Пресс-конференция по итогам переговоров С.В.Лаврова с С.Курцем

Опубликовано пн, 05/04/2015 - 22:00

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Федеральным министром европейских, интеграционных и иностранных дел Австрии С.Курцем, Москва, 5 мая 2015 года

Уважаемые дамы и господа,

Мы удовлетворены состоявшимися переговорами с Федеральным министром европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики С.Курцем. Они были конструктивными и содержательными.

Отношения между нашими государствами традиционно характеризуются взаимным уважением, учетом интересов друг друга. Несмотря на непростую ситуацию в Европе, продолжается российско-австрийский политический диалог. В 2014 г. состоялся официальный визит Президента России В.В.Путина в Вену. Сегодня мы обсудили, как выполняются достигнутые тогда договорённости. Развиваются межпарламентские и межрегиональные контакты, сотрудничество между ведомствами, включая министерства иностранных дел.

Мы заинтересованы в том, чтобы восстановить позитивную динамику товарооборота, который пока сокращается. Уверены, что свою роль в этом процессе должна сыграть Межправкомиссия по торговле и экономическому сотрудничеству. Активизации наших контактов также вполне может помочь российско-австрийский деловой совет. Как рассказал С.Курц, 4 мая он встречался с австрийскими бизнесменами, работающими в России, которые заинтересованы в такой активизации и хотят продолжать эту работу.

Отметили успешное проведение в 2013-2015 гг. «перекрестных» Сезонов культуры России и Австрии. Дали высокую оценку деятельности двусторонней Комиссии историков, очередное заседание которой в июле текущего года будет посвящено 200-летию Венского конгресса. Приветствуем предстоящий выход в свет обновленного издания «Книги памяти», подготовленной австрийскими активистами поисковой работы и содержащей сведения о 80 тысячах погибших на территории Австрии советских граждан. Такие усилия особенно востребованы в период празднования 70-летия Великой Победы. Видим в этом дань памяти советским воинам, которые внесли решающий вклад в освобождение Европы и мира от нацизма. Сегодня мы также вспоминали, что Победа открыла путь к возрождению австрийской государственности. В мае отмечается 60-летие подписания Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, историческое значение которого подтверждено временем.

Из международной проблематики особое внимание уделили ситуации на Украине. Исходим из абсолютной необходимости неукоснительно соблюдать все без исключения положения Минских договоренностей от 12 февраля. Разумеется, такая работа не может быть эффективной и дать результат без налаживания прямого диалога Киева с Донецком и Луганском, без решения острейших гуманитарных проблем Донбасса. В Российской Федерации исходят из того, что преодолению кризиса не способствуют принимаемые в Киеве законы, в том числе о «декоммунизации» и героизации нацистских приспешников, что искажает историю Второй мировой войны, историю самого украинского государства и вызывает справедливое возмущение в Европе.

Обменялись мнениями о перспективах отношений между Россией и Европейским союзом. Исходим из того, что политика не должна вмешиваться в экономику, а отношения должны развиваться, исходя из правильно понятых естественных интересов стран-участниц ЕС. Приятно, что такие подходы разделяют многие политики в Европе, в т.ч. в Австрии, а также деловые круги. Уверены, что если опираться на принципы равноправия, взаимного уважения, учёта интересов друг друга, то любые проблемы в отношениях между Россией и Европейским союзом могут быть решены.

Мы нашли позитивный отклик у наших австрийских коллег в том, что касается важности начала работы по гармонизации процессов интеграции на европейском и евразийском пространствах с прицелом на формирование в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Видим в этом и роль, которую могла бы сыграть Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая призвана делать всё, чтобы в Европе и в Евро-Атлантике не было военно-политических, экономических и гуманитарных разделительных линий.

С будущего года Австрия войдёт в «тройку» ОБСЕ, а в 2017 г. будет председателем Организации. В этой связи мы рассчитываем на тесное сотрудничество с тем, чтобы согласовывать и делиться мнениями о наших подходах к развитию сотрудничества на пространстве ответственности ОБСЕ.

Ведём обмен мнениями с австрийскими коллегами по линии министерств иностранных дел в том, что касается различных кризисов на Ближнем Востоке и Севере Африки, которые всё больше сопряжены с нарастанием угроз, затрагивающих в том числе европейский континент, интересы Евросоюза и Российской Федерации.

