Об инициативе Российской Федерации по заключению Договора о европейской безопасности

Выступление В.А.Чижова на конференции «Новые вызовы партнерским отношениям России и ЕС (12 апреля 2010 г., Брюссель)

Уважаемые организаторы конференции, дамы и господа!

Позвольте поблагодарить руководство Фонда «Единство России» и Фонда «Русский мир» за предоставленную возможность выступить с докладом, чтобы представить российское видение нынешнего состояния системы безопасности в евроатлантическом регионе и возможности выправления имеющихся здесь изъянов.

Мне как Постоянному представителю Российской Федерации при Европейском союзе по долгу службы предоставляются широкие возможности участия в международных дискуссиях по этой тематике. И я должен констатировать, что эти обсуждения подтвердили общую превалирующую неудовлетворенность - по разным причинам - нынешним состоянием дел с архитектурой евробезопасности. Растет, причем в том числе и на высоком уровне, понимание того, что сложившаяся система отношений в сфере безопасности несовершенна и что ее нынешние механизмы принятия решений нуждаются в реформировании. На евроатлантическом пространстве действует множество организаций, нацеленных на решение задач, связанных с современными вызовами безопасности. Но проблема в том, что отсутствуют как общая стратегия, так и единые международно-правовые стандарты их решения.

Именно поэтому Президент России Д.А.Медведев выступил в июне 2008 г. с инициативой заключения нового системообразующего документа – юридически обязывающего Договора о европейской безопасности (ДЕБ).

Высокий представитель ЕС К.Эштон, вступая в феврале с.г. на 46-й Международной конференции по безопасности в Мюнхене, подтвердила открытость Евросоюза к обсуждению идей, заложенных в российский проект ДЕБ. Мы также обратили внимание на ее верные оценки о том, что нынешним панъевропейским структурам безопасности недостает легитимности и эффективности.

Именно о легитимности идет речь в российском проекте Договора, в котором предлагается закрепить обязательство о недопустимости укрепления собственной безопасности в ущерб безопасности других, а также зафиксировать механизм реализации принципа неделимости безопасности.

Нам нередко задают вопрос: почему нельзя добиться этого в рамках существующих структур?

Ответ очень прост. Европейский союз, НАТО, ОДКБ, СНГ – все эти структуры представляют собой организации для обеспечения безопасности исключительно входящих в них стран. Идея же ДЕБ состоит в том, чтобы создать общие рамки безопасности для всех без исключения государств.

Мы сознательно не навязываем партнерам готовые рецепты. Проект Договора, направленный в ноябре 2009 г. главам государств и правительств всех стран евроатлантического региона, а также руководителям организаций, занимающихся вопросами безопасности на евроатлантическом пространстве, – это прежде всего приглашение к предметному диалогу, анализу причин функциональных сбоев нынешней системы. Иными словами, мы открыты к предложениям по конкретным элементам проекта Договора.

Хотел бы в этой связи отметить, что вначале ДЕБ мыслился и разрабатывался как комплексный документ, охватывающий все основные аспекты «жесткой» безопасности. Однако с учетом состоявшихся международных дискуссий и реакции партнеров проект Договора теперь сфокусирован на главной системообразующей теме – принципе неделимости безопасности, предусматривающем, что ни одна страна не должна укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

От западных партнеров мы нередко слышим, что главной опорой безопасности в регионе является НАТО. Несомненно, это важная международная организация. Но проблема в том, что возведенный в абсолют натоцентризм или любой другой «центризм» никогда не сможет стать универсальным средством укрепления безопасности. Кроме того, все мы реалисты и понимаем, что немало стран нашего региона все равно останется вне НАТО. И будут задаваться резонным вопросом, как им реализовать свое неотъемлемое право на равную безопасность.

Вопрос стоит принципиально: по-прежнему ли в евроатлантическом сообществе разделяют и поддерживают основополагающий принцип неделимости безопасности? Если ответ, как мы надеемся, «да», то что мешает переподтвердить уже принятые политические обязательства в юридически обязывающей форме?

Мы не собираемся искусственно форсировать процесс – нужно набрать необходимую «критическую массу» политической воли. Но процесс должен быть инклюзивным, включать все международные факторы – как государства, так и организации.

Отсюда логично возникает вопрос – какая площадка могла бы быть оптимальной для дискуссий и переговоров по ДЕБ? Формальный подход говорит в пользу ОБСЕ – она является хранительницей основных принципов и обязательств в области межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве, ее страновой состав покрывает весь регион. ОБСЕ является универсальной организацией, и это никто не подвергает сомнению. Однако в реальности в своем нынешнем состоянии ОБСЕ неспособна решить столь актуальную задачу. Причины очевидны – эгоизм отдельных стран или групп стран в отношении Организации, использование ее ресурса для решения исключительно национальных или блоковых задач. Наконец, ОБСЕ не обладает правоспособностью, и поэтому ее возможности весьма ограничены. Полностью отдавать в таких условиях ДЕБ на откуп ОБСЕ было бы по меньшей мере опрометчиво.

Поэтому считаем важным задействовать для обсуждения проекта ДЕБ все имеющиеся на нашем пространстве многосторонние диалоговые форматы. Оптимально, чтобы Договор согласовывался на независимой площадке с участием государств и международных организаций (Евросоюза, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ). Хотел бы также подчеркнуть, что российский документ имеет самостоятельное значение по отношению к «корфускому процессу», который развивается в рамках ОБСЕ и нацелен на повышение эффективности этой организации. «Процесс Корфу» появился как реакция на российскую инициативу ДЕБ, и это – пересекающиеся, но не заменяющие друг друга треки.

По обобщении поступающих на российскую инициативу откликов планируем провести с партнерами консультации о дальнейшей организации предметной работы, включая определение оптимальной переговорной площадки с учетом круга участников Договора.

В этом плане весьма полезной была бы встреча руководителей действующих в сфере евроатлантической безопасности международных организаций - Евросоюза, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и СНГ - для сопоставления позиций о путях формирования в евроатлантике неделимого пространства безопасности.

Исходим также из того, что российские предложения могут стать основой для развития системного конструктивного диалога по широкому спектру вопросов безопасности – контроль над вооружениями и меры доверия, налаживание взаимодействия между всеми организациями и факторами, действующими в области евроатлантической безопасности, выработка общих подходов к урегулированию конфликтов, а также к противодействию глобальным угрозам безопасности.

Здесь мы видим немало точек соприкосновения с Евросоюзом, наличие перспективных направлений для совместных усилий.

Сегодня, конечно, рано предопределять окончательный вид будущего Договора о европейской безопасности. На нынешнем этапе главное – это нацеленный на результат переговорный процесс, в ходе которого стороны должны найти общий язык и договориться по самым чувствительным проблемам. Именно это необходимо для оздоровления общей атмосферы и укрепления доверия в регионе.