Выступление В.А.Чижова на 8-й конференции «Энергодиалог Россия-ЕС: газовый аспект». Брюссель, 30 мая 2013 года

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИИ И ЕС В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

Уважаемые дамы и господа,

Позвольте приветствовать Вас в Брюсселе, который уже второй раз становится местом проведения этой ежегодной Конференции. Кажется, мы является свидетелями зарождения новой хорошей традиции.

В ходе прошлой Конференции нам удалось обсудить много важных и актуальных вопросов российско-есовского сотрудничества как в энергетической сфере в целом, так и непосредственно в газовой отрасли. За истекший год часть из затронутых тогда проблем удалось решить, по другим - запущены имеющиеся механизмы двустороннего диалога. Это свидетельствует о том, что Конференция является заметной и влиятельной дискуссионной площадкой в нашей политической и экономической жизни.

За десятилетия взаимодействия в энергетической области Россия и ЕС превратились в подлинно стратегических партнеров, чье сотрудничество не ограничивается лишь отношениями купли-продажи. Как бы ни были важны торговые отношения для обеих сторон, нельзя упускать из виду и тесную кооперацию сторон в вопросах инвестиций, повышения энергоэффективности, развития инноваций, борьбы с изменениями климата, где роль природного газа не должна недооцениваться. Представляется, что данные аспекты нашли надлежащее отражение в принятой на мартовской встрече Правительства Российской Федерации и Еврокомиссии в Москве «Дорожной карте» сотрудничества Россия-ЕС в сфере энергетики до 2050 года.

В настоящее время энергетические рынки более чем когда-либо характеризуются взаимозависимостью, что требует поиска и обеспечения устойчивых и взаимовыгодных путей развития отношений России и ЕС в области энергетики. Признавая суверенитет Российской Федерации, стран, входящих в ЕС, и всего Евросоюза в целом в принятии политических решений, «Дорожная карта» содержит рекомендации в отношении шагов по укреплению сотрудничества России и ЕС в области энергетики на ближайшие десятилетия.

«Дорожная карта» содержит специальный раздел, посвященный теме природного газа. Документ констатирует, что объемы торговли газом между Россией и странами ЕС не столь велики, как торговля нефтью и нефтепродуктами (по данным за 2012 год – 9 процентов против 64 в нашем товарообороте). Тем не менее, для стран ЕС, для которых Россия является основным – а в отдельных случаях единственным – поставщиком, этот сектор представляет особую важность. С другой стороны, газовый рынок ЕС является для России основным. Таким образом, хотя доля российского газа в общем энергобалансе стран ЕС составляет всего лишь 6%, а бюджетные доходы России от экспорта газа и того меньше, этот сектор все равно представляет значительный интерес для сторон. 

В этом контексте неудивительно, что стороны уделяют большое внимание обеспечению энергетической безопасности с упором именно на газовую составляющую. Российская сторона делает немало для обеспечения безопасности поставок – вводятся в эксплуатацию новые месторождения, стимулируются геологоразведочные работы, ведется дальнейшее развитие и модернизация газотранспортной инфраструктуры, расширяется производство и экспорт сжиженного газа. Вопросами энергобезопасности озабочен и Евросоюз, при этом данную проблему он воспринимает главным образом через призму безопасности поставок, оставляя за скобками вопросы безопасности спроса. Российская сторона убеждена, что достижение подлинной энергобезопасности возможно только при должном учете всех ее аспектов. Энергобезопасность – это не ресторанное меню, из которого можно произвольно выбирать понравившиеся блюда. В начале 2009 года стороны могли на собственном печальном опыте убедиться, что игнорирование транзитных рисков может иметь крайне негативные последствия для энергобезопасности. Спустя четыре года мы можем констатировать, что стороны сделали из того случая необходимые выводы и проделали действительно большую и серьезную работу. В частности, разработан и запущен Механизм раннего предупреждения, который даже привлек внимание Секретариата Энергохартии как пример «наилучшей практики».

С участием российских и есовских компаний реализован проект «Северного потока» – магистрали, обеспечивающей возможность прямой доставки природного газа из России в страны ЕС по «северному» маршруту, через Германию. С юга аналогичную задачу призван решить «Южный поток». Надеемся, что Еврокомиссия не только поддержит российские инициативы по обеспечению энергобезопасности на юго-востоке Европы, но и учтет высказанную соответствующими странами ЕС заинтересованность в реализации этого проекта, примет необходимые решения, способствующие его функционированию на все 100% процентов мощности.

Есть еще два случая в нашей практике энергосотрудничества, о которых я хотел бы упомянуть и которые, на мой взгляд, наглядно демонстрируют уровень наших отношений.

Во-первых, я имею в виду взаимодействие в период снижения поставок углеводородов в Европу из Северной Африки в 2011 году, когда российский «Газпром» был вынужден изыскивать дополнительные объемы газа для компенсации сбоев на южном канале импорта ЕС. Эта достаточно сложная с технологической и коммерческой точек зрения проблема была успешно решена в духе именно стратегического партнерства.

