Декларация второго саммита Россия – Африка

Опубликовано сб, 07/29/2023 - 14:28

Мы, главы государств и правительств Российской Федерации и африканских государств, признанных Организацией Объединенных Наций (ООН) (далее также – Российская Федерация и африканские государства), представители Африканского союза и ведущих африканских интеграционных объединений, собравшиеся 28 июля 2023 года в г. Санкт‑Петербурге (Российская Федерация) для участия во втором саммите Россия – Африка,

подтверждая принципы и цели, закрепленные в Декларации первого саммита Россия – Африка (г. Сочи, 24 октября 2019 г.), заложившего стратегический фундамент наших отношений в ХХI веке,

основываясь на исторически сложившихся и проверенных временем дружественных связях между Российской Федерацией и африканскими государствами, взаимном уважении и доверии, традициях совместной борьбы за искоренение колониализма и становление независимости африканских государств, 

приветствуя укрепление авторитета африканских государств и Африканского союза как ведущей континентальной организации в международных делах, отражающее возрастающие глобальную роль и влияние Африки в качестве одной из важнейших опор многополярного мира, 

подтверждая необходимость совместного противодействия неоколониализму, навязыванию условий и двойных стандартов, недопущения ситуаций, когда указанные практики лишают государства и народы права на суверенный выбор пути развития, 

будучи приверженными основополагающим принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций, выступая за защиту и соблюдение норм международного права и отмечая необходимость ихсоблюдения всеми государствами,

подтверждая общую ответственность Российской Федерации и африканских государств за формирование справедливой и стабильной системы мироустройства, основанной на принципах суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, уважения суверенитета, территориальной целостности и права всех народов на самоопределение, как это закреплено в том числе в резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года, а также необходимость сохранения национальной самобытности, национальных ресурсов, культурно-цивилизационного разнообразия и защиты традиционных ценностей,

признавая главенствующую роль суверенных государств при принятии решений, в том числе в сфере поддержания международного мира и безопасности, уважая разнообразие систем ценностей государств и народов в рамках многосторонних форматов сотрудничества,

приветствуя готовность Российской Федерации продолжать последовательно содействовать укреплению национального суверенитета и всех измерений безопасности африканских государств,

разделяя и поддерживая чаяния африканских государств, закрепленные в принятой Африканским союзом Повестке дня на период до 2063 года «Африка, какой мы хотим ее видеть», а также в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 года, 

выражая глубокую обеспокоенность по поводу проблем с обеспечением глобальной продовольственной безопасности, включая рост цен на продовольствие и удобрения, а также разрыва международных производственно-сбытовых цепочек, что в неизмеримо большей степени затрагивает африканские страны,

подтверждая настрой на сближение подходов по вопросам энергетического сотрудничества с прицелом на поиск прагматичных, эффективных, консенсусных и устойчивых решений проблем обеспечения энергетической безопасности, доступа к современным и экологически чистым источникам энергии, а также искоренения энергетической бедности и преодоления дефицита энергии,

приветствуя решимость Российской Федерации продолжать оказывать африканским государствам помощь в решении проблем в сфере обеспечения продовольствием, удобрениями и энергоресурсами, а также реализовывать проекты содействия международному развитию, 

выступая против агрессивного национализма, неонацизма и неофашизма, афрофобии, русофобии, любых форм расизма и расовой дискриминации, дискриминации по признаку религии, убеждений или происхождения, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости в отношении мигрантов, беженцев и просителей убежища, при этом не ограничиваясь данной категорией лиц,

подтверждая важность установления и развития эффективных каналов взаимодействия интеграционных объединений с участием Российской Федерации и Африканского континента,

действуя в соответствии с нормами национального законодательства Российской Федерации и государств Африки, пришли к согласию о нижеследующем:

Механизм диалогового партнерства

1. Укреплять роль Форума партнерства Россия – Африка в качестве системообразующего элемента многостороннего российско-африканского сотрудничества, воплощающего в жизнь решения саммита.

2. Проводить в период между саммитами ежегодные политические консультации между Министром иностранных дел Российской Федерации и Председателем Комиссии Африканского союза, а также между министрами иностранных дел Российской Федерации, африканских государств и Комиссией Африканского союза в дополнение к существующим форматам диалога с действующими, предыдущими и будущими председателями Африканского союза.

