Выступление В.А.Чижова на конференции «ЕС-Россия: партнерство для модернизации или консервации?». Вена, 2 ноября 2011 года

Уважаемые дамы и господа,

Начну с некоторых цифр, помогающих представить масштаб стоящей перед всеми нами проблемы.

Согласно подготовленному весной этого года Высшей школой экономики по заказу Российского правительства «Российскому инновационному индексу», технологическими инновациями в России занимается всего 9,4 процента предприятий. Это меньше, чем в большинстве европейских стран, Бразилии или Китае. Доля России в высокотехнологичном экспорте сегодня составляет всего 0,25 процента, причем с 2003 г. она снизилась почти вдвое.

С другой стороны, объемы инвестиций в исследования в ЕС составляют в настоящий момент менее 2 процентов совокупного ВВП против 2,5 процентов в США и более 3 в Японии. ЕС поставил перед собой задачу довести данный показатель до 3 процентов, но первоначальный срок ее выполнения – 2010 г. – теперь сдвинут на более далекую перспективу. Одновременно сокращается технологический отрыв Европы 27-и от набирающих темпы других ведущих экономик мира, прежде всего КНР.

А теперь позвольте переключиться с цифр на классическую литературу и напомнить первую строку из «Анны Карениной» Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И ответ на вопрос, как исправлять положение, как сделать наши страны-семьи счастливыми, напрашивается сам собой необходима модернизация, которая стала по-настоящему велением времени, императивом для успешного экономического развития.

Современные условия, экономическая, научно-техническая и, что немаловажно, идеологическая основы для модернизации сегодня кардинально отличаются от тех, что сопутствовали прежним модернизационным процессам, и, следовательно, для решения стоящих перед нами задач требуются принципиально иные методы и средства. Прежде всего, необходимо учитывать, что современный мир арена все углубляющейся и расширяющейся глобализации. А это означает, что ни одна страна или даже группа стран не может добиться успешного социально-экономического и научно-технического развития, не поддерживая разветвленных международных связей. Наглядно взаимозависимость современного мира высветил недавний (или нынешний – в зависимости от точки зрения) глобальный финансово-экономический кризис. В этих условиях оптимальный вариант через взаимодополняемое разнообразие совместно двигаться вперед. В случае России и Европейского союза для этого есть все основания и возможности.

В июне 2010 г. на саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону был дан старт инициативе «Партнерство для модернизации». Решение начать совместную работу на данном направлении не было случайным. Для России важность углубления взаимодействия с постоянно эволюционирующим Европейским союзом очевидна. ЕС наш крупнейший торговый контрагент, ближайший сосед, по-прежнему мощный (хотя, возможно, нынче и не столь динамичный, как некоторые другие) центр науки и технологий, серьезный игрок на мировой политической сцене. Стратегическое партнерство Россия-ЕС охватывает широкий спектр областей реального и потенциального взаимодействия, в том числе те, которые имеют непосредственное отношение к модернизации.

Евросоюз в своих документах в качестве ключевых определяет задачи, сходные с теми, которые ставит перед Россией ее руководство. Прежде всего, выделю стратегию Долгосрочного развития ЕС до 2020 года (т.н. «Стратегия 2020»). В ней определены три приоритета: развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях, достижение устойчивого роста в экономике, формирование социально-ориентированной модели, обеспечивающей максимальную занятость и снижение уровня бедности. Не секрет, что аналогичные задачи стоят и перед Россией.

Говоря о внутриэкономической ситуации в России, можно отметить, что наша страна в борьбе с финансово-экономическим кризисом в целом успешно сдала экзамен на ответственную внутри- и внешнеэкономическую политику. Об этом свидетельствуют темпы роста и ВВП России, и объема ее торгово-экономических связей, последние шаги в сфере стимулирования внешних инвестиций. Конечно, мы прекрасно осознаем слабости российской экономики, ее преимущественно сырьевую ориентацию – даже несмотря на то, что в ряде областей научно-технические результаты, достигнутые в России, не только находятся на уровне лучших мировых образцов, но иногда и опережают их. Поэтому в области внутриэкономической политики руководство страны выдвинуло программу перевода экономики на инновационный путь развития.

Россию не надо убеждать, а тем более заставлять модернизироваться. К сожалению, мы по собственному историческому опыту знаем, что застой в экономике и политике приводит к катастрофическим результатам – только ХХ-й век как минимум дважды преподносил на сей счет российскому обществу болезненные уроки. Очевидно и это подтверждает мировой опыт – что наивно рассчитывать на возможность слепо импортировать рецепты модернизации из других стран. В нашем представлении «Партнерство для модернизации» является важным дополнением к внутренней серьезной работе на этом направлении. Оно не может заменить собственных усилий в этой области ни России, ни Евросоюза, но благодаря синергетическому эффекту может значительно повысить результативность и нашей, и вашей работы на данном треке.

