Статья Постоянного представителя России при ЕС В.А.Чижова в журнале «Нефть России»

Сотрудничество в сфере энергетики – важная составная часть взаимоотношений России и ЕС

«Нефть России», №1 2011

Одним из ключевых приоритетов стратегического партнерства России и ЕС, безусловно, является взаимодействие в энергетической сфере. Ведь совершенно очевидно, что именно Евросоюз на обозримую перспективу останется ключевым партнером России в сфере добычи, транспортировки и сбыта углеводородного топлива, торговли электроэнергией, вопросах поощрения энергоэффективности и энергосбережения, диверсификации видов потребляемой энергии, обеспечения физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, а также в решении проблем изменения климата и устойчивого развития.

Вполне естественно, что Россия и Евросоюз, будучи соседями, стремятся к развитию взаимовыгодных отношений в этой области, основанных на учете интересов друг друга и нацеленностью на выработку общих подходов к решению актуальных задач. К настоящему времени как в России, так и в ЕС в целом завершилось формирование подходов к созданию механизмов регулирования энергетических рынков, что привело к серьезной трансформации законодательной базы. Наиболее существенные и, я бы сказал, широко обсуждаемые изменения произошли в Евросоюзе с принятием так называемого «Третьего энергетического пакета». В России в 2010 году принята Энергостратегия – 2030, ориентированная на инновационное развитие ТЭК. Все это требует очередной «притирки» сторон в вопросах как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества.

На саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая – 1 июня 2010 года одобрена программа «Партнерство для модернизации», механизмом реализации которой в сфере энергетики является Энергодиалог Россия-ЕС, отметивший свой десятилетний юбилей. Это действительно инструмент взаимодействия, позволяющий не только вести регулярный диалог на различных уровнях, но и дающий возможность оперативного реагирования на возникающие угрозы энергобезопасности на европейском континенте.

В этой связи уместно напомнить об истории возникновения существующего сегодня и доказавшего свою эффективность формата Энергодиалога Россия – ЕС. В период разразившегося в конце 90-х в Европе энергетического кризиса тогдашний Председатель Еврокомиссии Романо Проди обратился к Президенту России В.В.Путину с предложением о начале стратегического сотрудничества сторон в формате энергодиалога. В конце сентября 2000 г. был выдвинут так называемый "план Проди", положивший начало энергодиалогу между ЕС и Россией.

Приоритетные направления Энергодиалога обсуждаются на заседаниях Постоянного совета партнерства России и Евросоюза (ПСП) в формате министров энергетики. Кроме того, проходят регулярные встречи Координаторов Энергодиалога: сегодня это Министр энергетики России С.И.Шматко и член Еврокомиссии по энергетике Г.Эттингер. Подготовительную и оперативную работу ведут Уполномоченные Координаторами, коими сейчас являются Заместитель Министра энергетики А.Б.Яновский и Гендиректор Еврокомиссии по энергетике Ф.Лоу.
Актуальные вопросы сотрудничества обсуждаются на регулярно проходящих заседаниях Тематических групп и подгрупп (по энергетическим рынкам, энергетическим стратегиям и энергоэффективности). Информация о состоянии и перспективах развития сотрудничества в рамках Энергодиалога ежегодно публикуется сторонами в совместных Обобщающих докладах, представляемых осенним саммитам Россия-ЕС.

В ноябре 2009 года Координаторами Энергодиалога был подписан Меморандум о Механизме раннего предупреждения в сфере энергетики (МРП). Он предусматривает опережающую оценку возможных проблем и рисков, связанных с поставками и спросом на природный газ, нефть и электроэнергию. Кроме того, в документе четко прописан механизм предупреждения и оперативного реагирования в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Необходимо отметить, что стороны уже прибегали к использованию данного механизма. Результаты применения МРП доказывают его эффективность и получают высокую оценку обеих сторон.

Но МРП – не только реальная (или виртуальная) «красная книга тревоги». Механизм предусматривает упреждающее информирование сторонами друг друга о готовящихся или планируемых новациях в сфере законодательного либо административного регулирования энергетической сферы.

В ноябре 2010 года в Брюсселе состоялась Юбилейная конференция, посвященная 10-летию Энергодиалога, а также прошло очередное заседание ПСП. Намечены цели, достижение которых позволит эффективно реализовывать национальные стратегии развития энергетических отраслей стран-членов ЕС и России. На это рассчитана «Дорожная карта» сотрудничества до 2050 года, которая готовится экспертами России и Еврокомиссии.

Основополагающим документом российско-есовского сотрудничества является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, на смену которому готовится Новое базовое соглашение. Энергетическим вопросам будет посвящена отдельная статья этого документа. В ходе ведущихся переговоров по НБС российская сторона руководствуется принципами обеспечения энергетической безопасности, зафиксированными, в частности, в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в 2006 г. Уверен, что в результате переговоров при наличии встречной политической воли наших партнеров удастся выйти на взаимоприемлемые формулировки.

Конечно, мы рассчитываем на плодотворную дискуссию вокруг Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Она была подготовлена российскими экспертами в развитие положений Концептуального подхода к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, выдвинутого Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым. Надеемся, что российская инициатива будет поддержана нашими коллегами в Евросоюзе.

Обеспечение энергобезопасности на европейском континенте – важнейшая задача как для ЕС, так и для России. За последнее время в этом направлении сделано немало практических шагов. В частности, начато строительство газопровода "Северный поток", призванного минимизировать транзитные риски путем обеспечения прямых поставок порядка 55 млрд.куб.м.газа в год на рынки ЕС. Необходимо отметить, что на протяжении всей работы по реализации проекта, согласованию его параметров с государствами балтийского региона Еврокомиссия оказывала ему последовательную поддержку, с полным основанием рассматривая этот проект в качестве важного инструмента обеспечения гарантированных и бесперебойных поставок газа в ЕС. Именно поэтому газопровод был включен Еврокомиссией в число приоритетных проектов в рамках программы Trans-European Energy Network (TEN-E).

