Выступление В.А.Чижова на конференции Российского Совета по международным делам «Евроатлантическое пространство безопасности: миф или реальность». Москва, 23 марта 2012 года

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕС

Уважаемый Игорь Сергеевич,
Уважаемые коллеги,

В современном мире понятие безопасность носит многогранный характер и включает в себя не только военные аспекты или систему политических союзов и договоров. Важнейшим компонентом безопасности является уровень экономического развития страны, продуманность ее внутренней и внешней экономической политики, характер и степень вовлеченности в международные экономические отношения. В целом этот тезис был верен всегда, но в эпоху глобализации его актуальность возросла на порядок. В этом контексте торгово-экономические взаимоотношения России и Евросоюза, двух крупнейших на мировой арене субъектов, к тому же расположенных на одном континенте и граничащих друг с другом, носят во многом определяющий для евроатлантической безопасности характер.

Географическая близость, общность истории, принадлежность к одной европейской цивилизации, приверженность одним и тем же нравственным и культурным ценностям делают неизбежным тесное и многогранное сотрудничество России и Евросоюза, взаимовыгодность которого очевидна.

Специфика наших отношений в том, что они не ограничены простым экспортом и импортом товаров и услуг, но ориентированы на выстраивание стратегического партнерства, на все более глубокую экономическую и политическую интеграцию.

Именно эти задачи призваны решать т.н. «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия-ЕС 10 мая 2005 года в Москве.

Считаю важным напомнить, что в рамках, например, «дорожной карты» по общему экономическому пространству стороны работают над созданием открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС, призванного обеспечить устойчивость и конкурентоспособность наших экономик и создать качественно новую атмосферу взаимоотношений. Достижение этой цели обеспечивается путем создания условий для развития торговли и инвестиций, облегчения деятельности компаний, укрепления сотрудничества в отдельных отраслях экономики (энергетика, транспорт, телекоммуникации, космос, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и т.д.). Большое значение придается гармонизации промышленной политики России и ЕС, политики в области конкуренции, таможенной политики, санитарного и фитосанитарного законодательства, защите прав интеллектуальной собственности.

Мы совместно определили принципы, на которых должно осуществляться построение общего экономического пространства: недискриминация, транспарентность, эффективное управление. Учитываются пожелания и мнения деловых кругов, приоритеты, согласованные в рамках региональных организаций и инициатив, таких как Совет государств Балтийского моря, «Северное измерение» и др.

Конечно, можно по-разному оценивать результативность наших совместных усилий. Но по сути речь шла и идет о реальной попытке согласовывать экономические стратегии, вырабатывать сопрягающиеся политики развития на перспективу.

Приведу конкретный пример – доказавший свою эффективность формат Энергодиалога Россия – ЕС. В результате разразившегося в конце 90-х годов энергетического кризиса европейские правительства оказались лицом к лицу с массовыми протестами населения, блокадой нефтеперерабатывающих заводов, дорог, улиц. Именно тогда, в начале 2000 года, Председатель Еврокомиссии Р.Проди обратился к Президенту России В.В.Путину с предложением о начале стратегического сотрудничества сторон в формате энергодиалога. Сегодня в рамках диалога рассматриваются разноплановые вопросы, связанные с торговлей энергоресурсами, инвестициями, энергетической инфраструктурой, энергоэффективностью. Проводится сопоставительный анализ энергетических стратегий, разрабатываются сценарии развития энергетического сектора России и ЕС на период до 2050 г., рассматривается ход реализации крупных энергетических проектов. Российская сторона предложила обсудить проекты соглашений о трансграничной энергетической инфраструктуре и о совместной работе энергосистем России и стран Прибалтики. Совместными усилиями создан и заработал механизм раннего предупреждения, который на практике подтвердил свою полезность не только для отношений Россия-ЕС, но и для всей ситуации на евроатлантическом пространстве.

