Развенчиваем мифы, распространяемые руководством Евросоюза (издание второе)

Опубликовано чт, 07/14/2022 - 09:22

Евросоюз продолжает агрессивную антироссийскую кампанию, нацеленную на подрыв авторитета России как ответственного игрока на мировом рынке агросырья и удобрений. Подобные действия чреваты усугублением и без того непростой ситуации в области глобальной продовольственной безопасности. Ответственность за это целиком и полностью лежит на Евросоюзе.

1. Утверждение: «Есовские санкции не являются причиной нехватки продовольствия. Они направлены только на возможности Кремля финансировать военную агрессию, а не на осуществление законной торговли. Есовские санкции не запрещают импорт или транспортировку российских сельхозтоваров, удобрений или осуществление платежей за такую российскую продукцию». (Источник: Выступление Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на заседании Совета безопасности ООН 16 июня 2022 г.).

Утверждение: «Евросовет подчеркивает, что санкции ЕС против России позволяют свободное передвижение сельхозпродукции и продовольствия…» (Заключения Евросовета, 23-24 июня 2022 г.).

Что в действительности. Брюссель в очередной раз лукавит, продолжая попытки манипулировать общественным мнением. И это несмотря на то, что Россия является одним из мировых лидеров по поставкам сельхозпродуктов и значительная часть нашего экспорта приходится на страны, подверженные риску дефицита продовольствия. Санкции ЕС открыто преследуют задачи подрыва внешнеэкономической деятельности России, в т.ч. в агропромышленном секторе.

В разъяснениях Еврокомиссии по применению положений регламента Совета ЕС №833/2014 касательно торговых рестрикций в отношении России (General Questions. Frequently asked questions – as of 24 May 2022. Question 20) весьма определённо говорится, что они намеренно «составлены очень широко с тем, чтобы обеспечить запрет максимального спектра экспортных и импортных операций». На сайте Совета ЕС в разделе «Разъяснения по  поводу санкций в отношении России» (www.consilium.europa.eu) подчеркивается, что список подсанкционных товаров составлен «так, чтобы нанести максимально негативный ущерб российской экономике». Регламент Совета ЕС №833/2014 предусматривает, что запрет на продажу, экспорт, трансфер товаров должен препятствовать не только «получению Россией значительной прибыли» (ст. 3i регламента), но и «наращиванию ею промышленного потенциала» (ст. 3k).

Решением Совета ЕС №2022/582 от 8 апреля 2022 г. введены персональные санкции против акционеров/руководства ведущих российских производителей и экспортеров удобрений − «Уралхим», «Еврохим», «Фосагро», «Акрон». Среди прямых последствий есовских рестрикций − блокировка товаров, находящихся на складах на территории ЕС, ограничение использования денежных средств на счетах в банках в ЕС и за его пределами (например, в Швейцарии), невозможность транзита товаров покупателям через территорию/акваторию стран-членов ЕС. Как следствие − значительные проблемы со сбытом продукции на международных рынках. Наглядный пример: в мае 2022 г. в латвийском порту Вентспилс было заблокировано 2,5 млн тонн жидкого аммиака, принадлежащих российской компании «Уралхим».

Регламент Совета ЕС №833/2014 запрещает импорт в Россию отдельных товаров, необходимых для производства удобрений и сельхозпродукции (комплектующих, оборудования и самой сельхозтехники, включая элементы гидравлики и корпусов, радиаторов, коробок передач, оборудования для управления расходом пестицидов, ножи и режущие лезвия для сельхозтехники, керамические желоба, чаны и резервуары, применяемые в сельском хозяйстве, самозагружающиеся прицепы и полуприцепы, а также программное обеспечение для «умных» машин).

Данный регламент предусматривает отключение от SWIFT 10 банков, включая обсуживающий экспорт российской сельхозпродукции «Россельхозбанк» (цель, по признанию есовцев – «вернуть указанные кредитно-финансовые организации к временам, когда каждая транзакция подтверждалась по факсу и телефону»), а также запрет на оказание финансовых, брокерских, страховых услуг российским компаниям в целом ряде сфер экономической деятельности. Этим же документом запрещено прямо или косвенно передавать навигационные товары и технологии для морского судоходства и оказывать соответствующую техническую помощь, что также способно ограничивать возможности России по экспорту продуктов питания и удобрений.