Рассчитываем, что не менее эффективной окажется и совместная работа России и ЕС по реализации другого, не менее важного проекта – "Южный поток", а также что Еврокомиссия в ближайшей перспективе рассмотрит возможность его включения в число приоритетных проектов с учетом той роли, которую он призван сыграть в обеспечении энергобезопасности ЕС и Европы в целом.

При этом необходимо сказать пару слов о нашей позиции в отношении других газотранспортных проектов в этом регионе. Если не брать в расчет преднамеренную политизацию вопроса о конкуренции транспортных маршрутов, а сделать акцент на чисто экономических аспектах (рентабельность, конкуренция за рынки сбыта, ресурсная база и т.д.), то "Южный поток" и "Набукко" можно рассматривать в качестве дополняющих друг друга проектов, призванных в средне- и долгосрочной перспективе обеспечить удовлетворение спроса на газ в Центральной и Юго-Восточной Европе. По оценкам ведущих экспертов газовой отрасли, включая МЭА и "Еврогаз", к 2030 г. спрос на газ в ЕС может вырасти с нынешних 480 млрд.куб.м. в год до 570 млрд.куб.м. в год и выше, а доля газа в энергобалансе ЕС вырастет с сегодняшних 24% до 31%, преимущественно за счет роста спроса в секторе производства электроэнергии. Внутренняя добыча газа в ЕС и Норвегии сократится до 33% от общего потребления к 2020 г. и до 25% к 2030.

Как известно, максимальная мощность "Южного потока" составит 63 млрд.куб.м. в год, а "Набукко" – 31 млрд.куб.м. в год. Таким образом даже при строительстве "Южного потока", "Набукко", "Северного потока", интерконнектора Турция-Греция-Италия и, возможно, других проектов, газ из этих трубопроводов будет находить устойчивый спрос на европейских рынках. Таким образом, тезис о "взаимоисключаемости" "Южного потока" и "Набукко" – не более чем контрпродуктивная попытка заработать политические очки на формировании негативного фона вокруг обоих проектов. Кстати говоря, такие высказывания наносят серьезный ущерб газовой отрасли в целом, деятельность которой и так подверглась в последний период беспрецедентной политизации.

Несколько слов о так называемом «сланцевом газе», на который ссылаются некоторые специалисты, говоря о нем как альтернативе традиционным видам углеводородов. Да, действительно, добыча сланцевого газа в некоторых странах является перспективной и экономически обоснованной. Такая ситуация, например, сложилась в США. В Европе тоже есть месторождения данного вида углеводорода и имеются несколько скважин, на которых ведется его экспериментальная добыча. Вместе с тем, говорить о возможности промышленной добычи сланцевого газа в европейских странах по меньшей мере преждевременно, поскольку имеется целый ряд законодательных, технологических и экологических вопросов, а ее себестоимость превышает затраты на производство многих других энергоресурсов. Поэтому конвенционный газ остается и в обозримой перспективе будет оставаться основным видом экологически чистых энергоносителей.

Еще одним активно обсуждаемым в последнее время вопросом была проблема имплементации положений «Третьего энергопакета» ЕС. Как известно, его требования должны быть учтены в национальных законодательствах стран-членов Евросоюза к 11 марта 2011 года. Однако уже с середины 2010 года у российских и есовских партнеров стали возникать проблемы при реализации торговых и инвестиционных проектов. В частности, подписание дополнительных протоколов о поставках российского газа в Польшу и его транзите по газопроводу Ямал-Европа столкнулось с рядом трудностей, которые возникли в связи с необходимостью менять подписанные еще в 1993 году двусторонние российско-польские долгосрочные соглашения и требованием Еврокомиссии по приведению договоренностей в соответствие с положениями «Третьего энергетического пакета». Парадокс ситуации состоит в том, что «Третий энергопакет» призван, по мысли его авторов, повысить энергобезопасность стран Евросоюза, однако его буквальное применение, без учета реально существующей ситуации в каждом конкретном случае, способно, как показывает пример Польши, привести к диаметрально противоположным результатам. В Литве применение новой модели регулирования рынка создало ситуацию, которая похожа на фактическую национализацию активов российского ОАО «Газпром» и германского «Э.ОН Рургаз» в газовой компании «Лиетувос дуйос», что не могло не вызвать негативной реакции акционеров.

Все эти и другие актуальные проблемы были предметом проработки в рамках Энергодиалога Россия – ЕС в 2010 году. По многим из них найдены взаимоприемлемые развязки. По некоторым еще предстоит это сделать. Безусловно появятся новые вопросы, требующие решения и это говорит о жизнеспособности нашего механизма сотрудничества.

Таким образом, сотрудничество между Россией и ЕС в этой сфере, с учетом прогнозируемого роста спроса на энергоресурсы в Евросоюзе, будет укрепляться. Конечно, не секрет, что интересы Евросоюза как потребителя энергоресурсов и России как их поставщика совпадают далеко не по всем параметрам. Тем не менее, их объединяет общая цель – обеспечение стабильного роста экономик двух сторон посредством создания условий для плодотворного взаимодействия их энергетических секторов. В конечном счете одной из важнейших задач политиков, определяющих вектор энергетического сотрудничества по межгосударственной линии, является создание благоприятных условий для компаний-операторов рынка, а интересы российского бизнеса и энергетических компаний ЕС, бесспорно, лежат в плоскости наращивания взаимовыгодного партнерского взаимодействия. И могу уверить вас в том, что российская дипломатия приложит все усилия к достижению этой цели.