Интервью В.А.Чижова для Интернет-портала Российского совета по международным делам, 12 ноября 2013 года

– Владимир Алексеевич, как бы Вы охарактеризовали современную динамику развития отношений России и ЕС?

– Я бы сказал, что отношения России и ЕС по содержанию намного позитивнее, чем та картина, которая нередко создается в СМИ как стран Евросоюза, так и, к сожалению, отдельными СМИ в России. Отношения между Россией и ЕС – это огромный многоплановый комплекс, что естественно, так как мы ключевые партнеры. Даже если говорить только о торговле, то Евросоюз для нас – это партнер номер один, на него приходится примерно половина нашего внешнеторгового оборота. Россия же для Евросоюза – партнер, идущий на третьей строчке после США и Китая, причем Китай нас опережает ненамного.

– Как Вы считаете, существует ли между Россией и Евросоюзом конфликт интересов на постсоветском пространстве? 

– Я не могу сказать, что это зона полного совпадения интересов, так же как, допустим, нет его в Азии и в Северной Америке. У Евросоюза есть определенные интересы, некоторые из них вполне законны. Например, интерес к энергоносителям, производимым в Туркменистане или в Азербайджане. Это интерес к инвестициям, интерес к роли Центральной Азии как моста в Азию, в направлении Китая и дальше. Так что дело не в том, что у нас есть различные интересы. Да, они не совпадают, но наша задача – во-первых, не доводить до того, чтобы они приобрели конфликтный потенциал, а во-вторых, вести диалог, что мы и делаем.

– В этом контексте сейчас очень много говорят об Украине. Проблема в прессе часто ставится так, что Украина должна сделать выбор в пользу либо Европейского союза, либо Таможенного союза. То есть, условно европейские и условно российские интеграционные объединения противопоставляются друг другу. Видите ли Вы такое противостояние?

– Речь не идет о выборе между Евросоюзом и Россией. Как известно, родителей и соседей не выбирают, и я думаю, к Украине имеют отношение оба этих фактора. Кроме того, важно понимать, что речь не идет некоем историческом выборе. И, конечно, Украина не перестанет быть нашим соседом, близкой для нас страной, близким для нас народом. 

Вопрос в другом. И Москва, и Брюссель направляют не только Киеву, но и некоторым другим так называемым «фокусным» государствам Восточного партнерства определенный сигнал, что в практическом отношении время комфортного сиденья на двух стульях заканчивается. И не потому, что эти «стулья» быстро разъезжаются – они идут, в принципе, в одном направлении, хотя и с неодинаковой скоростью. Но на треке ассоциации с Евросоюзом есть определенные вехи, которые будут иметь для Украины юридические последствия. Важно увидеть понять, что такое «зона свободной торговли» и что такое «таможенный союз». Зону свободной торговли каждая страна может иметь хоть со всем миром, причем как на коллективной основе, так и на индивидуальной, двусторонней. А вот в двух таможенных союзах состоять одновременно нельзя, потому что основа любого таможенного союза – единый таможенный тариф. Нельзя иметь для одних партнеров один таможенный тариф, а для других – другой. Поэтому и наступает «момент истины», в прикладном плане – момент принятия определенных решений. И эти решения должны приниматься обдуманно. Все, что мы говорим Украине сейчас, необходимо, чтобы дать понять, какая ситуация сложится в том или ином случае. Спешка, чтобы не сказать суета, вокруг вильнюсского саммита продиктована, в первую очередь, политическими интересами Евросоюза, потому что проект «Восточного партнерства» в значительной степени зависит от подписания этого соглашения с Украиной. 

В случае с Молдавией основная работа еще впереди. Азербайджан, как известно, изначально не проявлял к этому интереса. Армения сделала свой исторический выбор, и, на мой взгляд, правильный. Белоруссии никто соглашения об ассоциации вообще не предлагал. 

В Вильнюсе пройдет третий саммит «Восточного партнерства», до этого были еще два, о которых сейчас мало кто помнит. Я в свое время говорил, – потом меня даже «Financial Times» цитировала, – что любой проект Евросоюза, под которым нет отдельной бюджетной строки, обречен на трудную судьбу. Так было и с «Восточным партнерством». Могу добавить, что и сейчас о «Восточном партнерстве» ни в бюджете 2014 года, ни в семилетней финансовой перспективе нет даже упоминания. Поэтому речь отнюдь не идет о том, что «золотой дождь» из брюссельского «рога изобилия», как манна небесная, польется на украинские степи.

– Получается, что будущее Украины зависит не только от выбора самой Украины, но и от того, насколько все это будет выгодно в данный момент Евросоюзу. Как Вы считаете, насколько вероятно подписание соглашения об ассоциации и будет ли после этого какое-то движение вперед?

– Я думаю, я не открою больших секретов, если скажу, что консенсус на эту тему формируется с определенным усилием.

– То есть движение дальше по этой линии еще туманно?

- Оно не туманно, конечно, вектор его прорисовывается достаточно четко, но темпы и его конкретное содержание только предстоит определить. Думаю, что подписание соглашения вполне вероятно, но когда оно будет ратифицировано, еще неизвестно. Причем даже временное применение начнется не на следующий день после подписания, потому что в ЕС и для этого есть необходимые внутренние процедуры, включая прохождение через Европарламент. Так что посмотрим.

Источник: http://russiancouncil.ru/