3. Инициировать создание постоянно действующего российско-африканского диалогового механизма на высшем уровне, функционирующего в рамках Стратегии по развитию многосторонних партнерств Африканского союза, для координации усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в том числе с насильственным экстремизмом, ведущим к терроризму, решения экологических проблем, вопросов, связанных с продовольственной и информационной безопасностью, совместного участия в программах Африканского союза, касающихся развития архитектуры мира, стабильности и безопасности.

Сотрудничество в политической и правовой сферах

4. Углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между Российской Федерацией и африканскими государствами в целях формирования более справедливого, сбалансированного и устойчивого многополярного мироустройства, твердо противодействуя любым формам международного противостояния на Африканском континенте.

5. Способствовать дальнейшему укреплению центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в качестве глобального многостороннего механизма в согласовании интересов государств – членов ООН и их действий по достижению целей Устава ООН, а также по обеспечению соблюдения закрепленных в нем общепризнанных принципов и норм международного права.

6. Координировать в Совете Безопасности ООН подходы в области санкционной политики в отношении африканских государств, в том числе в целях дальнейшего смягчения и полной отмены утративших свою актуальность ограничительных мер.

7. Совместно противодействовать использованию противоправных односторонних инструментов и методов, включая применение принудительных мер в обход Совета Безопасности ООН и их экстерриториальное применение, а также навязыванию подходов, наносящих ущерб прежде всего тем, кто наиболее уязвим, и подрывающих международную продовольственную и энергетическую безопасность.

8. Сотрудничать в целях реформирования Совета Безопасности ООН с учетом геополитических реалий и общей позиции африканских государств, основанной на «консенсусе Эзулвини» и Сиртской декларации 2005 года в целях укрепления представленности Африки в Совете Безопасности ООН и устранения допущенной в отношении ее исторической несправедливости.

9. Противодействовать навязыванию в международных организациях, и прежде всего в ООН, разделительных линий, препятствующих эффективному поиску решений острых вопросов на повестке дня ООН, в том числе затрагивающих коренные интересы африканских государств.

10. Усилить координацию между постоянными представительствами Российской Федерации и африканских государств при Организации Объединенных Наций, в том числе между непостоянными членами Совета Безопасности ООН из числа африканских государств, в целях совместного отстаивания общих интересов. 

11. Укреплять взаимодействие в рамках других международных организаций, рассмотреть возможности расширения практики взаимной поддержки при выборах в их руководящие органы и принятии решений по вопросам, имеющим важное значение для Российской Федерации и африканских государств в соответствии с их национальными интересами и международными обязательствами. 

12. Способствовать повышению эффективности работы секретариатов международных и региональных организаций, подчеркивая важность недопущения политизации их деятельности, и прилагать совместные усилия, добиваясь от государств, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, выполнения всех обязательств в отношении беспрепятственного осуществления полномочий представителями государств – членов.

13. Содействовать углублению партнерства БРИКС – Африка и налаживанию диалога Организация Договора о коллективной безопасности – Африканский союз, Шанхайская организация сотрудничества – Африканский союз.

14. Содействовать завершению процесса деколонизации Африки и добиваться компенсации нанесенного африканским государствам в результате колониальной политики экономического и гуманитарного ущерба, включая реституцию вывезенных в процессе колониального разграбления культурных ценностей.

15. Совместно противодействовать проявлениям неоколониальной политики, имеющей целью подрыв суверенитета государств, лишение их свободы принятия самостоятельных решений, а также разграбление природных богатств.

16. Активизировать усилия в борьбе с современными формами расизма и расовой дискриминации, дискриминации по признаку вероисповедания, убеждений или происхождения, ксенофобией и связанной с ними нетерпимости, агрессивным национализмом, неонацизмом и неофашизмом и принять меры к сотрудничеству для достижения всеобъемлющего осуществления Дурбанской декларации и Программы действий (ДДПД) 2001 года. Подчеркивать возрастающую актуальность совместных действий в целях борьбы с указанными формами нетерпимости в контексте преодоления последствий колониализма, рабства, работорговли, включая трансатлантическую работорговлю, которые были признаны ужасающей трагедией в истории человечества. Противодействовать расчеловечиванию, в том числе в информационном пространстве, целых народов, «культуре отмены» их цивилизационного наследия, а также любого рода культурной апроприации, в том числе запретам на использование родного языка.

