Выступление В.А.Чижова на конференции "Круглый стол с правительством Греции", Афины, 15 июня 2018 г.

Опубликовано пт, 06/15/2018 - 14:32

Роль России в мире

 

В Древнем Китае пожелание жить в интересное время считалось проклятьем. Сегодня остается только гадать, есть ли в этом доля истины. Однако, думаю, все присутствующие согласятся, что мы с вами живем в удивительное время – в эпоху перемен, причем весьма стремительных. Биполярный мир, к которому мы успели привыкнуть во второй половине ХХ века, безусловно, имел ряд недостатков, но он обеспечивал нечто чрезвычайно важное, а именно стабильность. Однополярный же мир, несмотря на все усилия, полностью за последние 20 лет так и не сформировался – вопреки иллюзиям тех, кто рассчитывал руководить всеми геополитическими процессами и уверовал в собственную исключительность. Вместо этого возник мир многополярный, что отражает объективные перемены в соотношении сил между странами и целыми регионами. Эту мысль красноречиво проиллюстрировал Председатель Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер, сказавший, что если бы состав «Группы семи» определялся уровнем экономического развития, то к 2050 г. на место в ней не смогла бы претендовать ни одна европейская страна. Конечно же, если сама G7 к тому времени еще будет существовать – как показал ее недавний саммит в Канаде, это под большим вопросом. Позволю вам самим провести сравнение с другим крупным многосторонним событием, которое, так уж получилось, совпало по времени с вышеупомянутой встречей, а именно с саммитом Шанхайской организации сотрудничества, которая, кстати, уже сегодня превосходит G7 по экономическим показателям, не говоря уже о том, что в ее состав входит половина населения мира.

В конечном итоге многополярность, наверное, когда-нибудь, лучше раньше, чем позже, приведет к устойчивому балансу интересов всех сторон. Но произойдет это явно не завтра. Нынешний этап мирового развития, увы, сопряжен с ростом конфликтного потенциала. Сужается пространство для конструктивного международного сотрудничества. Как сказал Президент В.В.Путин на Петербургском международном экономическом форуме этого года, «правилом становится игра без правил». Появляются новые инструменты применения силы, в том числе в экономической и информационной областях. Видим уже даже не угрозу применения силы (саму по себе запрещенную Уставом ООН), а прямое, ничем не оправданное и необоснованное ее использование – для обслуживания сиюминутных, конъюнктурных интересов под выдуманными, порой смехотворными предлогами.

В том, что касается экономической конкуренции между различными странами мира, то многое в данном процессе является здоровым и объективным. Плохо то, что все больше к этому процессу примешивается политика. Что же мы видим в результате? Новой нормой в мире становится полное пренебрежение международным правом и опасное сочетание вседозволенности одних с радикализмом других.

Проявляется это, во-первых, в подмене международного права в его классическом понимании, как оно сложилось после Второй мировой войны, и сердцевиной которого является Устав ООН, неким «международным порядком, основанным на правилах» (“rules-based international order”). При этом те на Западе, кто использует и популяризирует этот термин, предпочитают не уточнять ни содержание, ни истоки этих новых «правил». Во-вторых, сложная система ограничений, сложившаяся в ХХ веке и охватывавшая, в том числе, наиболее смертоносные системы вооружений, постепенно размывается. Я считаю, что такое положение дел должно вызывать серьёзную обеспокоенность.

Нельзя сказать, что все это стало неожиданностью. По крайней мере, российская дипломатия многое из произошедшего предвидела. Мы заранее предупреждали, чем обернутся авантюры в Ираке и Ливии. Предсказуемым было и развитие событий на Украине после госпереворота 2014 года – а в том, что это был именно госпереворот, сомневаться не приходится с учетом как характера смены власти, так и ее последствий. Жаль, конечно, что наши предупреждения так и остались неуслышанными.

В то же время нас уверяли, что проект ЕС «Восточное партнерство» якобы не направлен против интересов России. Однако мы наблюдаем более чем печальную картину на Украине, которую в определенный момент поставили перед выбором – «вперед в светлое будущее» с Западом или «назад в темное прошлое» с Россией.

Не хотелось бы нагнетать, но на сегодняшний день попытки заставить некоторые страны сделать аналогичный выбор имеют место на пространстве СНГ и на Западных Балканах. Мы никогда не делали проблемы из стремления балканских стран присоединиться к ЕС – это их право. Исходим из того, что Балканы должны быть не ареной противостояния, а площадкой для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в интересах прежде всего самого региона.