Подобных примеров можно немало привести и по другим направлениям отраслевого сотрудничества Россия-ЕС.

Имеет ли вышесказанное отношение к укреплению безопасности? Вопрос, скорее, риторический. В формате отраслевых диалогов Россия-ЕС на самом деле решаются две группы взаимосвязанных проблем. Во-первых, разрабатываются и реализуются меры по развитию многочисленных, многогранных и многоуровневых связей бизнесменов, политиков, ученых с целью повышения темпов экономического развития и России и стран Евросоюза. Отрабатывается система, при которой экономические успехи одной стороны были бы выгодны и другой, а в решении экономических проблем одной стороны была бы заинтересована другая. Впрочем, здесь надо сразу же оговориться и подчеркнуть, что система пока именно отрабатывается и еще нередки случаи, когда ее пытаются использовать как улицу с односторонним движением – для того, чтобы решить свои экономические проблемы за счет партнера. Как бы то ни было, система экономической взаимозависимости и взаимодополняемости могла бы внести реальный вклад в укрепление безопасности на нашем континенте. Во-вторых, в ходе диалогов выявляются проблемы во взаимоотношениях, предпринимается поиск способов их решения к взаимной выгоде обеих сторон, не доводя дело до конфронтации. Впрочем, и здесь мы в начале пути, и нередки случаи, когда наши партнеры отдают предпочтение односторонним мерам (взять, хотя бы решение ЕС включить гражданскую авиацию в систему ЕС торговли квотами на эмиссию парниковых газов, систему, которая, кстати, грубо попирает основополагающий принцип международного права, – принцип суверенитета и не случайно привела к тому, что Евросоюзу противостоит в этом смысле весь остальной мир). Для меня очевидно, что совместные действия по решению имеющихся проблем укрепляют безопасность, а односторонние действия, к тому же игнорирующие права и интересы партнера, имеют прямо противоположный эффект.

Развитие наших взаимоотношений с Европейским союзом мы рассматриваем в тесной увязке с происходящими сейчас в мире процессами. Наиболее важный и влиятельный из них – все более углубляющаяся и расширяющаяся глобализация. Какие последствия она несет для ЕС? Это, прежде всего, снижение относительного веса есовской экономики в мировых масштабах. Но это не означает потерю Евросоюзом его экономической мощи, которая, кстати, в абсолютных показателях продолжает укрепляться, пусть и гораздо более медленными темпами, особенно в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса (напомню, что, имея население, составляющее 8% от населения планеты, Евросоюз производит 20% мирового валового продукта, а по показателю доходов на душу населения жители стран ЕС в среднем зарабатывают в четыре раза больше, чем в Китае, и в 10 раз больше, чем в Индии). Конечно, глобальный расклад сил меняется за счет стремительного «набора веса» новыми игроками на международном экономическом поле. При этом особенность нынешней ситуации в том, что «новички» сегодня продвигаются вперед за счет тех преимуществ и инструментов, которыми состоявшиеся экономики пользоваться уже не могут, прежде всего, в силу сложившейся социальной модели развития.

Евросоюз ищет новые пути развития. Несколько дней назад Председатель Евросовета Х.Ван Ромпей, выступая в Париже на конференции, посвященной вопросам конкурентоспособности, говорил, что если бы единственным вариантом спасения европейской экономики рассматривалось снижение стоимости рабочей силы, то ЕС мог бы «закрыть свою лавочку» (дословно: «Fermer la boutique»). Совершенно очевидно, что по ценовому фактору ЕС неспособен конкурировать с Китаем, как, впрочем, и с другими быстроразвивающимися экономиками. Новые движущие силы, реальные точки роста государства ЕС вынуждены искать в иной плоскости. «Играющие козыри» Евросоюза в сегодняшней ситуации состоят в «неценовой конкурентоспособности», способности производить «непревзойденное качество», причем в самых различных областях. Достичь этого можно через продвижение инноваций.