17. Соблюдать принципы международного права, как они отражены в Уставе ООН и принятой 24 октября 1970 года Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

18. Консолидировать усилия Российской Федерации и африканских государств, выступающих за восстановление всеобщего уважения к международному праву и укрепление его роли как основы международных отношений. Противостоять попыткам подмены, пересмотра или произвольного толкования принципов международного права.

19. Выступать против инициатив и концепций, направленных на создание альтернатив международному праву, сотрудничать в целях установления устойчивого и справедливого международного порядка, основанного на общепризнанных принципах и нормах международного права в соответствии с Уставом ООН.

20. Исходить из того, что принцип суверенного равенства государств является особенно важным для обеспечения стабильности международных отношений.

21. Выступать в защиту всех принципов Устава ООН, включая статьи 2 и 51.

22. Соблюдатьпринцип невмешательства во внутренние дела государств и противодействовать экстерриториальному применению государствами национального права в нарушение международного права.

23. Использовать мирные дипломатические средства, такие как диалог, переговоры, консультации, посредничество, обращение к добрым услугам, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулирования на основе взаимного уважения, компромисса и соблюдения баланса законных интересов.

24. Способствовать совершенствованию механизма применения международных санкций исходя из исключительной компетенции Совета Безопасности ООН в вопросе введения таких мер и необходимости обеспечения их эффективности с точки зрения поддержания международного мира и безопасности, недопущения ухудшения гуманитарной ситуации.

25. Выступать против применения нелегитимных односторонних ограничительных мер, включая вторичные, а также практики заморозки суверенных золотовалютных резервов. Подтверждать неприемлемость политического шантажа в отношении руководства третьих стран в целях принуждения к осуществлению подобных мер или оказания воздействия на политический и экономический курс государств.

26. Подтверждать непреходящее значение для Российской Федерации и африканских государств общепризнанного принципа равноправия и самоопределения народов, который стал правовой основой процесса деколонизации.

27. Солидарно выступать за искоренение практики конфронтации в международных делах, противостоять дискредитации отдельных государств по политическим мотивам, введению политических или экономических ограничительных мер под правозащитными предлогами, противодействовать попыткам отдельных государств использовать необоснованные обвинения в нарушении прав человека в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела и оказания деструктивного влияния на деятельность международных организаций. Способствовать приданию правозащитному измерению неполитизированного, равноправного и взаимоуважительного характера, а также поощрению и защите прав человека.

28. Укреплять российско-африканское межпарламентское сотрудничество, координировать усилия в целях принятия отвечающих интересам Российской Федерации и африканских государств решений и резолюций в ходе международных мероприятий по парламентской линии. Проводить на регулярной основе международные парламентские конференции в формате Россия – Африка, способствующие установлению регулярного диалога между Федеральным Собранием Российской Федерации и национальными парламентами африканских государств и развитию взаимодействия между двусторонними группами дружбы.

29. Укреплять диалог по партийной линии, способствовать координации позиций между ведущими политическими силами в Российской Федерации и в африканских государствах, в том числе на международных и региональных форумах и конференциях, в целях содействия продвижению российско-африканского сотрудничества на основе принципов равноправия, взаимного уважения, соблюдения международного права, независимости и суверенитета государств.

30. Укреплять сотрудничество между регионами и муниципалитетами, включая расширение побратимских связей. Способствовать повышению роли такого сотрудничества в качестве важного элемента, содействующего развитию многопланового взаимодействия Российской Федерации и африканских государств. 

31. Поощрять контакты между людьми, используя для этого потенциал конструктивных неправительственных организаций и различных форумов, в том числе молодежных.

Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности

32. Укреплять межгосударственное взаимодействие в сфере противодействия новым вызовам и угрозам, в первую очередь терроризму, экстремизму, в том числе насильственному экстремизму, ведущему к терроризму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, пиратству и вооруженному разбою на море, основываясь на неукоснительном соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего Устава ООН и профильных резолюций Совета Безопасности ООН, а также с учетом Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

33. Проводить последовательную работу в целях повышения уровня межгосударственного доверия и укрепления глобальной и региональной стабильности с опорой на принцип равной и неделимой безопасности для всех государств. 