Балканы – наш исторический партнер. Россия внесла решающий вклад в становление государственности многих балканских стран в ходе русско-турецких войн XIX века, Первой и Второй мировых войн. Самый красноречивый пример: именно наша страна в 1877-1878 гг. вела, пожалуй, самую альтруистическую войну в мировой истории, когда ценою жизней десятков тысяч своих солдат и добровольцев освободила от османского владычества Болгарию и добилась полной независимости Сербии, Черногории и Румынии. За это Россия не получила ничего, кроме очередных порций грязной клеветы и рестрикций со стороны Лондона, Парижа и Берлина.

В ХХ веке наши солдаты участвовали в очищении Балкан от чумы нацизма, заплатив за победу на этих землях не менее высокую цену, чем их предки веком ранее.

Несмотря на огромный жертвенный вклад в обеспечение свободы и независимости народов Балкан, Россия – в отличие от некоторых западных держав – не претендует здесь на какие-либо исключительные права, не диктует балканским странам вектор их развития, не навязывает им, с кем можно дружить и сотрудничать, а с кем – нет. Во все времена неизменным приоритетом для России являлось выстраивание по-настоящему братских, равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми балканскими странами. Убежден, что такая политика отвечает коренным интересам всех народов этого региона, потенциал которого может быть эффективно реализован на путях открытого сотрудничества со всеми заинтересованными партнерам, а не в рамках замкнутых военных, политических и экономических структур. Вот вам небольшой набросок того, как моя страна смотрит на самое последнее развитие событий в отношениях между Грецией и одним из ее непосредственных соседей.

Но позвольте вернуться к более глобальным вопросам. К сожалению, сегодня приходится констатировать и такой печальный факт, как утрата многими странами культуры дипломатии. Еще печальнее то, что это оказалось заразным: только на протяжении последних нескольких месяцев мы наблюдали целую серию пиар-кампаний в стиле «хайли лайкли», организованных западными государствами. То выслушивали голословные обвинения по крайне противоречивому «делу Скрипалей» (дескать, расследуем потом, но сразу возложим вину на Россию), то по поводу псевдоиспользования химических веществ в сирийской Думе (это, мол, сделал Б.Асад при попустительстве со стороны России; расследование следовало бы провести, но прежде, чем оно началось, сирийские государственные объекты немного побомбим), а затем в конце мая – в связи с новыми, но по-прежнему неубедительными результатами т.н. «независимого» расследования крушения малайзийского рейса MH17 над Украиной в 2014 г. («мы знаем, что это сделала Россия, ее аргументы слушать не будем, а просто потребуем во всем признаться).

Вот уже больше года некоторые твердят о вмешательстве России в выборные процессы чуть ли не во всех странах Европы, заявляя при этом, что доказательств тому представить не могут, т.к. они засекречены. Согласитесь, весьма удобное объяснение. Кстати, хотел бы уже сейчас, заранее, обратиться к вам с просьбой – если кого-то не устроят результаты выборов в Европарламент в 2019 г., не пеняйте на «русский след» , ибо такового не будет.

Сегодняшняя международная обстановка такова, что сидеть сложа руки означало бы потакать тем негативным тенденциям, которые мы все наблюдаем. Поэтому Россия активно работает на международной арене, причем не в одиночку, а вместе со всеми, кто готов к конструктивному сотрудничеству над решением наиболее острых проблем мировой политики.

Именно таким подходом мы руководствуемся, выстраивая отношения с европейскими партнерами. В современном динамичном, высококонкурентном и небезопасном мире у России и Евросоюза, которые естественным образом взаимодополняют друг друга, нет разумной альтернативы сотрудничеству и объединению потенциалов. Поэтому мы не снимаем с повестки дня идею построения единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана - сколь утопичной она бы ни казалась сегодня. В этом контексте актуален вопрос об «интеграции интеграций», которая могла бы начаться с установления системных контактов между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, а также между комиссиями этих организаций.

Уверен, что Россия и страны ЕС, которые являются двумя столпами нашей общей европейской цивилизации, обречены на взаимодействие. Нас также объединяют глубокие, пусть порой и неоднозначные, исторические связи. Мы тесно связаны культурно-цивилизационными узами. Являясь органичной частью европейской цивилизации, Россия гордится своей исторически сложившейся самобытной идентичностью. Что касается таких ценностей, как демократия и права человека, полагаем, что они имеют универсальный характер и народы мира вправе руководствоваться ими с учетом своего многообразия и национальной специфики. Западным странам не следует пытаться монополизировать эти ценности и навязывать свою интерпретацию их другим. Это может привести к непоправимым последствиям. И, конечно же, девиз «объединены ценностями, разделены тарифами» – неподходящая отправная точка. В нашем полицентричном мире столь же востребована справедливая конкуренция идей и ценностей, как товаров и услуг. Да и потом, если Евросоюз не в состоянии договориться о ценностях с такой близкой и родственной страной, как Россия, как он может рассчитывать на взаимопонимание с носителями более отдаленных культур Азии и Африки? Добавлю к этому, что мы, русские, никогда никому не даем уроков – это основа нашей внешней политики. И, разумеется, мы не занимаемся распределением мест в раю или аду для кого бы то ни было. Но и к себе ожидаем такого же уважительного отношения, без нравоучений и назидательного тона.

