Выступление В.А.Чижова на заседании Межпарламентской Рабочей группы по энергетике Россия-ЕС. Брюссель, Европарламент, 29 мая 2013 года

ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ-ЕС В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕС

Почти все доклады и выступления, посвященные сотрудничеству России и Европейского союза в сфере энергетики, начинаются с констатации очевидного – Россия является крупнейшим мировым производителем и экспортером энергоресурсов, а ЕС – важнейшим их импортером. Этот тезис, бесспорно справедлив, но при этом нельзя забывать, что сотрудничество Россия-ЕС в энергетике не ограничивается лишь отношениями купли-продажи. Наше сотрудничество намного более многогранно и охватывает такие области, как капиталовложения, инновации, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, подготовка кадров для энергетической отрасли. Интенсивно ведется работа по выработке общих подходов к энергетическим сценариям на долгосрочную перспективу. В конечном счете, совместными усилиями формируется единый фундамент энергетической политики в Европе.

Не вызывает сомнения, что общий баланс энергетического сотрудничества позитивен. Наши отношения являются долгосрочными, стратегическими, приносят выгоду обеим сторонам. За десятилетия поставок энергоносителей на рынки стран-членов ЕС Россия доказала свою безусловную надежность как партнера. В свою очередь, и мы высоко ценим ЕС, который есть и будет ключевым партнером России в этой области.
Главной качественной характеристикой энергетического сотрудничества России и ЕС является их взаимозависимость. Именно она позволяет, с одной стороны, обеспечить Российской Федерации существенные поступления в бюджет, с другой – гарантировать Евросоюзу поставки требующихся для устойчивого развития его экономики энергоресурсов в необходимых объемах и по ценам, которые формируются на основе рыночных правил.

Считаю необходимым сказать несколько слов о цене на энергоресурсы.

Вопрос цены всегда был важен – на первых курсах университетов будущих юристов и экономистов учат, что цена является существенным условием договоров купли-продажи. Нет договоренности по цене – нет и контракта. Но в последнее время понятие цены вышло за пределы юридической и даже экономической категории и приобрело политическое звучание. В основе такой эволюции, как представляется, два фактора, которые влияют на конкурентоспособность экономики стран Европы. Первый фактор связан с резким ростом цен на энергоносители за последние полтора десятилетия – на нефть приблизительно в пять раз, на газ – в четыре. Второй – прямо противоположный – резкое падение в последние несколько лет цен на энергоносители, но только в одном отдельном регионе, гордо именующим себя сегодня «колыбелью великой энергетической революции», за счет развертывания добычи неконвенциональных ресурсов. Если первый фактор в равной степени затрагивал все страны и тем самым сам по себе не оказывал искажающего влияния на конкурентоспособность экономики той или иной страны, то второй создает существенные конкурентные преимущества только для одной страны. Поэтому понятно, почему вопрос о цене приобрел особое звучание в последнее время.

Конечно, все последствия подобной эволюции цен, в том числе для конкурентоспособности продукции стран ЕС, еще предстоит определить и оценить. Пока же можно предположить, что на соотношение уровней конкурентоспособности стран ЕС и США будет оказывать влияние не столько высокая цена на энергоносители в Европе, сколько низкая – в США. Иными словами, чрезмерно низкие – по сути демпинговые – цены в США являются следствием особых природных, географических, юридических и иных условий, характерных именно для этой страны (кстати, есть данные, что существующие в настоящее время в США цены на сланцевый газ не могут считаться устойчивыми и в обозримом будущем должен начаться их рост). Достичь столь же низких цен на энергоресурсы, как в США, Евросоюзу не удастся даже при использовании административного ресурса Еврокомиссии. Поэтому конкурентная борьба с продукцией США будет, видимо, разворачиваться на иных, нежели ценовой, фронтах. Впрочем, Россия, против компаний которой Евросоюз активно применяет корректировку цен на газ при антидемпинговых расследованиях, будет с интересом наблюдать за развитием отношений ЕС-США в этой области.