Второй пример – действия сторон в период очень сложной зимы 2011-2012 годов. Тогда, в условиях экстремально холодной погоды, энергопотребление на всей территории Европы возросло в разы. «Газпрому» и другим российским энергокомпаниям удалось обеспечить поставку потребителям беспрецедентных объемов газа как внутри страны, так и за рубежом, выйдя на рекордные показатели добычи и использования резервных подземных хранилищ газа. Многие вопросы удалось решить именно за счет отлаженных механизмов взаимодействия России и Еврокомиссии, хорошего взаимопонимания на уровне энергетических компаний.

Конечно, необходимо помнить, что размах энергетического сотрудничества, его значимость для экономик обеих сторон зачастую вызывают и столкновение интересов, объективно определяемых диалектикой взаимоотношений поставщиков и потребителей. Предыдущий опыт подсказывает, что России и ЕС, как правило, удается находить взаимоприемлемые решения. В этом контексте нельзя не отметить успешную работу Консультативного совета по газу, в который входят ведущие российские и есовские эксперты. Продолжаются продуктивные встречи в рамках Тематических групп Энергодиалога, старт которому был дан еще в 2000 году – кстати, по инициативе тогдашнего Председателя Еврокомиссии Романо Проди. Основные векторы сотрудничества определяются на ежегодных заседаниях Постоянного совета партнерства по энергетике, проходящих под сопредседательством Координаторов – Министра энергетики России и Еврокомиссара по энергетике.

Хотелось бы остановиться на некоторых практических вопросах нашего взаимодействия в газовой сфере.

Успешно продвигается, но еще не завершена деятельность Рабочей группы по выработке предложений о режиме функционирования газопровода «ОПАЛ». Переговоры по данной теме продолжаются, поэтому вдаваться в подробности было бы преждевременно. Подчеркну лишь, что важность данного сюжета признается обеими сторонами, которые работают над достижением договоренностей, позволяющих определить оптимальные условия работы газопровода.

На столе переговоров по-прежнему находится российский проект соглашения о статусе магистральных газопроводов из России в Евросоюз.
В его нынешней редакции приоритетное внимание предлагается уделить наиболее важным направлениям, связанным с «Северным» и «Южным» потоками.

В повестке дня нашего Энергодиалога остаются и российские концептуальные предложения о построении новой правовой базы международного энергосотрудничества. Как известно, российской стороной подготовлен проект Конвенции об обеспечении международной энергетической безопасности. Продолжаем надеяться на конструктивное обсуждение положений этого документа с коллегами из ЕС.

Не могу не отметить большой вклад в энергосотрудничество депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Европарламента. Создание межпарламентской Рабочей группы по энергетике безусловно будет способствовать росту взаимопонимания позиций сторон по тем или иным вопросам, стоящим в повестке дня Энергодиалога. Не далее как вчера в здании Европарламента состоялось очередное заседание этой группы. Прошедшая дискуссия продемонстрировала желание законодателей России и ЕС активно содействовать созданию благоприятных условий для бизнеса, реализации принятых в странах ЕС и России целей развития энергосектора.

В заключение несколько слов о некоторых новых перспективах использования газа в Евросоюзе и России.

На уровне ЕС признано, что на обозримую перспективу газ будет являться одним из наиболее экологически чистых видов энергоносителей. Ему отводится важная роль в реализации поставленных в ЕС целей сокращения выбросов парниковых газов. Задача применения СПГ на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, как одна из составляющих этого процесса, выделена в качестве приоритетной.

В России стоят аналогичные задачи. На одном из недавних совещаний у Президента России В.В.Путина был рассмотрен вопрос о расширении применения газа в качестве моторного топлива.

Рискну предположить, что объединение усилий на этом треке может дать значительный мультипликативный эффект. Учитывая объемы перевозок между Россией и странами ЕС, перевод хотя бы части их на экологически чистое газовое топливо будет иметь позитивный эффект для решения стоящих перед нами энерго-климатических задач. Создание привлекательных условий для инвестиций в необходимую инфраструктуру, в первую очередь за счет определения долгосрочных перспектив использования газа на транспорте, имеет большой потенциал и значимость как для России, так и Евросоюза.

Надеюсь, что инициатива создания российско-есовских «голубых коридоров» будет поддержана и войдет в повестку дня Энергодиалога Россия-ЕС, который обеспечит координацию усилий экспертов и бизнеса на этом направлении. 

Как отмечено в «Дорожной карте», стратегической целью нашего сотрудничества является формирование к 2050 году панъевропейского энергетического пространства, которое будет способствовать обеспечению энергобезопасности и достижению целей устойчивого развития России и ЕС. Выполнение этих задач возможно только общими усилиями, в т.ч. с использованием инструментов энергетической дипломатии.