О мифах Евросоюза в сфере продовольственной и энергетической безопасности

Опубликовано вт, 06/07/2022 - 15:04

В связи с продолжающимися инсинуациями руководства Европейского союза в адрес России о якобы спровоцированном нами глобальном продовольственном и энергетическом кризисе МИД России посчитал необходимым дать развернутые пояснения фактического положения дел в этой сфере. Представленные материалы не только свидетельствуют о безосновательности подобных обвинений, замешанных на оголтелой русофобии, но и прямо указывают на ответственность самого Евросоюза за нагнетание панических настроений на мировых рынках, рост цен на энергоресурсы и сельскохозяйственную продукцию, а также преднамеренный массированный вывоз украинских запасов для использования в своих интересах.

РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ РУКОВОДСТВОМ ЕВРОСОЮЗА

1. Утверждение: Специальная военная операция России на Украине и в Донбассе поставила под угрозу поставки продовольствия в мире. (Источник: Комментарии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам, Брюссель, 11 апреля 2022 г.)

Что в действительности. О риске продовольственного кризиса в мире ООН заявляла еще два года назад. Главные драйверы роста цен на агропромышленную продукцию в последние годы – последствия пандемии COVID-19, недальновидная экономическая и энергетическая политика крупнейших экономик западного мира, торговые войны, неблагоприятные погодные условия, незаконные односторонние санкции Запада в отношении РФ, недоинвестирование в сельскохозяйственную отрасль.

При этом, по информации ЮНКТАД, физического дефицита продуктов питания в мире нет. Дело в системе их распределения. Большую роль здесь также играет ценовой фактор.

Скачок цен на агропромышленную продукцию зафиксирован еще в 2020 г. и не является следствием специальной военной операции. По данным ФАО, с 2019 г. по февраль 2022 г. индекс цен на продовольствие в целом вырос на 50%. По сведениям с биржевых площадок, в 2021 г. цены на пшеницу выросли на 25%, а к февралю 2022 г. уже на 31-62% превышали средний уровень за последние пять лет. Кукуруза за два последних года подорожала на 162%, рапс – на 175%.

В результате пандемии коронавируса были серьезно нарушены производственно-сбытовые и логистические цепочки в мире. Резкое наращивание антикризисных финансовых вливаний в экономику в целях постпандемийного восстановления ЕС, США и Японии привели к существенному росту спроса и, как следствие, скачку инфляции. Запасы же 2 продовольствия оказались самыми низкими за последние 5-10 лет. Непродуманные решения ЕС о поспешном переходе к «зеленой энергетике» привели к рекордным ценам на энергоносители. Это потянуло за собой повышение себестоимости производства сельхозпродукции: существенно выросли расходы на топливо и электричество (в 2020-2022 г. котировки нефти выросли более чем на 22%, средние цены на электроэнергию в Европе в марте 2022 г. достигли исторических максимумов: от 350% до 530% в отдельных странах ЕС по сравнению с тем же периодом в 2021 г.). Это мгновенно отразилось на производстве минеральных удобрений (карбамид и селитра подорожали в 3,5-4 раза, остальные – в 2,5-3 раза) и зерна. На эти факторы наложились неблагоприятные погодные условия и природные катаклизмы в некоторых регионах мира. Вследствие антиковидных ограничений на международные передвижения, перебоев в грузовом сообщении и снижения объемов грузоперевозок существенно возросли транспортные издержки. Ставки фрахта увеличились практически в 2 раза. Односторонние нелегитимные ограничительные меры Запада против России, включая препоны для транспортировки грузов, сложности с оплатой поставок, запреты на транзакции, таможенные проблемы, стали дополнительными факторами риска в сфере глобальной продовольственной безопасности.

Брюссель открыто объявил нашей стране тотальную торговоэкономическую войну, игнорируя тот факт, что Россия является одним из мировых лидеров по поставкам базовой сельхозпродукции (пшеницы, ячменя, подсолнечника, минеральных удобрений и кормовых культур), в том числе в страны с низкими доходами, подверженные риску дефицита продовольствия.