34. Продолжать тесное сотрудничество, направленное на урегулирование и предупреждение конфликтов в Африке. Принцип «африканским проблемам – африканское решение» должен и впредь служить основной для разрешения конфликтов.

35. Оказывать содействие африканским мирным инициативам на континенте, укрепляя соответствующий потенциал африканских государств. Выступать за принятие действенных мер по повышению предсказуемости, надежности, устойчивости и гибкости финансирования африканских операций в пользу мира под эгидой Совета Безопасности ООН, в частности за счет начисленных взносов в бюджет ООН и полностью обеспеченного финансированием Фонда мира Африканского союза.

36. Предпринимать совместные усилия по обеспечению на долгосрочной основе продовольственной и энергетической безопасности Африканского континента. Укреплять сотрудничество в сфере противодействия противоправным односторонним ограничительным мерам, ставящим африканские страны под угрозу продовольственного и энергетического голода.

37. Содействовать укреплению и развитию международных политических основ поддержания стратегической стабильности, контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Взаимодействовать в целях обеспечения целостности, жизнеспособности и универсализации Договора о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 года, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 13 января 1993 года. Противодействовать попыткам расшатывания действующей архитектуры международно-правовых договоренностей в области контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия и разоружения.

38. Противодействовать попыткам использования международно-правовых инструментов в области контроля над вооружениями, разоружения, нераспространения в политических целях, не связанных с предметом этих договоренностей.

39. Продолжать совместные шаги по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве и его сохранению для сугубо мирного использования на благо всего человечества. В связи с этим подтверждать настоятельную необходимость разработки юридически обязывающего многостороннего инструмента, устанавливающего надежные гарантии неразмещения оружия в космическом пространстве, неприменения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Поддерживать усилия, направленные на глобализацию международной инициативы по неразмещению первыми оружия любого вида в космосе, и призывать все государства присоединиться к этому политическому обязательству.

40. Объединять усилия на площадке ООН по формированию системы обеспечения международной информационной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН. Отстаивать центральную роль государств в решении вопросов безопасности информационно-коммуникационных технологий. Вести дело к выработке универсальных юридически обязывающих норм в этой сфере. Добиваться принятия в срок всеобъемлющей конвенции ООН о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Совместно выступать в пользу создания равноправной и прозрачной межгосударственной системы управления Интернетом при сохранении суверенного права государств регулировать национальные сегменты глобальной сети. Способствовать усилиям по преодолению цифрового разрыва.

Сотрудничество в торгово-экономической сфере

41. Содействовать дальнейшему укреплению торгово‑экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и государствами Африки. Укреплять экономическое, торговое и инвестиционное партнерство Российской Федерации с Африканским союзом, а также с ведущими региональными организациями Африки – Союзом арабского Магриба, Сообществом развития Юга Африки, Общим рынком Восточной и Южной Африки, Восточноафриканским сообществом, Экономическим сообществом государств Западной Африки, Экономическим сообществом государств Центральной Африки, Межправительственной организацией по развитию.

42. Приветствовать начало функционирования Африканской континентальной зоны свободной торговли в целях усиления интеграции рынков, индустриализации и экономического развития Африканского континента путем упрощения процесса передачи технологий и поощрения инвестиций. В связи с этим способствовать дальнейшему сотрудничеству между Российской Федерацией и Африкой в привлечении инвестиций, содействии развитию производственно-сбытовых цепочек и наращивании взаимного производственного и экспортного потенциала промышленной продукции с добавленной стоимостью.

43. Способствовать обеспечению справедливого доступа всех государств к благам мировой экономики и международного разделения труда, а также к современным технологиям в интересах справедливого и равномерного развития. 

44. Способствовать устойчивому и всеобъемлющему экономическому росту, а также созданию более представительной системы управления международной экономикой в целях эффективного реагирования на глобальные и региональные экономические и финансовые вызовы.

45. Выступать против любых односторонних мер, протекционизма и дискриминации, продолжить усилия, направленные на реализацию Целей в области устойчивого развития для придания глобальной экономической системе характера, более ориентированного на достижение социальных и экономических прав, включая право на развитие. 

