Пресс-конференция В.А.Чижова накануне саммита Россия-ЕС в Ростове-на-Дону

20 мая 2010 года, Брюссель

В.А.Чижов: Добро пожаловать на очередную пресс-конференцию в Постоянном представительстве России при ЕС. Как вы, наверное, успели заметить при входе в наше здание, мы более не являемся Представительством России при Европейских сообществах, так как теперь существует лишь одно Сообщество. Официальное название нашей Миссии – Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе и Европейском сообществе по атомной энергии.

Переговоры о новом базовом соглашении между Россией и ЕС

Мы встречаемся в период проведения важных мероприятий. Позвольте мне начать с освещения вчерашнего события, а именно завершившегося девятого раунда переговоров о новом базовом соглашении между Россией и Европейским союзом. Наш переговорный процесс продвигается довольно активно. По завершении девятого раунда переговоров многие статьи будущего соглашения согласованы, еще большее количество статей находится на финальной стадии обсуждения. Мне бы не хотелось сравнивать то, насколько нам удалось продвинуться по отдельным трекам и разделам будущего соглашения. В целом, и в данном случае я говорю и от лица наших коллег со стороны Евросоюза, мы удовлетворены и темпами, и субстантивным наполнением переговоров, которые, конечно же, не лишены и определенных проблемных вопросов. В рамках любого переговорного процесса вопросы, которые легко согласовать, решаются быстрее, а затем предстоит заниматься все более сложными. Однако я не вижу каких-либо неразрешимых проблем на этом пути. Мы договорились провести следующий раунд переговоров в июне-июле этого года. К сожалению, я теряю уже второго партнера по переговорам со стороны Евросоюза. Первым был глава Гендиректората Еврокомиссии по внешним связям Э.Ландабуру, затем его сменил Ж.Альмейда, который теперь также переходит на другую работу. Предстоит сотрудничать с новым руководителем есовской переговорной команды.

«мы удовлетворены и темпами, и субстантивным наполнением переговоров, которые, конечно же, не лишены и определенных проблемных вопросов»

Постоянный совет партнерства в области свободы, безопасности и правосудия

В ближайшие дни состоятся два главных события. На следующей неделе в Казани, которая находится на реке Волга, состоится 12-ое заседание Постоянного совета партнерства в области свободы, безопасности и правосудия. Строго говоря, эта сфера не затрагивает напрямую внешнюю политику, поэтому ЕС на данном мероприятии будет представлен более традиционно – в нем примут участие представители испанского председательства, предстоящего бельгийского председательства, а также Венгрии, являющейся частью «трио», которое не следует путать с более благозвучным русским словом «тройка».

Саммит Россия-ЕС в Ростове-на-Дону

31 мая и 1 июня в другом российском городе – Ростове-на-Дону, который расположен на реке Дон, пройдет 25-й саммит Россия-ЕС. Будучи ветераном российско-есовских саммитов, я подумываю о возможной заявке на включение меня в Книгу рекордов Гиннеса, так как из 24 состоявшихся саммитов я участвовал в 22. Пропустил лишь первые два. 25-й саммит будет отличаться от предыдущих в связи со вступлением в силу Лиссабонского договора. Впервые за время наших отношений саммит пройдет в другом формате – на нем не будет представлено председательствующее в Совете ЕС государство, которым в данный момент является Испания. Со стороны ЕС примут участие Председатель Евросовета Х.Ван Ромпей, Председатель Еврокомиссии Ж.Баррозу, Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности баронесса К.Эштон и еврокомиссар по вопросам торговли К.Де Гюхт. Россия будет представлена Президентом Д.А.Медведевым, а также Министром иностранных дел С.В.Лавровым, Министром экономического развития Э.С.Набиуллиной и другими официальными лицами, включая вашего покорного слугу.

