Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам встречи с Высоким представителем ЕС К.Эштон и министрами иностранных дел государств-членов ЕС

Опубликовано вс, 10/14/2012 - 22:00

Вопрос: Как прошла встреча с есовскими коллегами?

С.В.Лавров: Беседа с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и 27-ю министрами иностранных дел Евросоюза длилась около четырех часов. Мы обсудили все возможные вопросы, которые стоят на повестке дня отношений России и ЕС, а также многочисленные международные и региональные проблемы.

В двусторонних делах приоритет был отдан необходимости должной подготовки к саммиту между Российской Федерацией и Евросоюзом, который состоится в декабре в Брюсселе. Общее мнение заключалось в том, что, несмотря на возникшие в последнее время сложности и шероховатости по энергетике, выработке нового базового соглашения и другим вопросам, необходимо подготовить саммит в стратегическом плане, учитывая, что мы стратегические партнеры.

Многие из шероховатостей, которые проявляются у нас в экономическом сотрудничестве, связаны с тем, что Россия недавно стала членом ВТО, и российские ведомства, компании и экономические операторы «притираются» к новой ситуации, а есовские партнеры «притираются» к нам. Вопросы непростые, но они все решаемые. Наше общее мнение – надо руководствоваться именно стратегическими перспективами, учитывая, что Евросоюз – крупнейший торговый партнер России. В прошлом году товарооборот практически составил 400 млрд. долл. и в этом году, наверное, превысит эту цифру. С обеих сторон есть понимание, что это не чья-то прихоть, а объективная необходимость, и мы должны быть максимально близки друг другу во всех сферах.

Мы напомнили об инициативе Президента России В.В.Путина, выдвинутой на саммите Россия-ЕС в начале июня в Стрельне, о совместном формировании экономического и человеческого пространств от Атлантики до Тихого океана. Для этого есть все предпосылки, и одним из ключевых инструментов достижения цели является переход к безвизовому режиму. Мы констатировали, что перечень совместных шагов, которые для этого необходимо предпринять России и Евросоюзу, выполняется. Он был утвержден чуть менее года назад. И на предстоящем саммите будет заслушан доклад о том, как реализуются согласованные шаги и что еще осталось сделать.

Одновременно с движением к безвизовому режиму мы хотим в ближайшее время завершить работу над соглашением о дальнейшей либерализации визового режима, которое будет расширять категории граждан, пользующихся льготным режимом поездок, включая тех, кто могут ездить без виз. Пока Евросоюз раздумывает над нашим настоятельным предложением включить в соглашение об облегчении визового режима всех, кто обладают биометрическими служебными паспортами. Таковых в России примерно 15 тысяч. Для сравнения в Германии - около 30 тыс., а в целом по Евросоюзу – 150 тыс. Мы готовы идти на то, чтобы все обладатели служебных паспортов на взаимной основе пользовались безвизовым режимом. Такой же подход был согласован между Евросоюзом и Украиной. Более 50 стран вообще пользуются безвизовым режимом с ЕС для обладателей любых паспортов.

На мой взгляд, у нас честная и открытая позиция. И сегодня мы объяснили партнерам наш подход. Надеюсь, они нас услышали, и эта тема будет закрыта в самое ближайшее время.

Из международных дел мы, конечно, обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в Иране, Сирии, Косово, кипрскую проблему, ядерную проблему Корейского полуострова, нагорно-карабахское и приднестровское урегулирование. Коллеги интересовались нашими оценками происходящего в Грузии. Мы подтвердили, что ожидаем формирования нового правительства и вступления министров в должность. Затем будем судить по его конкретным практическим делам и позициям, которые будут заявлены в отношении Российской Федерации и в целом по ситуации на Южном Кавказе.

Вопрос: Ранее Вы говорили, что этапным сроком в переговорах по облегчению визового режима является 1 ноября с.г. Стоит ли ожидать от Евросоюза какого-то решения по служебным паспортам к этой дате?

