Выступление В.А.Чижова на мероприятии по случаю дня национального согласия в Таджикистане. Брюссельский офис Совета Европы, 5 июля 2012 года

На фоне уже набивших оскомину «затянувшихся» конфликтов на пространстве бывшего СССР в тени остается успешный опыт разрешения кризисов в данном регионе. Я имею в виду конфликт в Таджикистане, уроками которого в определенной степени можно было бы воспользоваться при урегулировании кризисов на Ближнем Востоке, например в Сирии и, возможно, в Афганистане.

Как известно, подписанию 15 лет назад, 27 июня 1997 года, в торжественной обстановке в Московском Кремле «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия» предшествовал кровопролитный межтаджикский конфликт, ставший огромной трагедией для всего народа Таджикистана. Он унес жизни около 60 тысяч человек, сотни тысяч оказались беженцами и перемещенными лицами. Хотел бы также вспомнить о российских военнослужащих и пограничниках, отдавших свои жизни ради мира и стабильности на таджикской земле. Экономике страны, ее усилиям начать независимое экономическое и социальное развитие, был нанесен колоссальный ущерб. Под вопросом было выживание Таджикистана как суверенного правового государства, да и само существование таджикской нации.

В этом смысле Московское соглашение не только поставило точку в трагическом периоде истории Таджикистана, но и еще раз доказало миру, что только политический диалог является главным и несомненным условием перехода от войны к миру.

Успех мирного процесса в Таджикистане можно объяснить рядом общеизвестных причин. В том числе можно отметить, что поиск политического решения конфликта нашел серьезную поддержку со стороны международного сообщества, включая такие страны, как Россия, Киргизия, Узбекистан, Афганистан, Пакистан и Иран.

В ходе конфликта и после него Россия всегда была рядом с братским таджикским народом и оказывала ему всестороннюю поддержку. По решению глав государств-членов СНГ были созданы Коллективные миротворческие силы, костяк которых составляли российские военные подразделения, а также военнослужащие из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Эти силы содействовали Таджикистану в охране таджикско-афганской границы, сопровождении гуманитарной помощи беженцам и переселенцам - словом, оказали весомый вклад в постконфликтное восстановление страны. Можно с уверенностью констатировать, что опыт урегулирования межтаджикского конфликта имел большое значение в предотвращении конфликтов как в центральноазиатском регионе, так и за его пределами.

Россия и Таджикистан остаются надежными партнерами. Мы активно сотрудничаем в политической, торгово-экономической, гуманитарной, военно-технической сферах, а также в рамках международных и региональных организаций. И это взаимодействие основано на принципах равноправия, взаимоуважения и взаимной выгоды. Российские военнослужащие и по сей день продолжают оказывать народу Таджикистана посильную помощь. В частности, весной 2010 года они пришли на помощь пострадавшим от оползней жителям Куляба, а также доставляли гуманитарные грузы населению районов стихийных бедствий Хатлонской области.

Плоды нашего партнерства у всех на виду. Это и строительство Сангтудинской ГЭС, производящей значительную часть вырабатываемой в республике электроэнергии, и разведка силами «Газпрома» нефтегазовых месторождений в Таджикистане. Имеются неплохие примеры сотрудничества в производственной сфере, в частности недавно открытое в Ходженте совместное предприятие по сборке автомобилей марки «ЗИЛ» и запущенное в конце августа прошлого года в Душанбе строительство совместного предприятия по сборке троллейбусов.

Особенностью нынешнего этапа наших двусторонних отношений является их развитие на фоне новых геополитических реалий в мире и регионах Южной Азии, Северной Африке и Ближнего Востока. Прежде всего я имею в виду неспокойную обстановку в Афганистане и предстоящий вывод оттуда сил международной антитеррористической коалиции, а также в Сирии. В этой ситуации заметно возрастает роль нашего двустороннего взаимодействия в вопросах военного сотрудничества и безопасности, дальнейшего укрепления экономических и гуманитарных связей.

На примере произошедших в Таджикистане за последние годы позитивных изменений можно констатировать, что урегулирование межтаджикского конфликта стало возможным благодаря политической воле лидеров конфликтующих сторон, посредническим усилиям ООН, ОБСЕ и доброй помощи стран-соседей. Эти факторы урегулирования политического кризиса в Таджикистане, как представляется, еще долго будут изучаться и политиками, и историками как положительный опыт миростроительства.