Руководству Евросоюза вместо голословных обвинений следует заняться эффективным устранением собственных системных ошибок в макроэкономической, финансовой, торговой, энергетической и агропромышленной политике, прекратить оттягивать на себя товарные 3 потоки в ущерб положению развивающихся стран, а также отказаться от порочной практики введения односторонних ограничительных мер вразрез с нормами международного права.

2. Утверждение: Россия оккупирует украинские земли и обстреливает сельхозугодья Украины. Под угрозой – проведение посевных работ на Украине в 2022 году. (Источник: Запись в блоге Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля «Продовольственная небезопасность: пора действовать», 7 апреля 2022 г.)

Что в действительности. Задачами Специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации являются защита мирного населения ДНР и ЛНР от реально существовавшей угрозы со стороны неонацистских «добровольческих батальонов». Российские военные не оккупируют территорию Украины и таких задач перед собой не ставят. Выполняют свой долг по принуждению Киева к миру на условиях демилитаризации, денацификации и обеспечения нейтрального и безъядерного статуса государства, которое перестало бы представлять собой угрозу части собственного населения и своим соседям.

Киевские власти подтверждают, что посевная кампания в нынешнем году проходит во всех регионах Украины. Темп ее проведения на 20-30% ниже прошлогоднего. К середине мая 2022 г. различными сельхозкультурами засеяно порядка 8,6 млн га угодий, что на 24% меньше прошлогоднего показателя. В числе основных причин замедления – дефицит горюче-смазочных материалов (направлены на нужды ВСУ), мобилизация мужского населения, минирование ВСУ полей и морских акваторий. Тем не менее, Премьер-министр Украины Д.Шмыгаль 11 мая 2022 г. признал, что, «несмотря на известные трудности», украинские аграрии «справились со своей задачей». 

3. Утверждение: Россия целенаправленно уничтожает украинское сельское хозяйство, включая сельхозтехнику, зернохранилища и профильную инфраструктуру. (Источник: Выступление Председателя Еврокомиссии У.фон дер Ляйен на сессии Всемирного экономического форума в Давосе, 24 мая 2022 г.)

Что в действительности. В привычной для себя манере Брюссель вводит международное сообщество в заблуждение, занимаясь подтасовкой фактов. Еврокомиссия, а также украинские структуры, выдвигающие подобные обвинения (НПО «Украинская природоохранная группа», Комитет по вопросам аграрной и земельной политики Украины и пр.), не представляют никаких документальных свидетельств, включая фото и видеоматериалы. Данные о количестве и наименованиях разрушенных в ходе боевых действий объектов сельскохозяйственной инфраструктуры и техники в открытом доступе также отсутствуют.

Россия заинтересована, чтобы Украина так же, как и ДНР и ЛНР, оставалась самодостаточным государством с точки зрения продовольственной безопасности. Это отвечает национальным интересам России, а также способствует снижению миграционной нагрузки на нашу страну. Предпринимаем для этого необходимые усилия. На освобожденных территориях началась посевная кампания, осуществляются восстановительные мероприятия, в т.ч. сельскохозяйственной инфраструктуры. Производители из разных регионов России предоставят семена овощей и зерновых культур для отправки в ДНР и ЛНР. В Донбасс уже доставлено 40 тонн посевного материала. Одновременно на юге Херсонской области российские военнослужащие в ходе гуманитарного разминирования сельскохозяйственных угодий обезвредили более 12 тыс. взрывоопасных предметов. Свыше 200 гектаров освобожденных территорий ДНР и ЛНР очищено от взрывных устройств.

На этом фоне, активно нагнетая ситуацию вокруг грозящего миру продовольственного кризиса, Брюссель объявил полномасштабную мобилизацию в целях оперативного вывоза в Евросоюз миллионов тонн украинского зерна. До июля 2022 г. Евросоюз намеревается вывезти в западном направлении около 20 млн тонн зерна.

Для этого создаются транспортные коридоры, альтернативные заблокированному по вине самого Киева морскому пути. Предусмотрены оперативное направление к украинской границе дополнительных фур и грузовых вагонов для транспортировки зерна, барж, включение в железнодорожное расписание специальных слотов для составов с украинским зерном, на год отменяются таможенные пошлины на украинский экспорт. В огромных объемах вывозятся зерно, кукуруза, масличные культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные видеозаписи, публикуемые в СМИ. Это не мешает Брюсселю самым циничным образом безосновательно обвинять Москву в «конфискации украинских» запасов зерна и сельхозтехники по методу продразвёрстки.

