараниями Запада повышение фактора силы в международных делах, применение «двойных стандартов» в соблюдении международного права, вмешательство во внутренние дела суверенных государств, попытки отдельных стран добиться односторонних преимуществ в ущерб интересам других. Укрепляется колоссальное имущественное и социальное неравенство между богатыми и бедными странами.

Налицо неоколониальные замашки, усиливается экономическая и финансовая зависимость от западных государств, сохраняются несправедливые правила в глобальных институтах развития, международной финансовой системе с ее инструментами, обогащающими избранных.

Всё это, как и процесс становления многополярности, напрямую влияет на Евразийский континент, где сформировалось несколько центров политического и экономического развития. Современное уравнение безопасности становится все более многокомпонентным и сложным, оно уже далеко не исчерпывается измерением «Запад – Восток».

Очевидно, что в этих новых условиях востребована и неизбежна плотная координация стран евразийского региона в борьбе с общими вызовами, сложение потенциалов для роста собственного благосостояния и объединения усилий для выстраивания более безопасного миропорядка на принципах суверенного равенства, справедливости, уважения законных интересов, пересмотра политики подчинения и разделения мира на «своих и чужих», от которой никак не могут отказаться на Западе. Именно эти принципы лежат в основе деятельности СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, вокруг которых и будет складываться и уже формируется новая евразийская реальность.

В настоящий момент рассматриваем различные пути для развития и укрепления подобного сотрудничества. В эту логику вполне укладывается озвученная на Международной конференции высокого уровня в Минске 26-27 октября этого года идея проведения саммита по Евразийской безопасности.

 https://www.kp.ru/daily/27584/4854832/