«Впервые за время наших отношений саммит пройдет в другом формате»

Повестка дня будет традиционной. Она предусматривает обсуждение глобальных проблем, международных политических вопросов и двусторонних отношений. Глобальные вопросы включают текущий и, надеюсь, ослабевающий, финансово-экономический кризис. Уверен, что нашему Президенту будет интересно услышать мнение его есовских коллег о перспективах евро. Но основное внимание будет сосредоточено на координации подходов России и ЕС к стратегии выхода из кризиса и, в меньшей степени, к принятию тех или иных антикризисных мер. Как вы знаете, в июне в Канаде состоятся саммиты «группы восьми» и «группы двадцати». Европейский союз, который де факто является девятым членом «восьмерки» и, конечно же, частью «двадцатки», разрабатывает свои подходы к этим саммитам и заседанию предстоящего в июне Европейского совета. Россия также готовится к этим событиям. Хотел бы напомнить, что впервые глобальный финансово-экономический кризис нашел свое отражение в повестке дня сотрудничества России и ЕС два года назад, на саммите в Ханты-Мансийске, когда лишь немногие предвидели стремительно надвигавшийся кризис. Эта дискуссия была инициирована Президентом Д.А.Медведевым, и на последующих саммитах данный вопрос непременно был на повестке дня. Он будет обсуждаться и в Ростове.

Следующий глобальный вопрос – изменение климата. Никто из нас не удовлетворен результатами копенгагенского саммита, состоявшегося в декабре прошлого года. Мы, конечно, заинтересованы в достижении более существенных результатов на следующей встрече в Канкуне.

Вопросы двустороннего сотрудничества. Мы будем обсуждать ход имплементации «дорожных карт» по созданию четырех общих пространств, а также состояние переговоров о новом базовом соглашении. Хотел бы отметить две важные темы. Первая – инициатива по учреждению «Партнерства для модернизации», которая впервые была обозначена на предыдущем саммите Россия-ЕС в Стокгольме в ноябре прошлого года. С того момента стороны уже назначили соответствующих координаторов, которые обменялись документами, отражающими концептуальное видение данной инициативы. В настоящий момент мы согласовываем возможное совместное заявление, которое могло бы быть принято на саммите. «Партнерство для модернизации» является очень актуальным вопросом, важным для обеих сторон. Позвольте мне вкратце описать то, как мы его себе представляем. Речь не идет о том, что «всезнающий» Евросоюз подобно «Богу спустится на землю», чтобы модернизировать Россию и остальной мир. Это не второе издание программы ТАСИС, если вы таковую еще помните. Данная инициатива должна стать коллективным ответом России и ЕС на схожие вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Мы живем не в вакууме, и мы не единственные в современном эволюционирующем многополярном мире. Общие вызовы требуют общих скоординированных ответов. Существуют сферы сотрудничества, в рамках которых мы могли бы обмениваться опытом, накапливать государственные и частные ресурсы и стать более конкурентоспособными в отношении появляющихся крупных экономик на Востоке, Юге и в других частях мира. Могу кратко перечислить возможные треки для взаимодействия: исследование космоса, фармацевтика, нанотехнологии, телекоммуникации, инфраструктура различных типов и многие другие.

«Речь не идет о том, что всезнающий Евросоюз подобно Богу спустится на землю, чтобы модернизировать Россию и весь остальной мир. Это не второе издание программы ТАСИС, если вы таковую еще помните»

Вторая тема, на которой я хотел бы заострить внимание, это – обсуждение перспектив безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, модернизацией, так как модернизация подразумевает бóльшую мобильность не только товаров, но и людей, обмен знаниями и идеями, носителями которых являются не только компьютеры, но и люди, а также контакты между людьми. Европейский союз уже некоторое время рассматривает данный вопрос. Российская позиция сформулирована Президентом Д.А.Медведевым очень просто: мы готовы отменить визы хоть завтра утром. Без каких-либо предварительных условий. Мы ведем диалог по визам, в рамках которого их отмена рассматривается в качестве перспективы. Думаю, что мы продвинулись достаточно далеко, чтобы сформулировать возможные сроки. Впервые отмена виз была официально обозначена в качестве нашей общей задачи семь лет назад, в мае 2003 года на саммите в Санкт-Петербурге. Тогда ЕС был готов пойти лишь на то, чтобы назвать отмену виз долгосрочной целью. Но ведь прошло уже семь лет и мы считаем, что пора рассмотреть какие-либо конкретные сроки. Некоторые страны-члены ЕС из-за различных фобий прошлого могут политизировать данный вопрос. Эти фобии отчетливо проявились в начале 1990-х годов, вскоре после распада СССР. Западная Европа тогда опасалась волны беженцев с Востока. И волна действительно пришла, но только с совсем других направлений. Эти вопросы могут стать субстантивным наполнением другого диалога, который мы готовимся запустить – миграционного. На этом направлении мы можем сотрудничать по вопросам легальной и нелегальной миграции. Эти темы станут одними из главных на саммите.