Развернутая ЕС кампания по вывозу зерна с Украины не может не вызывать сомнений относительно конечного потребителя этой продукции и того, в каком объеме в итоге она поступит в третьи страны, в интересах которых якобы действует Брюссель. Есть веские основания полагать, что полученные от продажи сельхозпродукции средства идут на оплату поставляемых на Украину западных вооружений и военной техники.

Нечто похожее в истории Украины уже было. В феврале 1918 г. по договоренности с правительством ее центральной рады на украинскую территорию вошли немецкие и австрийские войска под предлогом защиты от Советской России. Взамен в Берлин и Вену было вывезено 37 тыс. вагонов с украинским провиантом.

Истинную цену «гуманизму» Запада мы уже наглядно видели на примере борьбы с коронакризисом, в т.ч. при решении вопроса с распределением и поставками вакцин. Как показывает практика, подобное содействие призвано, прежде всего, обслуживать геополитические интересы самого ЕС.

Причем массово вывозить продовольствие с Украины ЕС намерен, несмотря на прогнозируемое международными экспертами значительное снижение урожая на территории этой страны в этом году. Неминуемые последствия от этого для украинцев – рост цен и дефицит продовольствия – в расчет, разумеется, не принимаются.

Так что, подрывом основ сельского хозяйства, причем не только украинского, занимается как раз Евросоюз.

С 2014 г. Евросоюз, мягко говоря, не проявлял особой заботы о продовольственной безопасности ДНР и ЛНР. Более того, после признания Россией независимости республик 23 февраля 2022 г. он ввел против них торговую блокаду, среди прочего запретив экспортировать в ДНР и ЛНР сельхозтехнику.

4. Утверждение: Россия блокирует поставки зерна по Черному морю. (Источник: Комментарии Председателя Евросовета Ш.Мишеля в ходе посещения Одессы 9 мая 2022 г.)

Что в действительности. Заходам и выходам торговых судов в/из портов на Черноморском побережье Украины препятствуют исключительно действия киевских властей. По их решению в акваториях Черного и Азовского морей установлено около 420 якорных мин устаревшей конструкции. Ввиду своей технической негодности они срываются с якорей (минрепов) и угрожают всем судам причерноморских государств. Принадлежность мин Украине подтверждена, их местонахождение не известно. Ранее несколько мин были обезврежены у побережья Румынии и Турции. Нередко эти взрывные устройства находят в прибрежной полосе Одесской области. Сохраняется угроза обстрела ВСУ гражданских судов, которые с момента начала СВО уже не раз становились мишенью. В результате в портах Николаева, Херсона, Черноморска, Очакова, Одессы и Южного остаются заблокированными десятки иностранных судов (по состоянию на 31 мая с.г. – 70 судов из 16 государств).

Россия предпринимает все необходимые меры для обеспечения гражданского судоходства в Черном и Азовском морях. Очищен от морских мин мариупольский морской порт, возобновивший работу в штатном режиме.

В результате проведенного комплекса мероприятий силами Военноморского флота России ежедневно с 08.00 по 19.00 (по московскому времени) организуются морские гуманитарные коридоры в Азовском (протяженностью 115 миль и шириной 2 мили) и Черном (протяженностью 139 миль и шириной 3 мили) морях. Их подробные детали и координаты маршрутов доведены нами до сведения широкой общественности. В районе Мариуполя такой коридор работает беспрепятственно. В районе Одессы ответственность за обеспечение безопасности выхода судов из портов города и следования до района сбора в рамках гумкоридора в Черном море несет украинская сторона, установившая морские мины в прибрежных участках моря. Киев уклоняется от взаимодействия с представителями иностранных государств-судовладельцев в решении вопроса безопасного выхода заблокированных судов.

Гуманитарный коридор в Черном море был открыт еще 27 марта с.г., поэтому инсинуации о «блокаде» передвижения украинских судов являются несостоятельными. Россия неоднократно призывала международное сообщество, прежде всего Международную морскую организацию, повлиять на официальный Киев и принять меры, направленные на деблокирование и обеспечение безопасности выхода иностранных судов из портов Украины.