46. Подчеркивать необходимость всеохватных многосторонних финансовых мер, обеспечивающих облегчение долгового бремени стран с низким и средним уровнем доходов. 

47. Призывать к принятию конкретных мер по реформированию политики и практик многосторонних банков развития для расширения масштабов финансирования развивающихся стран в целях оказания им помощи в достижении Целей в области устойчивого развития, 

48. Содействовать реструктуризации глобальной финансовой архитектуры для более полного удовлетворения увеличивающихсяпотребностей в области развития и отражения интересов и растущего влияния развивающихся стран, а также преодоления негативного воздействия навязывания им условий, касающихся всестороннего и эффективного осуществления прав человека.

49. Приветствовать присоединение Африканского союза в качестве члена к «Группе двадцати». Содействовать расширению в ней африканского представительства. 

50. Согласиться с необходимостью проведения реформы ВТО для обеспечения открытой, прозрачной, инклюзивной, недискриминационной системы мировой торговли, при сохранении базовых принципов ВТО, в том числе особого и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран. Процесс реформирования должен быть всеохватным, прозрачным и осуществляться по инициативе и под руководством членов ВТО.

51. Оказывать поддержку российским и африканским предпринимателям в изучении путей взаимовыгодного сотрудничества.

52. Оказывать необходимое содействие усилиям по формализации диалога между Евразийским экономическим союзом и региональными структурами и другими интеграционными форматами Африки в целях активизации взаимовыгодного сотрудничества в области устойчивого экономического развития, промышленности, сельского хозяйства, торговли, цифровизации экономики, логистики, развития предпринимательства и по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных интеграционных структур. 

53. Поощрять сотрудничество между Российской Федерацией и африканскими государствами в области торговли, промышленного развития и облегчения привлечения инвестиций, в частности в рамках объявленного Генеральной Ассамблеей ООН Третьего десятилетия промышленного развития Африки (2016 – 2025 годы).

54. Оказывать содействие двусторонним российско-африканским межправительственным комиссиям, комитетам по торгово‑экономическому и научно-техническому сотрудничеству и секторальным рабочим группам в их работе, способствовать созданию новых механизмов партнерства Российской Федерации с африканскими государствами.

55. Предпринимать совместные усилия для обеспечения доступа к надежным, современным и экологически чистым источникам энергии в целях улучшения доступа к энергоресурсам, а также искоренения энергетической бедности и преодоления дефицита энергии при должном соблюдении своих обязательств по международному праву. 

56. Развивать взаимодействие в сфере обеспечения энергетической безопасности, диверсификации энергоресурсов и развития внутренних рынков энергоносителей африканских государств с учетом права каждого государства самостоятельно определять свою национальную политику в этой сфере при должном соблюдении своих обязательств по международному праву.

57. Подчеркивать важность повышения энергетической безопасности и стабильности рынков путем укрепления производственно-сбытовых цепочек, поощрения развития открытых, прозрачных и конкурентных рынков, обеспечения защиты критически важной энергетической инфраструктуры и осуждения террористических актов против любых объектов критически важной инфраструктуры, включая энергетическую инфраструктуру.

58. Способствовать сбалансированному распределению рисков и ответственности между производителями и потребителями энергоресурсов, с тем чтобы поддержать развивающиеся страны Африки, а также стимулировать справедливый энергетический переход и профильное международное сотрудничество. 

59. Способствовать обретению африканскими государствами, прежде всего странами – чистыми импортерами продовольствия, продовольственного суверенитета и безопасности, в том числе через сотрудничество, направленное на развитие в Африке собственного устойчивого производства сельхозпродукции, включая передачу технологий.

Научно-техническое, гуманитарное, культурное, спортивное, молодежное и информационное сотрудничество и сотрудничество в сфере образования и здравоохранения 

60. Развивать сотрудничество в сфере образования, содействовать участию всовместных научно-исследовательских проектах, проведению научных конференций и семинаров, расширению и углублению взаимодействия между образовательными организациями Российской Федерации и африканских государств. Способствовать реализации программ профессиональной подготовки, академических и студенческих обменов, изучению русского языка в странах Африки, а также развитию российской африканистики.