«мы готовы отменить визы хоть завтра утром»

Международная повестка дня включает ближневосточное урегулирование, иранскую ядерную программу, региональные проблемы в Европе и других частях мира.

Конечно же, все то, что я назвал, является предварительной повесткой. Это то, как я себе представляю предстоящие дискуссии. Лидеры России и ЕС могут обсудить и любые другие вопросы, которые они сочтут нужными. Я говорю уже достаточно долго, на этом хотел бы завершить свое вступительное слово и готов ответить на имеющиеся у вас вопросы.

Отмена виз

Вопрос: Некоторые страны-члены ЕС считают, что с отменой виз ЕС лишится последних рычагов влияния на Россию? Что Вы об этом думаете?

В.А.Чижов: Во-первых, мне непонятно, зачем ЕС нужны рычаги влияния на Россию, так же как и России – на ЕС. Этот вопрос, как и любые другие в отношениях Россия-ЕС, не следует рассматривать с позиции игры с нулевой суммой. В данном случае все останутся в выигрыше.

Вопрос: Вы не могли бы более детально рассказать о том, как можно установить безвизовый режим между Россией и ЕС?

В.А.Чижов: Нам удалось заключить Соглашения об упрощении выдачи виз и о реадмиссии. Оба работают хорошо. Вначале были определенные сложности в отношении процедур упрощения выдачи виз. Но в настоящий момент мы удовлетворены тем, как работают оба соглашения. Их можно считать первым шагом на пути к полной отмене виз. Мне не хотелось бы строить догадки относительно того, где пролегает грань между «долгосрочной перспективой» и «завтра утром». Мы готовы к серьезным переговорам и надеемся увидеть свет в конце тоннеля.

Вопрос: На Ваш взгляд, в каком году может быть установлен безвизовый режим?

В.А.Чижов: Уже был прецедент обозначения конкретного года. Романо Проди, будучи Председателем Еврокомиссии, называл 2008 год. Мне не хотелось бы повторить этот опыт.

«Замороженные» конфликты

Вопрос: Господин Посол, Вы упомянули о том, что Россия и ЕС планируют обсудить региональные вопросы. Будет ли обсуждаться урегулирование «замороженных» конфликтов, в частности Нагорный Карабах, Приднестровье и особенно Грузия?

В.А.Чижов: Вряд ли в Грузии остались какие-либо «замороженные» конфликты. Молдавия, Приднестровье, Нагорный Карабах могут стать предметом обсуждения.

Глобальный финансово-экономический кризис

Вопрос: Какое влияние оказывает финансово-экономический кризис на отношения Россия-ЕС? И каковы, на Ваш взгляд, перспективы евро?

В.А.Чижов: Если бы я знал, что произойдет с евро, я, наверное, работал бы в другой сфере. Конечно, ситуация вызывает беспокойство, ведь мы рассматривали евро с момента его появления как элемент глобальной финансовой стабильности. У этой валюты были взлеты и падения на протяжении последних нескольких лет. Торговый оборот между Россией и ЕС, если рассчитывать его в евро, снизился в прошлом году. В 2008 году он составлял 280 млрд. евро. Затем снизился до 180 млрд. евро. Но здесь речь идет скорее о понижении спроса, нежели о колебаниях евро. Цена на значительную часть товаров, экспортируемых из России в ЕС, в частности, нефть и газ, на мировом рынке рассчитывается в долларах. Пока никто не считает цену барреля нефти в евро.

Энергетика

Вопрос: Будут ли вопросы энергетики рассматриваться на саммите, в частности энергодиалог и Энергохартия?