5. Утверждение: Россия превращает зерно в оружие и снижает поставки зерновых и удобрений в ответ на западные санкции. (Источник: Выступление Председателя Еврокомиссии У.фон дер Ляйен на сессии Всемирного экономического форума в Давосе, 24 мая 2022 г.)

Что в действительности. Российская Федерация как ответственный участник мирового продовольственного рынка намерена и далее добросовестно исполнять свои обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок товаров АПК, удобрений, энергоносителей и другой критически важной продукции.

Глубоко обеспокоены возможным продовольственным кризисом и хорошо осознаем значение поставок социально значимых товаров, в том числе продовольствия, для социально-экономического развития государств Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока и достижения ЦУР.

В этом году в России ожидается хороший урожай пшеницы, что позволит нашей стране с 1 августа 2022 г. предложить на экспорт 25 млн тонн зерна. Возможности экспортных поставок удобрений с июня по декабрь 2022 г. составят не менее 22 млн тонн (20% общемирового потребления за этот период).

После начала СВО Россия продолжила оказывать гуманитарную помощь нуждающимся странам по двусторонним и многосторонним каналам. По линии Всемирной продовольственной программы ООН российское продовольствие доставлено в Ливан, Таджикистан, Киргизию, Кубу, Йемен и Судан. На двусторонней основе оказана помощь Судану и Кубе – по 20 тыс. тонн каждой.

При этом главной помехой нормальным экспортным отношениям России (и Белоруссии) с покупателями зерна и удобрений выступают нелегитимные односторонние ограничения ЕС, США и их сателлитов.

Введенный Брюсселем санкционной режим, нацеленный на подрыв российской экономики, затрагивает фундаментальные основы внешнеэкономической деятельности российских предприятий, в т.ч. АПК-сектора, ограничивая их возможности по производству удобрений и агропромышленной продукции и экспорту не только в ЕС, но и в третьи страны. Продолжающаяся экономическая блокада Евросоюзом Крыма и Севастополя, включая рестрикции в отношении крымских портов, в данном контексте является дополнительным фактором, негативно влияющим на обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

Вынуждены констатировать, что на этом фоне Евросоюз откровенно использует тему «ответственности» России за ухудшение ситуации в сфере глобальной продовольственной безопасности с тем, чтобы склонить отдельные третьи страны к поддержке антироссийского курса Запада.

6. Утверждение: Санкции ЕС против России не влияют на продовольственную безопасность, так как аграрный сектор экономики России не является целью рестрикций Евросоюза. (Источник: Запись в блоге Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля «Продовольственная небезопасность: пора действовать», 7 апреля 2022 г.)

Что в действительности. К настоящему моменту ЕС, США и их партнерами в отношении России введены массированные и беспрецедентные по охвату односторонние ограничительные меры.

Действительно, прямого всеобъемлющего запрета на импорт российской сельхозпродукции ЕС не вводил. Кроме того, несмотря на эмбарго на поставки отдельных видов российских удобрений, Евросоюзом предусмотрены изъятия из него для удовлетворения собственных потребностей. Ввоз удобрений в ЕС из России на текущий и следующий сезоны (до 9 июля 2023 г.) допускается в размере, равном среднегодовому объему импорта данной продукции (ввоз хлорида калия разрешен в объеме 837 570 тонн, прочих попавших под ограничения удобрений - в объеме 1 577 807 тонн). Страны-члены ЕС также вправе разрешать по собственному усмотрению доступ в порты ЕС судам под российским флагом, а также въезд в ЕС российским автоперевозчикам для импорта или перевозки агропродукции, включая не попавшие под ограничения удобрения и пшеницу.

Однако действие таких «изъятий» в значительной мере иллюзорно. Брюссель умалчивает о главном: введенные антироссийские односторонние санкции наносят ущерб крупнейшим российским производителям и экспортерам агропродукции. Они прямо или косвенно затрагивают экспортные, финансовые и транспортные возможности России, в т.ч. в продовольственной сфере. Конечная цель всех этих действий очевидна – подрыв экономики России, включая агропромышленный комплекс.

