Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы программы «Москва. Кремль. Путин»

Опубликовано пн, 09/14/2020 - 14:44

Вопрос: Западные страны в очередной раз говорят о новых санкциях в отношении России. Если они все-таки будут введены, мы будем на них как-то отвечать? Или уже не обратим внимание?

С.В.Лавров: Принцип взаимности в международных делах никто не отменял. Посмотрим, какие будут новые санкции. Мы, конечно, отреагируем. Без реакции это оставлять нельзя. Это, во-первых, неправильно с точки зрения законов дипломатии. Во-вторых, мы хотим ограничить негативное влияние различных западных структур – государств, многочисленных т.н. НПО – на существующие в нашей стране и у наших союзников планы.

Нас научила история с западными санкциями. Они начались задолго до украинских событий, задолго до референдума в Крыму. Еще Администрация Б.Обамы запустила этот процесс после того, как Э.Сноуден оказался на нашей территории, потому что его преследовали за то, что он – да, наверное, нарушил законы США, – но разоблачил абсолютно неправомерную, нелегитимную, во многом преступную деятельность структур США, которые пытались в различных зарубежных странах продвигать неприемлемые подходы, подрывать законные правительства. К санкциям мы с тех пор привыкли. И то, что называется импортозамещением – это, наверное, узкое объяснение того, как мы реагируем на все это.

Принципиальная геополитическая реакция заключается в том, что за эти годы мы убедились в ненадежности наших западных партнеров, включая, к сожалению, членов Европейского союза. У нас было очень много далеко идущих планов. У нас есть соответствующие документы, как дальше развивать отношения с ЕС в сфере энергетики, высоких технологий и в целом в сфере экономического сотрудничества. Мы находимся на одном геополитическом пространстве. Наша общая география, логистика, инфраструктура на Евразийском континенте, конечно же, обеспечивают нам очень серьезное сравнительное преимущество.

Если мы и Евросоюз, другие страны, расположенные здесь, включая ШОСЕАЭС, совсем рядом страны АСЕАН, не будем использовать сравнительные преимущества в геополитической и геоэкономической конкуренции, которая сейчас обостряется, конечно, это станет крупной ошибкой. Евросоюз, к сожалению, пошел по пути принесения в жертву своих геоэкономических, стратегических интересов в угоду сиюминутным желаниям не отстать от США в том, что называется «наказание России». Мы привыкли к этому. Теперь понимаем, что все наши будущие планы (имею в виду возможности возвращения к полноформатному партнерству с Евросоюзом) мы должны выстраивать обязательно с использованием «страховочной сетки». То есть обеспечить себе все возможности, чтобы если ЕС останется на своих негативных, деструктивных позициях, мы не зависели от его прихотей и могли обеспечивать свое собственное развитие самостоятельно и в партнерстве с теми, кто готов к сотрудничеству на равноправной, взаимоуважительной основе.

Вопрос: Американцы призывают всех дружить «против» Китая, в том числе и России посылают недвусмысленные сигналы. Как Вы оцениваете такую политику «дружить с кем-то против кого-то»?

С.В.Лавров: Как политику, которая нам чужда. Ни Россия, ни Китай, ни наши союзники никогда не предлагаем кому-то дружить против кого-то. Сам настрой на то, чтобы кого-то науськивать против тех, кто тебе не нравится, уже содержит ответ, как мы к этому относимся. У нас совершенно другая дипломатическая и политическая культура. У нас желание развивать со всеми добрые отношения. С кем бы ни углубляли связи, мы никогда не выдвигаем условия, что ценой сотрудничества должно стать некое сознательное ухудшение отношений с теми государствами, которые не вызывают симпатий у Вашингтона или у кого-то еще.

«Дружить против», по-моему, противоречит самому смыслу слова «дружба».