Крайняя важность энергетического сотрудничества для обеих сторон зачастую определяет и остроту периодически возникающих проблем, объективно определяемых диалектикой взаимоотношений поставщиков и потребителей. Если затронуть такую тему, как энергетическое законодательство ЕС, то можно отметить объективный характер его эволюции, направленной на формирование единого энергетического рынка. Вместе с тем, основной задачей такой эволюции, по моему мнению, должно являться стимулирование частных компаний к осуществлению инвестиций в энергетическую отрасль – по оценкам Еврокомиссии, инвестиционные потребности энергетического сектора ЕС до 2050 года составляют от полутора до двух триллионов евро. Осуществить такие колоссальные финансовые вливания можно только в том случае, если бизнес будет уверен в их окупаемости, в том, что инвестиции в дальнейшем принесут прибыль, в том, что через несколько лет та или иная страна ЕС, сославшись на какую-то новую директиву ЕС, не попытается экспроприировать собственность, возникшую как результат инвестиций. Однако практика показывает, что принимаемые в последние годы Еврокомиссией меры по регулированию энергетики парадоксальным образом дают противоположный результат – компании предпочитают осуществлять инвестиции в энергетическую инфраструктуру исключительно в режиме изъятий из так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, который ограничивает инвестиционные возможности компаний. Примером последних дней являются изъятия, которые Еврокомиссия предоставила проекту TAP (Trans-Adriatic Pipeline) на 25 лет из-под действия положений Третьего энергопакета о гарантированном доступе к трубе третьих лиц и о разделении собственности на трубопровод и поставляемый по нему газ.

Имеются многочисленные примеры, когда применение положений пакета не только ущемляет законные интересы российских энергетических компаний, но и несет в себе риски энергетической безопасности Евросоюза. Известным случаем является попытка национализировать совместную собственность российской и германской компании в Литве. Оправдания, которые сводятся к тому, что речь, дескать, не идет об экспроприации и что российская компания получит материальную компенсацию за утерянные активы, нас удовлетворить не могут. Во-первых, потому, что отъем законно приобретенной собственности в принципе не может считаться нормой поведения. Во-вторых, потому, что данный акт литовской стороны грубо нарушает действующий в отношениях двух стран договор о защите инвестиций. В-третьих, потому, что эти действия не соответствуют статье 34 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), которая предписывает сторонам избегать принятия любых мер, которые сделали бы условия учреждения и деятельности компаний друг друга более ограничительными по сравнению с ситуацией, существовавшей на день, предшествовавший дню подписания СПС. Полагаю, что перечисленного достаточно, чтобы Еврокомиссия, обычно ревностно следящая за соблюдением третьими странами своих международных обязательств, наконец-то обратила внимание на несоблюдение норм международного права одним из членов ЕС.

Третий энергопакет создает проблемы для вывода газопровода «Северный поток» на проектную мощность, хотя этот проект и был признан Еврокомиссией имеющим приоритетное значение для энергобезопасности ЕС. Стороны ведут сейчас переговоры о способе решения проблемы. Надеюсь, что это решение будет найдено ко взаимной выгоде и России, и ЕС, и компаний, эксплуатирующих газопровод, и потребителей газа в странах ЕС. Кстати, я уже говорил, что цена на газ играет все возрастающее значение для поддержания конкурентоспособности экономики стран ЕС. Искусственные препятствия, затрудняющие вывод газопровода на полную проектную мощность, создают дополнительные и неоправданные проблемы для снижения цен на газ, прокачиваемый по этому трубопроводу.

В настоящее время ведется строительство газопровода "Южный поток", который призван диверсифицировать маршруты поставки энергоресурсов в юго-восточной части ЕС. Надеюсь, что с учетом того, что этот проект соответствует концепции ЕС по энергобезопасности, ему будет предоставлена политическая поддержка Еврокомиссии – наряду с проектами трубопроводов, входящими в "Южный газовый коридор" ЕС.

Завершая выступление, хочу отметить, что история энергетического взаимодействия России и ЕС, несмотря на все сложности, выдержала проверку временем, и мы твердо уверены в дальнейшем поступательном и взаимовыгодном сотрудничестве.