Евросоюзом целенаправленно создается климат неопределённости в торговых отношениях с Российской Федерацией. Вводятся или предлагаются жесткие меры контроля за выполнением антироссийского санкционного режима, включая уголовную ответственность за обход или содействие в обходе антироссийских односторонних санкций, которые по замыслу их инициаторов должны принуждать экономоператоров в странахчленах ЕС к отказу от сотрудничества с российскими партнерами. В итоге серьезно затруднены грузоперевозки, оказание финансовых и страховых услуг, нарушены логистические цепочки, в т.ч. в связи с проведением полного таможенного досмотра грузов, ввозимых в ЕС из России. Западные финансовые и торговые структуры, запуганные возможными последствиями нарушения санкционного режима, в этих условиях затягивают или зачастую срывают транзакции.

Кроме того, введены персональные санкции против владельцев/руководства ведущих российских производителей и экспортеров удобрений – «Уралхим», «Еврохим», «Фосагро», «Акрон», что во многом ограничивает этим компаниям возможность поддерживать нормальные торговые связи с традиционными зарубежными партнерами. Под вопросом оказалась дальнейшая судьба принадлежащих им заводов на территории стран-членов ЕС.

Очевидно, что Евросоюз предпринимает намеренные действия, нацеленные на блокирование экспорта российских продуктов питания и удобрений, в том числе для недопущения присутствия России на рынках третьих стран. Тем самым Брюссель, прикрываясь по обыкновению лицемерной риторикой, сознательно ведет дело к усугублению и без того непростой ситуации в сфере обеспечения глобальной продовольственной безопасности.

7. Утверждение: Российская спецоперация на Украине привела к беспрецедентному росту цен на энергоносители. (Источник: еврокомиссар по энергетике К.Симсон, 8 марта 2022 г.)

Что в действительности. В результате холодной зимы 2020-2021 гг. к весне 2021 г. ПХГ в Европе оказались практически пусты. Евросоюз долго оттягивал принятие решений о заполнении своих газохранилищ, ожидая падения цен. Однако сезонного снижения цен на газ не произошло, что связано с экономическими и технологическими трудностями американских производителей СПГ, рядом природных факторов, а также постепенным восстановлением экономической конъюнктуры и увеличением спроса на СПГ в Азии, куда ушли дополнительные объемы предложения. Кроме того, были преувеличены возможности возобновляемой энергетики Евросоюза (в условиях неблагоприятной погоды ветрогенерация выработала вдвое меньше электроэнергии, чем планировалось).

В итоге в ЕС уже к середине 2021 г. сформировался дефицит газа. В результате к концу 2021 г. европейские ПХГ оказались заполнены лишь на минимальные 72% (в Австрии – 50,44%, в Нидерландах – 54,43%, в Германии – 64,57%). Компенсировать напряженность на европейском газовом рынке могло бы начало поставок по трубопроводу «Северный поток – 2», однако под давлением США и антироссийских сил в ЕС газопровод так и не начал функционировать.

Росту цен на газ способствовали и системные стратегические ошибки Еврокомиссии, проводящей нерациональную политику отказа от долгосрочных и перехода к спотовым контрактам на газ (в сентябре 2021 г. цена за 1000 куб. м превысила 1000 долл. США, в марте достигла максимума в 3600 долл. США). Между тем, по экспертным оценкам, российский трубопроводный газ в 1-м квартале 2022 г. был бы для европейцев на 40% дешевле спотовых контрактов. Важно подчеркнуть, что, согласно энергетической модели Евросоюза, независимо от того, по какой цене есовские энергокомпании импортировали газ из России, продают они его генерирующим компаниям и предприятиям (а значит, и обычным гражданам) по спотовым ценам, получая от этого сверхприбыли. Как результат – генерирующие компании банкротятся, создаются предпосылки для дефицита электроэнергии и, соответственно, повышаются цены для рядовых потребителей. Власти ЕС этого своим гражданам не объясняют.

Вина лежит также на излишне либеральной монетарной политике ЕС и США и огромных постпандемийных вливаниях в западные экономики, что способствовало разгону инфляции и сказалось на росте цен на сырьевых товарных биржах. В результате ускоренного насаждения ЕС «Европейского зеленого курса» и в целом приоритизации климатической повестки нефтегазовый сектор оказался серьезно недофинансирован.