С.В.Лавров: Мы надеемся. 1 ноября – это срок, когда истекает действие моратория на введение визового режима для экипажей рейсовых самолетов. По российскому законодательству, экипажи самолетов иностранных компаний не освобождаются от необходимости получать визы. Но в течение длительного времени по обоюдному согласию действовал безвизовый режим для экипажей российских самолетов, которые летают в Европу, и европейских – в Россию. Это противоречит нашему законодательству. Мы хотим это противоречие снять, для чего необходимо заключить межправительственное соглашение – договор, который согласовали с Евросоюзом во всех его аспектах, кроме положения о взаимном освобождении от визовых требований обладателей биометрических служебных паспортов.

Мы уже два раза продлевали мораторий на введение виз для экипажей. 1 ноября – это крайний срок. И едва ли мы сможем продлевать мораторий и дальше. Предупредили партнеров о том, что, если не сможем подписать соглашение в октябре, то их авиакомпании должны будут позаботиться о получении экипажами соответствующих многократных виз. Будем готовы оперативно выдавать эти визы, без каких-либо осложнений. Упомяну, что почти с половиной стран ЕС у России есть двусторонние соглашения, которые освобождают от визовых требований экипажи воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы. Это еще один путь, чтобы снять данную проблему: помимо порядка 12 стран, с которыми у нас уже есть подобные соглашения, еще с 8 государствами ЕС ведутся переговоры об их заключении.

Вопрос: Сегодня Вы сказали, что Россия готова легализовать в Совете Безопасности ООН Женевское коммюнике. Что Вы имели в виду?

С.В.Лавров: Легализовать – не тот термин. Женевское коммюнике – легитимный документ, который является продуктом консенсуса, достигнутого между всеми постоянными членами СБ ООН, Турцией, ЛАГ, ЕС, Генеральным секретарем ООН.

Мы предложили, чтобы этот абсолютно легитимный и консенсусный документ был одобрен в Совете Безопасности и обрел дополнительную силу. Главное не в том, чтобы его сделать юридически обязывающим, а в том, чтобы он исполнялся. А для этого нужно, чтобы все те, кто имеют влияние на различные сирийские стороны, выполнили два основных условия этого документа. Во-первых, необходимо заставить все воющие сирийские стороны синхронно прекратить насилие при возвращении в страну ооновских наблюдателей, которые будут мониторить, кто и как соблюдает обязательства. Во-вторых, надо всех усадить за стол переговоров, чтобы договориться о составе переходного управляющего органа, который будет осуществлять всю полноту власти и параллельно готовить новый проект конституции и выборы. Вот и все, это очень просто.

Но если наши партнеры будут настаивать на том, что сначала правительство должно прекратить вооруженные действия, уйти из всех городов и населенных пунктов, то это не приведет ни к чему хорошему. Правительство на это не пойдет, так как уже делало это пару раз: осенью прошлого года и когда был принят план К.Аннана. Как только правительственные войска уходят из городов, их занимают боевики. Надо, чтобы это было сделано одновременно, с обеих сторон. А для этого нужно навалиться на всех, кто воюет – и на правительство, и на оппозицию.

Вопрос: Правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» объявила, что сирийские ВВС используют советские кассетные бомбы. Есть ли подтверждение этой информации?

С.В.Лавров: Подтверждения нет. Я мельком видел телевизионный репортаж. Не могу ничего сказать.

В этом регионе полно оружия. Сейчас и в Сирию, и другие страны региона нелегально в огромных количествах заправляется оружие. Там воюют наемники, есть и иностранные инструкторы. Этому уже есть подтверждения в независимой прессе, включая английскую газету «Дейли телеграф», корреспондентка которой побывали в районе Идлиба в лагере боевиков, где, как она рассказала, обнаружила инструкторов - бывших спецназовцев из одной скандинавской страны. Понимаете, география интернационализации этого конфликта достаточно широка. Оружие там в избытке, регион им перенасыщен. Кто и откуда поставляет туда боеприпасы и другие виды вооружений, очень трудно установить.

Как Вы знаете, говорят о советском происхождении этих кассетных боеприпасов. Мы до сих пор с большинством стран Восточной Европы, которые являлись членами СЭВ и Варшавского договора, не можем добиться правды в том, что касается заключения соглашений об упорядочении производства ими без лицензии бывшей советской техники. Так что порядок нужно наводить.