Могу также со всей уверенностью сказать, что все попытки приписать России попытки рассорить страны ЕС между собой или евроинституты со странами-членами – ничто иное, как пустые поклепы и злонамеренные наветы. Ко всему прочему, говорят, что на эту роль есть другие претенденты.

Как отметил в своем недавнем интервью австрийскому телеканалу ORF Президент В.В.Путин, мы заинтересованы в том, чтобы ЕС был единым и процветающим, потому что Евросоюз – наш крупнейший торгово-экономический партнер. И чем больше проблем внутри Евросоюза, тем больше рисков и неопределенностей для нас самих. Назову лишь одну цифру: 40% наших золотовалютных резервов хранятся в евро. Так зачем нам раскачивать единую европейскую валюту или расшатывать Евросоюз? Это, как вы понимаете, вопрос риторический.

Я лично почти 20 лет непосредственно занимаюсь отношениями России и Евросоюза и убежден, что у нас есть солидная и объективная основа для взаимодействия в самых различных областях – в тех, где мы сотрудничаем сегодня, в тех, которые пока заморожены по инициативе Брюсселя и в тех, к которым мы даже еще не приступали.

В последнее время я характеризую текущие отношения России и ЕС как ненормальные. Тому есть достаточно очевидные причины. Однако я думаю, что все согласятся с тем, что нет смысла возвращаться к старым схемам взаимоотношений, к “business as usual”. Давайте оставим лозунги и романтические сентенции. Сосредоточиться необходимо на прагматичном решении насущных задач как в двусторонних, так и в международных отношениях. Ведь прагматичная основа нашего сотрудничества никуда не делась – интересы России и ЕС в нынешнем многополярном мире по многим вопросам совпадают.

К тому же не будем забывать, что за пределами России и Европы есть целый огромный мир. Созидательный, объединяющий потенциал нашего сотрудничества – от торговли до противодействия  новым вызовам и угрозам – поистине огромен. Важно только им правильно распорядиться. Надеюсь, наши европейские партнеры постепенно начнут осознавать, что пока они не будут к этому готовы, Россия и Евросоюз будут находиться в ситуации взаимного проигрыша. Надеюсь, временно. Хочется верить, что нынешняя внутренняя рефлексия стран-членов ЕС приведет их к выработке неких свежих, реалистичных и долгосрочных, не подверженных конъюнктуре подходов к взаимодействию с моей страной, которые не были бы подвластны политическим веяниям или прихотям отдельных политиков.

И чтобы завершить выступление на оптимистической ноте, хотел бы сказать пару слов о наших действительно особенных партнерах – греках, хозяевах сегодняшней конференции. Немного на карте мира найдется государств, с которыми у России такая богатая история отношений и такие широкие связи, как с Грецией. И хотя официальным дипломатическим отношениям по историческим меркам не так уж много лет – напомню, что именно в этом году Россия и Греция отмечают 190 лет с момента их установления – история братских связей между российским и греческим народами насчитывает более тысячи лет.

Тесное переплетение исторических судеб, взаимовлияние культур, православное мировоззрение и духовная общность наших народов стали хорошим фундаментом для развития сегодняшних отношений, которые находятся на подъёме. Позиции Москвы и Афин по многим актуальным международным вопросам близки. Россия и Греция могут твердо рассчитывать на взаимную поддержку в деле укрепления мира, стабильности и безопасности на европейском континенте, что было подтверждено в ходе визита министра иностранных дел Греции Н.Кодзиаса в Москву, состоявшегося всего два дня назад.

Для нас отношения с Афинами носят самоценный характер и не зависят от колебаний политической конъюнктуры. Заинтересованы в их дальнейшем укреплении на принципах взаимной выгоды и учета интересов друг друга. И я лично заинтересован в продолжении прекрасной традиции регулярно приезжать сюда для крайне полезной, на мой взгляд, «сверки часов» по важным международным вопросам.