Регламент Совета ЕС №833/2014 вводит запрет на импорт и транзит целого ряда минеральных удобрений. Изъятия, на которые ссылаются еврочиновники, предусматривают разрешительный (на усмотрение конкретных стран-членов ЕС) порядок грузовых автомобильных и морских поставок агропродукции и только не попавших под санкции удобрений. 

Все это значительно ограничивает российским компаниям возможность поддерживать торговые связи с зарубежными партнёрами, затрудняет передвижение судов российского торгового флота, перевозящих агропродукцию, или вовсе делает его невозможным. Не говоря уже о чрезмерной «бдительности» (overcompliance) в плане соблюдения действующих рестрикций на торговлю с российскими партнёрами иностранных экономоператоров, причем не только из ЕС, но и из других стран, присоединившихся к санкциям. В итоге число международных компаний, готовых обслуживать, транспортировать, страховать, осуществлять перевалку грузов из России и оказывать соответствующие финансовые услуги сократилось, цены на фрахт и страхование резко выросли.

На этом Брюссель не останавливается и предлагает «криминализовать» на уровне ЕС обход и содействие в обходе антироссийских односторонних санкций. В конкретном плане речь идет об уголовном преследовании на территории ЕС физических лиц, которые прямо или косвенно способствуют обходу рестрикций. В отношении же юридических лиц предлагается введение штрафов и иных мер воздействия, вплоть до приостановки деятельности или ликвидации. Среди других идей Еврокомиссии – уголовное наказание за «подстрекательство» к обходу санкций, под которое может подпадать и публичная критика есовских санкционных режимов.

 

2. Утверждение: «Есовские финансовые санкции применяются только на территории ЕС. … Наши меры не затрагивают возможности третьих стран осуществлять закупки в России». (Источник: Выступление Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на заседании Совета безопасности ООН 16 июня 2022 г.).

Что в действительности. Согласно ст. 13 регламента Совета ЕС №833/2014, все санкционные ограничения, в т.ч. на финансовые операции, помимо территории ЕС, применяются также за его пределами – на борту воздушных и морских судов, зарегистрированных в юрисдикции стран-членов ЕС, в отношении граждан стран-членов ЕС или учрежденных в ЕС юридических лиц, а также к любым, в т.ч. зарубежным, юридическим лицам в отношении любого вида деловой активности, которая полностью или частично ведется в ЕС. Именно к последней категории относится оказание платежных, банковских, страховых, транспортных услуг европейскими и международными компаниями с европейским участием, которые подвергаются риску быть обвиненными в нарушении антироссийского санкционного режима, к примеру, за передачу (transfer) тех или иных подсанкционных товаров и технологий.

Отключение от SWIFT 10 российских банков на практике означает лишение наших компаний нормальных возможностей по проведению международных платежей с иностранными партнерами в более чем 200 странах мира, которые объединяет данная система. Альтернативные пути возможны, но их организация занимает время, а зерно и удобрения в третьих странах нужны здесь и сейчас.

Необходимо учитывать и проводимую Евросоюзом политику принуждения отдельных третьих стран к инкорпорированию в свое законодательство положений антироссийских санкционных решений Совета ЕС. На сегодняшний день к есовским рестрикциям на регулярной основе присоединяются Албания, Исландия, Лихтенштейн, Северная Македония, Норвегия, Черногория, Украина.

3. Утверждение: «С нашей стороны мы сделаем все возможное, чтобы объяснить экономоператорам, что в наших санкциях нет ничего, что препятствует экспорту пшеницы или удобрений из России. Любые случаи чрезмерной «бдительности» должны быть скорректированы». (Источник: Выступление Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на заседании Совета безопасности ООН 16 июня 2022 г.).

Утверждение: «Что касается банков, некоторые российские банки действительно отключены от системы SWIFT, но не вся финансовая система России… Некоторые финансовые институты добровольно принимают решения не участвовать в торговле. Это называется чрезмерной «бдительностью». С этим надо разбираться и предоставлять информацию банкам, страховым кампаниям, транспортным операторам. Но одно дело – некоторые практические проблемы, связанные с «чрезмерной бдительностью», и совершенно другое -  утверждать, что наши санкции создают эту проблему». (Источник: Ответы Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на вопросы в ходе пресс-конференции по итогам Совета ЕС по иностранным делам 20 июня 2022 г.).