В целом удовлетворены итогами переговоров, которые подтвердили готовность и заинтересованность в развитии нашего сотрудничества.

Вопрос: Надеется ли Россия на помощь Австрии в смягчении или снятии санкций, введённых Евросоюзом?

С.В.Лавров: Никаких надежд мы не высказываем. Нужно работать, исходя не из надежд и расчётов, а из реальности, которая такова, что нам нужно становиться максимально самообеспеченными и самодостаточными в тех отраслях, которые до настоящего времени во многом зависели от взаимодействия с зарубежными партнёрами. Причём это не изоляция или попытка уйти в какую-то автаркию, а вынужденная необходимость – мы не можем полагаться на ситуацию, когда отрасли нашей экономики, включая те, от которых зависят перспективы ускоренного, высокотехнологичного развития страны, будут зависеть от возможности получения из-за границы определённых комплектующих и технологий. Это для нас теперь неприемлемо. Хотя, повторю, если односторонние санкции, которые никогда не были легитимными и контрпродуктивность которых уже всем понятна, не будут продлены Евросоюзом, то мы продолжим наше сотрудничество, но, вероятно, с поправкой на то, о чём я уже сказал – на необходимость оценивать надёжность наших партнёров в том, что касается выполнения обязательств и недопустимости происходящего сейчас в позиции ЕС. Они публично заявили, что в данном случае политика должна довлеть над экономикой. И это говорят те, кто всегда зазывали нас в мир свободного рынка и призывали не вмешиваться в механизм его функционирования.

Повторю, никаких надежд с моим коллегой С.Курцем я не обсуждал, не высказывал никаких просьб. Некоторые другие страны Евросоюза иногда нас пытались заманить в дискуссию о согласовании критериев снятия санкций. Мы не будем этим заниматься – это было не наше решение, не нам его и отменять. И уж тем более мы не будем бегать и кого-то о чём-то просить. Исходим из одной надежды – при рассмотрении (если не ошибаюсь, летом с.г.) истечения очередного срока действия санкций и во всех других случаях члены ЕС будут руководствоваться национальными интересами своих стран и народов, а не чем-то иным. Вот и всё.

Вопрос (адресован С.Курцу): Даже если частичный прогресс по Минским договорённостям будет достигнут в срок до июля с.г., секторальные санкции Евросоюза всё равно могут быть продлены? Какую позицию займёт Австрия по этому вопросу?

С.В.Лавров (отвечает после С.Курца): Мы обсуждали эту тему, прежде всего, в контексте взаимосвязи, установленной Евросоюзом между выполнением Минских договорённостей и снятием санкций, о чём сейчас сказал С.Курц. Нас это интересует совсем не потому, что мы хотим упрашивать европейских партнёров не продлевать санкции, а поскольку хотим знать, какую позицию занимает ЕС в отношении урегулирования украинского кризиса и самих Минских договорённостей. Из подтверждённой только что моим коллегой С.Курцем позиции получается, что в Брюсселе и, соответственно, других столицах стран-членов ЕС исходят из того, что Минские договорённости должна выполнять только Россия. О том, что ждёт Украину в случае дальнейшего саботирования Минских договорённостей, Европейский союз молчит. Как молчал он 21 февраля 2014 г., когда украинские оппозиционеры нарушили свои обязательства, засвидетельствованные тремя министрами иностранных дел крупных европейских стран, совершив государственный переворот. Украинской оппозиции разрешили это сделать, потому что она стремилась в Европу. Разрешили пришедшим в результате госпереворота властям в Киеве не выполнить ещё одно своё обязательство от 17 апреля 2014 г., взятое в Женеве, в рамках которого новые украинские власти обязались немедленно начать конституционную реформу с участием всех регионов и политических сил страны. Сейчас – я очень не хотел бы в это верить – но по некоторым признакам кое-кто внутри ЕС хотел бы, чтобы Евросоюз позволил украинским властям не выполнить в том числе и Минские договорённости.

