Выдержки из интервью Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А.Чижова ИА ТАСС

Опубликовано вт, 06/22/2021 - 14:28

Саммит ЕС – США

Саммит ЕС – США нужно рассматривать в контексте событий, которые происходили в эти дни – это и мероприятие «семерки», и саммит НАТО, и, конечно, Женевская встреча президентов России и США.

Обсуждались в основном традиционные вопросы двусторонней повестки – понятно, с поправкой на пандемию. Многие ждали торжественной развязки многолетнего спора о субсидиях «Боингу» и «Эйрбасу». Не дождались – объявлено лишь временное перемирие. Аналогично согласована пятилетняя пауза в чувствительном вопросе о тарифах на сталь и алюминий.

В итоговом коммюнике есть интересный раздел про «демократический мир». ЕС и США провозгласили себя «якорем демократии, мира и безопасности во всем мире». Но ведь якорь – это такая тяжелая и громоздкая штука, которая может и на дно утянуть...

С целью продвижения демократии они, в частности, намерены использовать санкционные меры, однако делают многозначительную оговорку, что при этом будут избегать ущерба для интересов ЕС и США. И это на фоне истории с «Северным потоком – 2», планы американских рестрикций по которому неизменно ударили бы по европейским участникам проекта.

Стороны подчеркнули и важность соблюдения международного права, однако дошли они до этого только в 26-м параграфе, а до этого в тексте писали лишь о пресловутом «миропорядке, основанном на правилах». Каких правилах, чьих правилах? Ответ, увы, очевиден.

Участники саммита особо подчеркнули важность Конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана в 1982 году подавляющим большинством государств мира. Ее не подписали только четыре государства, одно из которых США. Почему-то после прочтения итогового документа саммита ЕС – США у меня не возникло уверенности, что администрация Дж.Байдена изменит многолетнюю позицию Вашингтона и присоединится к этому документу.

Конечно, напрашивается сопоставление пассажей про Китай и Россию. Сначала речь идет про Китай, и этот кусок в два раза длиннее. Про Россию же, честно говоря, ничего нового не придумали, кроме планов запуска диалога высокого уровня для координации политики ЕС и США в отношении нашей страны. Ну что ж, значит, когда мы реанимируем политический диалог с Евросоюзом, у нас будут все основания предложить Брюсселю запустить аналогичный проект по США.

Также трудно не удивиться, что столь любимой обеими сторонами Украине в итоговом заявлении посвящено лишь одно слово – собственно «Украина». Вставили его через запятую в перечислении фокусных государств «Восточного партнерства», наряду с Грузией и Молдавией.

Зато Китай в таком документе упомянут впервые. Кстати, и в итоговом заявлении саммита НАТО, который прошел днем ранее в Брюсселе, Поднебесная появилась также впервые. Новацией стало и прямое упоминание в этом контексте такого раздражителя для Пекина, как Тайвань. Участники саммита «подчеркнули важность мира и стабильности в Тайваньском проливе». При этом международно-правовой принцип единого Китая никак не упомянули, хотя до сих пор его формально придерживались. Вот такой у них «миропорядок, основанный на правилах». Очень гибких правилах…

Есть еще несколько спрятанных по тексту интересных моментов. Например, ЕС и США объявляют о своем намерении сотрудничать по Арктике в рамках Арктического совета. Но, простите, какое отношение имеет ЕС к Арктическому совету? ЕС, похоже, воображает себя арктической державой (В Арктический совет входят 8 государств в национальном качестве, из них членами ЕС являются только три - Дания, Швеция, Финляндия - прим. ТАСС).

Судьбоносным этот саммит, конечно, не стал и стать не мог. На это бы просто времени не хватило, ведь по сути вся программа состояла из рабочего ланча. Да и на пресс-конференцию Дж.Байден решил не оставаться.

Стратегия ЕС по России

Этот документ тоже не прорывной. По сути он представляет собой информационный доклад, подготовленный Еврокомиссией и Европейской внешнеполитической службой под руководством Ж.Борреля. Он адресован Европарламенту, Совету ЕС и Европейскому совету – лидерам стран-членов сообщества. Текст сюрпризом не стал, над ним работали довольно долго.

Дальше его будет обсуждать Европарламент, так что вполне может появиться еще одна резолюция по России (впрочем, может и не появиться). Что касается исполнительных структур ЕС, то 21 июня Совет ЕС по иностранным делам, а 24–25 июня саммит ЕС рассмотрит эту бумагу. Причем, насколько нам известно, никаких особых дискуссий в исполнительных органах ЕС не ожидается – проштампуют то, что есть.

Есть в тексте откровенные ляпы, причем даже фактологические. Например, декларируется, что прямой контакт между Киевом и самопровозглашенными республиками Донбасса «противоречит минскому протоколу». Им явно надо учить матчасть, ибо этот момент – как раз принципиальная часть Минских договоренностей.

У меня также вызвала удивление ссылка на гуманитарную помощь, которую ЕС якобы оказывает через Красный крест «украинским беженцам в России». Видимо, где-то в России есть лагеря украинских беженцев, куда Красный крест к тому же организует поставки помощи из ЕС, хотя нам ни о первом, ни о втором ничего не известно. Но деньги, наверное, куда-то уходят…