Что в действительности. Евросоюз в очередной раз пытается ввести в заблуждение мировую общественность. В соответствии со ст. 8 регламента Совета ЕС №833/2014 именно странам-членам ЕС делегировано право установления системы штрафов и наказаний за нарушение рестриктивных мер. Очевидно, что и интерпретация тех или иных действий в качестве нарушений делегирована на национальный уровень. В итоге это может привести к появлению 27 различных трактовок одного и того же деяния (по числу стран-членов ЕС). Еврокомиссия и Европейская внешнеполитическая служба могут лишь давать «разъяснения», которые, однако, не гарантируют неприменение наказания за нарушения санкционных требований.

Евросоюз с февраля 2022 г. ввел шесть пакетов нелегитимных антироссийских санкций. Понятно, что это априори имеет отпугивающий эффект для экономоператоров. При этом Еврокомиссией выпущено уже более 200 страниц «разъяснений» к упомянутым рестрикциям. Но, как указано на первой же странице документа, они «не имеют юридической силы». Брюссель в данном случае неправомочен что-либо решать за отдельные страны-члены ЕС.

 

4. Утверждение: «Война России на Украине привела к значительному снижению доступности продовольствия, кормов и удобрений, росту цен на продукты питания, энергоресурсы и удобрения, и усугубила ситуацию с мировой продовольственной безопасностью». (Источник: заключения Совета ЕС по иностранным делам от 20 июня 2022 г.)

Что в действительности. Ситуация с мировой продовольственной безопасностью усугубляется не по нашей вине. Резкий рост цен на товарных и сырьевых рынках начался и стал предметом серьезных озабоченностей Евросоюза еще в 2020 г. - задолго до событий текущего года. Причина - собственные просчеты Брюсселя в макроэкономической, энерго-климатической и продовольственной политике последних лет. Речь идет о бесконтрольной эмиссии денежных средств, которая повлекла за собой наращивание Евросоюзом импорта товаров, перетягивание товарных потоков и накапливание необеспеченных долгов. Ставка Запада на спотовые цены на газ привела к росту стоимости энергии, себестоимости многих товаров и услуг, включая собственно сельхозпроизводство. Отдельную роль сыграл ускоренный переход к «зеленой» энергетике. В результате искусственно спровоцировано снижение объемов производства удобрений, прежде всего азотных (из природного газа), возрос спрос на биотопливо и необходимое для него сырье – сельхозкультуры. Нехватка удобрений означает снижение урожайности, а значит – повышенные риски недопоставок в будущих сезонах продовольствия на мировой рынок и, как следствие, голода в беднейших странах. К этому добавились социально-экономические последствия пандемии COVID-19, неблагоприятные погодные условия и засухи в отдельных регионах.

Желая перестроить мировую систему экономических отношений «под себя», навязать свои «правила игры», есовцы попали в ловушку собственных амбиций. В этих условиях российская специальная военная операция на Украине и в Донбассе стала предлогом для Запада, чтобы скрыть от мировой общественности и собственных граждан свои ошибки. Отсюда настойчивые усилия по подмене понятий и причинно-следственных связей. На самом деле проблему усугубили бездумные санкции против России, дополнительно спровоцировав разрыв логистических, финансовых цепочек, рост цен на страхование и фрахт.

Напомним, что, по информации ЮНКТАД, проблема − в обеспечении доступа к продуктам питания, а не в их физическом дефиците в мире. Согласно сводному перечню данных ФАО о производстве зерновых по итогам сезона 2021/22, объем запасов зерна на мировом рынке значительно вырос по сравнению с уровнем прошлого года и составит рекордные 850 млн тонн. Ожидается и позитивная динамика объемов торговли зерновыми.

Негативные ожидания от санкций и угроз их введения только способствуют росту цен на мировом рынке на продукты питания. В докладе Европейского инвестиционного банка о последствиях российской спецоперации на Украине и в Донбассе для экономики ЕС от 14 июня 2022 г. санкции против российской агропродукции перечислены в числе факторов, влияющих на сохранение высоких цен на продовольственные товары.

 

5. Утверждение: «Посмотрите на число людей, страдавших от голода до пандемии, страдающих от голода из-за её последствий и последствий войны, и вы будете шокированы ростом числа людей, страдающих от тяжелейшей экономической ситуации, на грани бедности и голода». (Источник: Комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пресс-конференции по итогам Совета ЕС по иностранным делам 20 июня 2022 г.)