В эти дни возобновились обстрелы. Мы говорили с Федеральным министром европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики С.Курцем о докладах специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которой мы доверяем, поддерживаем и выступаем за её расширение, считаем её объективным источником информации о происходящем «на земле». Полагаем неприемлемыми попытки украинских властей вмешиваться в её работу, обвиняя в необъективности или настаивая на том, чтобы сотрудники миссии, имеющие российское гражданство, дискриминировались в доступе на те или объекты на территории, где действует мандат наблюдателей ОБСЕ.

Мы добиваемся объективности и никогда не скрываем наших взглядов по поводу нарушений Минских договорённостей с обеих сторон. Да, возобновились обстрелы, но сейчас, когда их интенсивность стала угрожающей, остались ли у кого-то сомнения в отношении источника этого насилия? Там работают наши журналисты – в отличие от других европейских стран, представители СМИ которых появляются эпизодически, от случая к случаю. Есть доклады наблюдателей ОБСЕ, но есть и просто следующий объективный факт, и я сегодня попросил моего коллегу его учесть. Представьте себе линию соприкосновения сторон на Юго-Востоке Украины: к востоку – это территории самопровозглашённых республик, к западу – территория, подконтрольная украинским властям, по крайней мере, в теории, поскольку там есть и т.н. добровольческие батальоны, которые то ли подчиняются, то ли нет МВД или Минобороны. Ясность отсутствует. Представьте себе эту линию и сопоставьте с тем, что вы видели за последний год. Где разрушается гражданская инфраструктура? К западу или к востоку от этой линии? Где мы ежедневно слышим печальные новости о гибели мирных граждан? Всё это – разрушение гражданской инфраструктуры и гибель гражданских лиц – практически на 100% наблюдается к востоку от линии разграничения. На западной стороне, т.е. на территории, контролируемой украинскими силовиками, есть регулярные новости о гибели военнослужащих и участников добровольческих батальонов, когда возобновляется насилие. Вот вам и ответ на вопрос о том, кто кого бомбит и кто кого «выцеливает». Это относительно выполнения Минских договорённостей.

Завтра С.Курц будет в Киеве, мы с ним подробно прошлись по всему списку Минских обязательств, презентовали свои оценки, однозначно свидетельствующие о том, что Киев не хочет выполнять пункты договоённостей, прежде всего, по причине нежелания вступать в прямой диалог с Донецком и Луганском, хотя такой диалог напрямую предусмотрен Минскими соглашениями. Рассчитываю, что на предстоящих переговорах в Киеве наши австрийские коллеги привлекут внимание к этим обязательствам Киева своих собеседников из украинского руководства. Также надеюсь, что Евросоюз, учитывая, прежде всего, роль Германии и Франции как гарантов Минских договорённостей наряду с Россией, всё-таки возвысит свой голос и не будет делать вид, что Минские договорённости написаны исключительно для того, чтобы все без исключения пункты выполняла Россия. Наверное, это всё-таки не очень корректно.

Мы также говорили о расследовании различных преступлений, которые совершаются на территории Украины. Я упомянул о журналистах, которые, рискуя жизнями, работают в «горячей» зоне. Один из сюжетов последних дней был посвящён трагедии в Одессе 2 мая 2014 г. Европейскими СМИ это освещалось мало. Телеканал «Евроньюз», который я часто цитирую потому, что Россия является одним из его акционеров, посвятил годовщине одесской трагедии удивительный и очень короткий репортаж. Там было сказано, что в Одессе отмечают годовщину события, когда в результате столкновений сторонников и противников «евромайдана» были жертвы среди мирного населения. Потом в течение 15 секунд женщина политкорректно сказала: «Мы все за Европу, и не надо нам мешать». И ещё 15 секунд – мужчина сказал: «Мы против «майдана» потому, что не хотим, чтобы наш народ разрывался». Вот и всё. То есть было сказано о жертвах в результате столкновений сторонников и противников «евромайдана». А о том, что эти люди были сожжены заживо и когда они пытались выпрыгивать из окон горящего здания, по ним прицельно стреляли, ни слова. Как будто это был какой-то случайный эпизод во всей этой истории.