Партнерство для модернизации Россия-ЕС стартовало не с нулевой отметки. Оно опирается на результаты, достигнутые в контексте формирования четырех Общих пространств Россия-ЕС. Основным механизмом реализации инициативы стали существующие отраслевые диалоги, в рамках которых уже осуществляется проработка взаимовыгодных проектов в приоритетных областях взаимодействия. По решению руководства России и Евросоюза был назначены координаторы Партнерства (с российской стороны – заместитель Министра экономического развития Андрей Слепнев, со стороны ЕС – директор Единой внешнеполитической службы Гуннар Виганд). Между координаторами налажен постоянный рабочий контакт, регулярно проходят как двусторонние встречи, так и расширенные заседания с участием представителей отраслевых диалогов. Этот формат позволяет оперативно определяться с приоритетными направлениями взаимодействия, когда нужно придать дополнительный импульс в тех областях, где проекты начинают по каким-либо причинам пробуксовывать.

Почти год назад был одобрен Рабочий план реализации инициативы Партнерства для модернизации – живой, постоянно обновляемый документ, в котором стороны закрепили первый набор согласованных проектов сотрудничества и куда регулярно вносят свои новые предложения.

В программе сегодняшней конференции говорится, что работа в рамках Партнерства для модернизации якобы застопорилась. Не могу с этим согласиться. Может быть, с первого взгляда не видно крупных прорывных результатов. Но это нормально: мы лишь в начале пути. Тем не менее, сделано и делается немало. Например, в области энергетики, включая энергоэффективность, стороны начали предметный диалог по дорожной карте по энергетическому сотрудничеству на период до 2050 г. В области содействия развитию низкоуглеродной и ресурсоэффективной экономики расширяется обмен опытом в сфере регулирования промышленной деятельности. Готовится совместно с частным сектором крупная конференция по сокращению и переработке отходов как возможности для бизнеса.

Запущена российская составляющая Общей информационной системы по охране окружающей среды. Проведен семинар по обзору опыта задействования Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо) при реализации проекта «Северный поток» и его применения в отношении других трансграничных проектов.

Диалог в области здравоохранения перенацелен на клинические испытания лекарственных средств, борьбу с фальсифицированными медикаментами, предотвращение инфекционных заболеваний.

Ученые из России и Евросоюза участвуют в научных программах друг друга. 21 октября с.г. российская ракета-носитель «Союз» впервые стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане и вывела на орбиту первые два штатных спутника есовской глобальной навигационной спутниковой системы «Галилео». В программе сотрудничества Роскосмоса, Евросоюза и Европейского космического агентства полсотни таких запусков.

В копилку Партнерства для модернизации мы с полным основанием записываем и успешное продвижение на переговорах по вступлению России в ВТО.

Наше Партнерство охватывает не только экономическую и научно-технологическую сферы. В другой приоритетной области верховенства закона, укрепления правовой среды, совершенствования инвестиционного и социального климата стартовал и успешно реализуется совместный с Советом Европы проект по поддержке создания в России апелляционной системы по гражданским и уголовным делам. Налаживается взаимодействие по борьбе с коррупцией. На финальной стадии утверждения находится перечень «Совместных шагов» для перехода к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС. Исходим из того, что его имплементация откроет возможность без промедления запустить переговоры по соглашению Россия-ЕС об отмене виз.

Основание с оптимизмом смотреть в будущее Партнерства дает интерес бизнеса к его проектам как в России, так и в Евросоюзе. Наша конференция – еще одно тому подтверждение. Внешэкономбанк России, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк выделяют средства (полтора миллиарда евро) на софинансирование проектов Партнерства.

Отмечу еще один немаловажный момент. Работа в области модернизации с ЕС в целом дополняется «модернизационными партнерствами» России с отдельными странами-членами ЕС. На сегодняшний день соответствующие двусторонние меморандумы подписаны уже с 18 странами-членами, включая Австрию. Видим позитив применения такой разноуровневой схемы взаимодействия в возможности задействовать преимущества сложившейся специализации государств-членов в промышленной и научно-исследовательской цепочке ЕС, способствовать налаживанию и упрочению межрегиональных связей.

Разве можно при таком «послужном списке» Партнерства говорить о консервации?! А ведь этот список результатов – далеко не исчерпывающий. Лидеры России и Европейского союза получат на предстоящем саммите в Брюсселе подробный отчет о ходе реализации инициативы «Партнерство для модернизации».

Мы прекрасно понимаем, что предстоит еще сделать очень и очень много. Будут на этом пути и трудности: это вполне естественно, поскольку интересы и приоритеты не могут совпадать повсеместно тем более что в некоторых областях Россия и Евросоюз объективно выступают в качестве конкурентов. Но главное – есть совместная нацеленность на результат и готовность совместно работать. Надеюсь, что и данная конференция внесет свой позитивный вклад в это движение к модернизации наших стран.