Что в действительности. Есовцы демонстрируют всему миру серьезную озабоченность масштабами угрожающего миру продовольственного кризиса. Но даже в этих условиях очевидная важность обеспечения бесперебойного доступа российской аграрной продукции на международные рынки (которому мешают введенные Западом санкции) активно обходится стороной. Брюссель продолжает делить продукты питания на «хорошие» и «плохие» с точки зрения «демократичности» их происхождения. ЕС упорно препятствует экспортным поставкам агропродукции из Крыма. Зерно, выращенное аграриями в ДНР, ЛНР и освобожденных районах Украины и поставляемое ими на экспорт, в ЕС называют без каких-бы то ни было оснований «ворованным», а нуждающимся в продовольствии странам в нажимном ключе не рекомендуется его покупать. Тем самым целенаправленно подрывают возможности сельхозпроизводителей в народных республиках и на освобожденных территориях Украины по подготовке следующей посевной кампании.

 

6. Утверждение: «Президент России сознательно ограничивает поставки пшеницы на мировой рынок, 20 млн тонн которой застряло на Украине... Украина могла бы накормить весь мир…». (Источник: Председатель Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, выступление на конференции GLOBSEC, 2 июня 2022 г., Братислава).

Утверждение: «Когда более 20 млн тонн зерна заблокировано в украинских зернохранилищах, а кто-то препятствует тому, чтобы оно достигло потребителя, кто-то будет страдать от голода. Это целенаправленная попытка использовать продовольствие в качестве оружия. Это целенаправленная попытка спровоцировать голод в мире, чтобы оказать давление на мир, на ЕС, на Украину». (Источник: Комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пресс-конференции по итогам Совета ЕС по иностранным делам 20 июня 2022 г.).

Утверждение: «Россия использует запасы продовольствия в качестве оружия, разворовывает зерно, блокирует порты и превращает украинские сельхозугодья в поле боя. Это затрагивает многие страны, особенно Африку, провоцируя риск голода и политической и социальной нестабильности». (Источник: Председатель Евросовета Ш.Мишель, пригласительное послание от 20 июня 2022 г. участникам Евросовета 23-24 июня 2022 г.).

Утверждение: «Только Россия, которая использует продовольствие в качестве оружия в своей войне на Украине, несет ответственность за кризис в области глобальной продовольственной безопасности, который она спровоцировала». (Источник: Заключения Евросовета, 23-24 июня 2022 г.).

Что в действительности. Прежде всего, следует адекватно оценивать готовые к экспорту объемы украинского зерна и его значение с точки зрения обеспечения глобальной продовольственной безопасности. По данным ООН, в мире в год производится порядка 800 млн тонн зерна. Соответственно, условные 20 млн тонн украинского зерна кардинально разрешить ситуацию не могут по определению.

В реальности, по нашим оценкам (разделяемым даже американскими экспертами), на Украине находится не 20 млн тонн зерновых, а намного меньше: около 7 млн тонн кукурузы и около 5 млн тонн  пшеницы (по данным официальных органов США, около 6 млн тонн).

Согласно докладу Еврокомиссии от 23 марта 2022 г. по вопросам продовольственной безопасности, в Евросоюзе сохраняется зависимость от импорта кормовых культур. Важнейшим элементом кормовых является кукуруза. По данным научно-исследовательской службы Европарламента за апрель 2022 г., более 50% всего украинского экспорта кукурузы приходится на ЕС. Сопоставление этих фактов приводит к выводу о том, что, заявляя на весь мир о срочной необходимости спасти украинские зерновые, ЕС в первую очередь озабочен перспективами собственной продовольственной безопасности.

Что касается утверждения, что Россия блокирует вывоз зерна с Украины, совершенно не приемлем подобные заявления. Россия никогда не  препятствовала и не препятствует вывозу зерна из украинских черноморских портов. Напротив, делаем все необходимое для обеспечения двух морских гуманитарных коридоров в Черном и Азовском морях, в т.ч. для организации возможных поставок украинского зерна.