Рассчитываю, что и это будет доведено до сведения наших украинских коллег – а именно необходимость полноценного, открытого, непредвзятого расследования всех преступлений, совершённых, начиная с т.н. «дела снайперов на «майдане»», а также событий в Одессе, Мариуполе, крушения малайзийского «Боинга». Не успел сказать г-ну С.Курцу, что у нас до сих пор нет данных о том, что записи переговоров украинских диспетчеров с пролетавшими над Украиной самолётами были преданы гласности и предоставлены в распоряжение международной комиссии по расследованию. Это очень серьёзный вопрос. Рассчитываю, что наши европейские коллеги всё же будут побуждать украинских партнёров к тому, чтобы они обеспечили полное сотрудничество по всем этим направлениям, как они давно и многократно обещали.

Вопрос: Остаётся меньше двух месяцев до «дедлайна» в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы. В то же время глава МИД Ирана М.Дж.Зариф говорит, что никакой предельный срок не является священным. Какова позиция России? Могут ли быть продлены переговоры?

С.В.Лавров: Относительно Ирана у нас есть полное ощущение, что переговоры движутся в правильном направлении. Рамочная политическая договорённость насыщается сейчас конкретными правовыми и техническими текстами по всем аспектам в части как обязательств Ирана, так и обязательств по снятию санкций. У меня нет оснований делать сейчас какие-то прогнозы, что установленный «шестёркой» и Ираном срок – 30 июня – будет необходимо продлевать. Но на первое место мы, конечно, ставим качество договорённостей, а не какой-то искусственный «дедлайн».

Вопрос: Многие главы государств отказались принять приглашение России приехать в Москву на празднование юбилея Победы. Какие Вы делаете из этого выводы и разочарованы ли?

С.В.Лавров: Мы уже многократно публично говорили на эту тему. Прежде всего, это наш праздник. Это великий праздник нашего народа – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы регулярно направляли приглашения нашим друзьям. Приглашение – не повестка в военкомат. Если кто-то не может его принять, мы относимся к этому с пониманием. Повторю, это наш праздник, мы всегда будем рады тем, кто хочет разделить его с нами. Если у кого-то другие планы, мы воспримем это также с пониманием.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать тот факт, что накануне каждой встречи Контактной группы по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины наблюдается усиление активности со стороны вооружённых сил Украины?

С.В.Лавров: К сожалению, трудно интерпретировать это иначе, как попытку сорвать Минские договорённости. Сегодня мы об этом уже говорили. Не знаю, по каким причинам – то ли есть ощущение, что пока война продолжается, не будут требовать выполнения социально-экономических планов по решению внутриукраинских проблем, то ли боятся, если война закончится, какие-то добровольческие батальоны переберутся в Киев. Такие прогнозы высказываются различными политологами и аналитиками. Закономерность такая есть, и она настораживает.

Исходим из того, что Минские договорённости – это обязательства Украины, Луганска и Донецка, заключённые при участии России, Германии, Франции и поддержанные ЕС, США и другими странами, и их нужно неукоснительно выполнять. Не буду подробно повторять то, что я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Достаточно прочесть текст этого важного документа и сопоставить обязательства, которые в нём содержатся для украинского руководства, с тем, что оно на самом деле делает или не делает на практике.

Очень рассчитываю, что, как и договаривались в ходе недавнего телефонного разговора президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии, будут предприняты дополнительные шаги по обеспечению прогресса в выполнении минского комплекса мер по урегулированию украинского кризиса. На это нацелена реализация российского предложения о создании рабочих подгрупп Контактной группы. Завтра в Минске состоится заседание самой Контактной группы и первая встреча четырёх подгрупп по вопросам безопасности, политическому процессу, экономике и гуманитарным аспектам кризиса. Всё это очень важно и должно продвигаться параллельно. Экономическая блокада более неприемлема, и европейцы это понимают. Необходимо восстанавливать социальные платежи, банковские услуги, в чём обязались помогать Франция и Германия в соответствующих разделах Минских договорённостей, активизировать политический процесс, включая конституционную реформу, должны быть незамедлительно предприняты шаги по децентрализации в том, что касается Луганской и Донецкой провозглашённых республик. Рассчитываем, что предпринимаемые сейчас действия по укреплению режима прекращения огня так же дадут результат, и, возможно, мы услышим какие-то новости после завтрашней встречи в Минске.