61. Укреплять национальные системы здравоохранения и повышать их надежность и устойчивость в борьбе с эпидемиями, пандемиями и другими вызовами в сфере общественного здравоохранения, приветствуя деятельность Африканского союза в области обеспечения готовности к пандемиям, реагирования на них и повышения устойчивости к ним в рамках Африканского центра по контролю и профилактике заболеваний.

62. Рассмотреть возможность взаимодействия в сфере предупреждения стихийных бедствий и эпидемий и ликвидации их последствий, обсудить способы укрепления сотрудничества в таких областях, как содействие социально-экономическому развитию, оказание гуманитарной помощи, борьба с изменением климата, засухой и опустыниванием, предупреждение стихийных бедствий и ликвидация их последствий, а также мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

63. Уважать цивилизационное и национальное разнообразие Российской Федерации и Африки, подчеркивать уникальность традиций и исторического наследия наших народов. Развивать диалог в сфере культуры в целях поддержания традиционного для российско‑африканских отношений духа дружбы и сотрудничества. Укреплять культурные связи в качестве инструмента достижения взаимопонимания. 

64. Способствовать проведению культурно-гуманитарных мероприятий, осуществлению взаимных поездок деятелей культуры в целях развития творческих контактов, обмена опытом, участия в конференциях, симпозиумах и иных тематических форумах.

65. Развивать российско-африканское сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей. 

66. Развивать сотрудничество в области спорта. Способствовать проведению обменов делегациями, спортсменами, командами, тренерами и иными специалистами в области спортивной подготовки. Совместно бороться против политизации спорта на площадках международных организаций, за обеспечение гарантированного свободного доступа спортсменов и спортивных организаций к международной спортивной деятельности, изучать возможности развития новых форматов спортивного сотрудничества России с африканскими государствами.

67. Способствовать развитию сотрудничества в области туризма, распространению информации о туристических возможностях Российской Федерации и африканских государств.

68. Налаживать взаимодействие российских и африканских молодежных общественных организаций, содействовать организации тематических мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление и развитие молодежного сотрудничества.

69. Развивать взаимодействие в информационной сфере, включая укрепление связей между национальными средствами массовой информации, профессиональную подготовку и повышение квалификации журналистов, расширение практики обмена информацией, реализацию совместных медийных проектов, обеспечение соблюдения прав журналистов, содействие развитию средств массовой информации соотечественников, проживающих за рубежом.

Сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и климата 

70. Приветствовать итоги 27-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (г. Шарм-эш-Шейх, 6 – 20 ноября 2022 года) и поддержать наращивание международных усилий по всесторонней реализации (на основе наилучших имеющихся научных знаний и принципа общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей) положений Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 года, включая обеспечение адаптации государств и повышение их устойчивости к негативным последствиям изменения климата, а также принятие мер реагирования в случае возникновения потерь и ущерба. Работать над определением путей справедливого энергетического перехода в русле усилий по достижению Целей в области устойчивого развития в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Отмечаем усилия африканских государств в этой области в рамках Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года «Африка, какой мы хотим ее видеть».

71. Активизировать усилия по борьбе с последствиями изменения климата в Африке, являющейся одним из наиболее уязвимых для воздействия изменения климата регионов мира, осуществлять передачу соответствующих низкоэмиссионных технологий, наращивать потенциал африканских государств и расширять их возможности по повышению устойчивости и адаптации к изменению климата, исходя из того, что финансирование мер по борьбе с изменением климата не должно приводить к повышению задолженности африканских государств или ставить под угрозу их суверенитет.

72. Расширять сотрудничество в целях недопущения политизации международной природоохранной и климатической деятельности, ее использования в целях недобросовестной конкуренции, вмешательства во внутренние дела государств и ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов при должном учете обязательств по международному праву.

73. Признать право каждого государства самостоятельно выбирать оптимальные для себя механизмы и способы охраны и рационального использования окружающей среды, адаптации к изменению климата и осуществления справедливого энергетического перехода с учетом национальных обстоятельств и возможностей.

74. Развивать сотрудничество в реализации совместных проектов по охране окружающей среды и устойчивому развитию, в том числе по сокращению выбросов парниковых газов, развитию низкоэмиссионной энергетики, поддержке развития экономики замкнутого цикла.