Проблема − в высокой минной опасности и угрозах обстрела со стороны Киева. Это делает невозможным безопасное судоходство в территориальных водах Украины. Украинские власти установили около 420 якорных мин в Черном и Азовском морях. К настоящему моменту усилиями Черноморского флота Российской Федерации удалось произвести полное разминирование акватории портов Мариуполь и Бердянск, однако опасность для мореплавания в Черном море сохраняется. Часть украинских мин дрейфует в морских акваториях, в зоне Босфора, в прибрежных водах черноморских государств, включая Румынию и Турцию. Что касается непосредственно блокировки - 70 иностранных судов из 16 стран заблокированы Киевом в подконтрольных ему портах (Николаев, Одесса, Очаков, Черноморский, Южный). Ежедневно ВМФ России объявляет гуманитарные коридоры в морском пространстве шириной до трёх миль для безопасного выхода кораблей и вывоза зерна.

Россия готова внести вклад в стабилизацию мирового сельхозрынка. До конца года сможем поставить на мировые рынки порядка 30 млн тонн зерна и не менее 22 млн тонн удобрений. В будущем сезоне объем наших поставок зерна может быть увеличен до 50 млн тонн.

Для стабилизации ситуации с продовольственной безопасностью, помимо налаживания вывоза украинского урожая, следует обеспечить нормальные логистические, финансовые и транспортные условия для вывоза значительно превышающих украинские запасы объемов российской агропродукции и удобрений из России.

7. Утверждение: «Россия ввела экспортные пошлины. Люди жалуются на высокие цены. Если введете налог на экспорт, цены повысятся. Кто ввел пошлины? Россия, не мы». (Источник: Комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пресс-конференции по итогам Совета ЕС по иностранным делам, 20 июня 2022 г.).

Что в действительности. Практика введения экспортных пошлин и экспортных квот на те или иные виды товаров – это вынужденная мера, направленная на защиту от резких колебаний цен, их стабилизацию на внутреннем рынке. Продовольственный и энергетический кризис, вызванный эгоистичной политикой Запада, вынудил огромное количество стран в мире идти по этому пути. По данным ООН, 63 страны мира ввели ограничительные меры на агропродукцию или удобрения. Правительство России ввело экспортные пошлины на зерновые еще в начале 2021 г., а квотирование вывоза зерна – и вовсе в 2020 г., так что к украинскому кризису это отношения не имеет. При этом российское зерно продается на экспорт по мировым рыночным ценам. Это - элементарные экономические законы, которые в ЕС либо не знают, либо считают возможным не учитывать в своей антироссийской пропагандистской кампании.

Основная цель пошлин – стабилизация цен на внутреннем рынке. Недостатка в предложении зерна на мировом рынке нет. Полученные же Правительством России доходы от экспортных пошлин идут на развитие производственной базы, а значит, расширяют возможности Российской Федерации по экспорту сельхозпродукции и ведут к стабилизации мирового продовольственного рынка, расшатанного западной политикой.

8. Утверждение: «Возможно, наши санкции против Белоруссии на поставки хлористого калия, введенные еще до войны, могли сказаться на распространении этих удобрений по всему миру. Но наши санкции не влияют на мировую торговлю продовольствием и удобрениями, потому что мы принимаем решения, которые затрагивают только страны-члены ЕС, а не третьи страны». (Источник: Комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пресс-конференции по итогам Совета ЕС по иностранным делам 20 июня 2022 г.)

Что в действительности. Неуверенность еврочиновников такого ранга в столь чувствительном вопросе должна настораживать и европейских налогоплательщиков, и партнеров ЕС из третьих стран. По сути, запрет на ввоз калийных удобрений из Белоруссии в ЕС от аналогичных рестрикций в отношении России (калийные и комплексные) ничем не отличается. Как и последствия подобных решений.

«Санкций, затрагивающих только страны ЕС», оказалось достаточно для появления элементов полной непредсказуемости в поведении иностранных партнеров в отношении российских компаний, даже формально не находящихся под действием рестрикций. В порядке вещей стало общее ухудшение условий взаимодействия с европейскими финансовыми институтами, включая кредитные и страховые структуры, препоны с проведением платежей и осуществлением иных операций через европейские банки, в т.ч. за пределами ЕС, необоснованные требования срочного погашения кредитов, снижение страхового рейтинга, отказ поставщиков предоставлять отсрочки по оплатам предоставленных товаров и услуг из-за отсутствия банковских гарантий.

 

(Продолжение следует…)