В.А.Чижов: Да, планируется обсудить ход энергодиалога. Вопросы, касающиеся Энергетической хартии, не рассматриваются как очень актуальные. Внимание будет уделено обсуждению принципов международного сотрудничества в энергетической сфере. Энергодиалог продвигается ровно. Произошла смена профильного комиссара Еврокомиссии: вместо Андриса Пиебалгса этот пост занял Гюнтер Эттингер. Он уже посещал Москву, встречался с российскими коллегами. Во второй половине года пройдет заседание Постоянного совета партнерства на уровне министров энергетики.

Если говорить более детально, то мы благодарны ЕС, Еврокомиссии за поддержку проекта «Северный поток». Ожидаем такого же подхода и в отношении проекта «Южный поток». Что касается ядерной энергетики, то, несмотря на разные подходы государств-членов ЕС к концепции использования ядерной энергии для производства электроэнергии, в целом вектор политики ЕС в данной сфере меняется в сторону более положительного отношения. Это радует, ведь Россия является одним из крупнейших производителей электроэнергии с использованием ядерной энергии – в энергетическом пакете России ее доля составляет около 15% и будет расти с учетом строительства новых атомных электростанций (АЭС) в России, включая Калининград. Россия также располагает технологиями по сооружению АЭС на территории других стран. Некоторые из них являются странами-членами ЕС, например, Болгария, которая заключила контракт с российской компанией на постройку новой АЭС. Ранее был заключен контракт с Турцией о создании, если не ошибаюсь, четырех энергоблоков. Это очень многообещающая сфера. Что касается АЭС в Калининграде, то она будет производить намного больше энергии, чем может потребить Калининградский регион. Таким образом, этот проект будет ориентирован на экспорт, прежде всего, в соседние страны, например, Польшу или Литву.

Лиссабонский договор

Вопрос: Как Россия воспринимает ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора? Есть ли какие-либо признаки того, что роль ЕС усиливается, что он действует более эффективно на международной арене?

В.А.Чижов: Позволю себе ответить словами Дэн Сяопина, которые он использовал для описания значения французской революции во время ее 200-летнего юбилея: «слишком рано подводить какие-либо итоги».

Мы видим различия, следим за межинституциональными отношениями внутри ЕС. Надеемся, что когда эти изменения будут завершены, все структуры будут созданы, люди займут в них свои места – и здесь я, в первую очередь, имею в виду единую внешнеполитическую службу ЕС, которая станет нашим основным партнером – ЕС станет более эффективным, более отлаженным и более сосредоточенным на отношениях с третьими странами, не отвлекаясь на внутренние дискуссии.

Белоруссия

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию в Белоруссии в связи с митингами оппозиции и т.д.? Она дестабилизируется?

В.А.Чижов: У меня не сложилось такого ощущения. Мы надеемся, что Белоруссия избежит дестабилизации, которую мы видим в некоторых других странах.

Переговоры о Новом базовом соглашении

Вопрос: Господин Посол, Вы упомянули переговоры о новом соглашении. Какие вопросы являются наиболее сложными при их ведении? Когда планируется подписать соглашение, и когда между Россией и ЕС будет настоящее сотрудничество?

В.А.Чижов: У нас уже есть настоящее сотрудничество и без нового соглашения, ведь старое все еще в силе. Переговорный процесс не препятствует развитию наших отношений. Позвольте мне сначала ответить на вторую часть Вашего вопроса – когда? За долгие годы дипломатической карьеры, вот уже 34 года, я понял несколько вещей. Одна из них заключается в том, что для переговоров нет ничего более губительного, чем установление искусственного срока их завершения. Я хотел бы уклониться от описания субстантивного наполнения переговоров, которое расценивается сторонами как конфиденциальное. Но думаю, что не раскрою каких-либо секретов, если скажу, что на последних двух раундах мы обсуждали вопросы сочетания переговоров о новом соглашении и идущих в настоящий момент переговоров о присоединении России к ВТО. Мы исходим из того, что на момент завершения работы над новым соглашением Россия уже станет членом ВТО. К сожалению, этого до сих пор не произошло, и вины России в этом нет. Но мы рассчитываем именно на такую последовательность событий.