Для решения задач сохранения и укрепления конкурентоспособности ЕС принял стратегию «Европа 2020». В ней закреплены три приоритета: развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях; достижение устойчивого роста в экономике; формирование социально ориентированной модели, обеспечивающей максимальную занятость и снижение уровня бедности.

Ни для кого не секрет, что и перед Россией стоят аналогичные задачи. Ресурсы экстенсивного развития страны практически исчерпаны. Тягаться с «новыми экономиками» по ценовым показателям производства продукции мы также не можем себе позволить. Добавлю к этому вступление России в ВТО, которое, наряду с очевидными выгодами, сопряжено и с целым рядом рисков: для российских предприятий это необходимость действовать в условиях обостряющейся конкуренции, для правительства – налагаемые международными правилами ограничения на выбор мер торговой политики. Поэтому в области внутриэкономической политики руководство страны выдвинуло программу перевода экономики на инновационный путь развития.

Итак, общность стоящих перед Россией и Евросоюзом вызовов – обеспечить конкурентоспособное положение в новых условиях глобальной экономики через модернизацию и инновации – побуждает нас вновь объединить усилия, но на качественно иной основе. Не случайно поэтому появление в 2010 г. совместной инициативы «Партнерство для модернизации». Хотел бы сразу отметить, что у нас нет и не было иллюзий: в нашем представлении «Партнерство для модернизации» является важным дополнением к внутренней серьезной работе на этом направлении, но не может заменить собственных усилий в этой области ни России, ни Евросоюза. Ценность инициативы в том, что благодаря синергетическому эффекту она может значительно повысить результативность работы каждой из сторон на выбранном треке.

За минувший период достигнуты первые результаты – на них я сейчас останавливаться не буду. А вот то, что на этом пути будут и трудности, сказать необходимо: это вполне естественно, поскольку интересы и приоритеты не могут совпадать повсеместно тем более, что в некоторых областях Россия и Евросоюз объективно выступают в качестве конкурентов. Но уже сегодня очевидно, что успех модернизационно-инновационного партнерства Россия-ЕС может внести положительный вклад в укрепление евроатлантической безопасности в ее широком понимании.

Еще один важный момент. В отношении любых союзов и партнерских объединений почти всегда задается вопрос: против кого дружим?

Сегодня много говорится о Китае, об укреплении его экономической мощи, растущих амбициях. Не является ли стратегическое партнерство Россия-ЕС способом противостоять натиску Китая?

Будем откровенны: победить Китай в экономической борьбе, даже объединив усилия с ЕС, нереально, и ставить такую цель не просто бесперспективно, но политически вредно. Наоборот, развивая сотрудничество с Евросоюзом, как, впрочем, и другими странами, мы должны избегать любой конфронтации с внешними партнерами, другими регионами. В конечном счете глобализация выдвигает не только вызовы, но и создает возможности для ускоренного развития. Задача ответственных политиков – превратить глобализацию в инструмент доверия и надежды, а не угрозу подрыва безопасности. В полицентричном мире эффективная международная архитектура может быть создана только в том случае, если она будет опираться на прочные региональные «строительные блоки». Китай, Индия, Бразилия, интеграционные процессы на Евразийском пространстве, да и сам процесс евроинтеграции должны восприниматься именно как такие «строительные блоки». Конечно, у каждого есть свои «плюсы и минусы». Но чтобы двигаться вперед сообща, надо искать точки соприкосновения.

Ну, и наконец попробую дать свой вариант ответа на вопрос, вынесенный в название нашей конференции. Полагаю, что истина, как это часто бывает, лежит где-то посредине: евроатлантическое пространство безопасности – это уже, конечно, не миф, но сегодня еще и не реальность. А вот для того, чтобы оно стало реальностью завтрашнего дня, работать – причем совместно с партнерами, в том числе с Евросоюзом, – необходимо уже сегодня.

Благодарю за внимание.