В последние несколько месяцев наши партнеры задавали вопросы о модальностях вступления России в ВТО и создания Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. На эти вопросы были даны соответствующие разъяснения, в частности в ходе визита Первого заместителя Председателя Правительства России И.И.Шувалова в середине апреля, когда он встречался с Председателем Еврокомиссии Ж.Баррозу и другими официальными лицами. И теперь у ЕС есть более четкое понимание того, как продолжать работу над торгово-экономическим разделом нового соглашения.

«для переговоров нет ничего более губительного, чем установление искусственного срока их завершения»

Российские меньшинства в ЕС

Вопрос: Будет ли на саммите обсуждаться вопрос о российских меньшинствах в странах-членах ЕС?

В.А.Чижов: Этот вопрос был в повестке дня с тех пор, как Латвия и Эстония вступили в ЕС. И даже ранее, до расширения ЕС в 2004 году, мы задавали соответствующие вопросы нашим коллегам в ЕС. Получали, я бы сказал, очень бюрократический ответ: если эти страны принимаются в ряды ЕС, это значит, что они соответствуют копенгагенским критериям. На это у меня был и, к сожалению, остается следующий ответ: значит с копенгагенскими критериями что-то явно не так.

Латвия и Эстония являются единственными странами в мире, в которых есть такая категория людей как «неграждане» («aliens»). Но они не пришли с Марса или Венеры. Около половины из них родились в этих странах. 20 лет назад, во времена распада СССР, решение о провозглашении независимости было инициировано органами государственной власти Советских Социалистических Республик Латвии и Эстонии. Планировалось провести референдумы, и они были проведены с участием всего населения этих стран. Подавляющее большинство русских проголосовали за независимость. На следующее утро им было сказано: «Спасибо за ваши голоса. Вы нам больше не нужны». Есть еще один странный момент: при распределении мест в Европарламенте среди стран-членов ЕС в соответствии с национальными квотами эти люди учитываются. Но они лишены права голоса. В Латвии им даже нельзя участвовать в муниципальных выборах, что противоречит acquis communautaire, законодательству Европейского союза, и обязательствам этих стран, взятым в качестве членов Совета Европы. Таким образом, если какой-либо человек из самой отдаленной части ЕС, допустим, из Португалии переедет жить в Латвию, то через полгода он сможет голосовать на выборах мера. В то время как русские, которые всю жизнь живут в этих странах, которые родились там, лишены этого права. Что-то, действительно, не так с копенгагенскими критериями. Этот вопрос необходимо рассматривать.

Я слежу на деятельностью ЕС в других частях Европы, включая Балканы. Я хорошо помню Охридское соглашение, которое стало результатом инициативы Х.Соланы. Оно предусматривало, я цитирую, что «любое меньшинство, составляющее как минимум 20% населения может иметь право на установление своего языка в качестве государственного и на соответствующее пропорциональное распределение рабочих мест в правительственных службах, полиции и армии». Не покидает ощущение того, что Евросоюз до сих пор не избавился от двойных стандартов.

Кризисное регулирование

Вопрос: Планируете ли Вы обсуждение сотрудничества в рамках ЕПБО/ОПБО?

В.А.Чижов: Конечно. Одной из многообещающих сфер нашего сотрудничества является кризисное регулирование. Это будет отражено в новом базовом соглашении, однако, также потребует и отдельного профильного договора. Мы эффективно сотрудничаем в рамках различных миротворческих и других операций. Могу привести несколько примеров: полицейская миссия ЕС в Боснии и Герцеговине с российским участием, участие российской вертолетной группы в операции ЕС в Чаде и Центральноафриканской Республике. Мы тесно взаимодействуем в рамках борьбы с пиратством в Сомали. Недавний пример: российский танкер был освобожден российским боевым кораблем при поддержке есовской операции «Аталанта». Нам необходимо рассматривать кризисное регулирование в более широком контексте. Мы можем проводить самые различные операции: операции ЕС с российским участием, операции России с участием ЕС, совместное участие в гражданских и военных операциях ООН. Мы также успешно сотрудничаем в области гражданской защиты, реагируя на различные чрезвычайные ситуации любых видов – борьба с лесными пожарами, последствиями землетрясений и т.д. Это очень позитивная тенденция.

Фотографии