Ключевой фактор поддержания высоких цен на энергоносители – очередные пакеты односторонних санкций Запада и постоянные спекуляции о возможных новых антироссийских мерах в энергосфере, провоцирующие негативные ожидания на рынке.

Замораживание валютных резервов ЦБ России, ограничения в отношении зарубежных активов ПАО «Газпром» и иные элементы санкционной политики вынудили российские власти вводить механизмы, гарантирующие получение отечественными поставщиками оплаты от зарубежных контрагентов за поставленный газ. Страны, вводящие против нас незаконные ограничительные меры, должны теперь платить за потребляемый газ в рублях. По состоянию на 18 мая 2022 г. около половины из 54 компаний-импортеров из недружественных государств выполнили необходимые для этого условия. Тем, кто отказывается (Болгария, Дания, Нидерланды, Польша, Финляндия), придется платить дороже за поставки из других источников.

Расчет есовских стран на быстрое замещение российского трубопроводного газа за счет СПГ иллюзорен. Мировой спрос на него в 2022 г. превысит предложение (436 млн т против 410 млн т), новые проекты заработают не ранее 2024 г., а действующие смогут обеспечить до этого срока наращивание поставок максимум на 10,6 млн тонн (15 млрд куб. м) в год. Еврокомиссия же, призывая в недавно представленных ею документах – плане «Совместные европейские действия для более доступной, безопасной и устойчивой энергии» и стратегии «Внешнее энергетическое взаимодействие ЕС в меняющемся мире» – к скорейшему отказу от российских энергоресурсов путем поиска альтернативных поставщиков, развития возобновляемых источников энергии, тотальной энергоэкономии и повышению энергоэффективности, не предлагает реальных мер по снижению цен на энергоносители. При этом пытается затруднить для России поиск новых рынков, создавая таким образом риск искусственного дефицита энергоресурсов и неопределенность на мировых рынках.

8. Утверждение: Россия использует энергопоставки в политических целях. (Источник: Запись в блоге Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля «Энергетическая безопасность Европы и сотрудничество ЕС-США», 6 февраля 2022 г.)

Что в действительности. В 2021 г. на Россию приходилось 40% импорта в ЕС природного газа, 27% - нефти и 46% - угля. С самого начала газовых поставок в Европу еще в конце 60-х годов прошлого столетия СССР и потом Россия исходили из того, что энергосотрудничество должно оставаться вне политики. После обострения риторики со стороны негативно настроенных к России кругов в ЕС еще в нулевых годах нынешнего века последовательно призывали Брюссель не политизировать взаимодействие в этой области, обращали внимание партнеров на то, что сотрудничество в энергетике осуществляется в интересах обеих сторон, сближает экономики России и стран Евросоюза и вносит стабилизирующий вклад в поддержание безопасности на европейском континенте.

Следуя призывам самих же есовцев, стремясь нарастить взаимовыгодное сотрудничество с нашими западными соседями, Россия последние десятилетия реализовывала новые нефтегазовые проекты в России, прокладывала под них соответствующие газо- и нефтепроводы в направлении Европы. В этих целях в 2000 г. был запущен Энергетический диалог Россия-ЕС, сформирована его разветвленная структура, в 2013 г. принята «Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г.», шло сближение стандартов в области энергетики, обсуждалась целесообразность координации принимаемых энергостратегий.

Даже в ходе газовых «конфликтов» между Россией и Украиной 2005-2006 гг. и 2008-2009 гг., а также после 2014 г. Россия демонстрировала надежность и гарантировала бесперебойность поставок энергоносителей в соответствии со своими обязательствами. На Форуме стран-экспортеров газа в г.Дохе в феврале 2022 г. российская сторона подтвердила приверженность продолжению экспорта природного газа на международные рынки, в том числе европейский.

Безосновательно заявляя о планах России прекратить поставки углеводородов в Европу, наши недоброжелатели в ЕС и за океаном стремятся всеми силами оторвать Россию от Европы, разорвать между нами все связи даже при том, что это нанесет гигантский ущерб экономикам стран Евросоюза и их гражданам. Голословное утверждение о том, что Москва использует энергопоставки в политических целях, стало частью идущей вразрез с реальными фактами информационной войны, развязанной против России Брюсселем и Вашингтоном, при том, что последний стремится нарастить экспорт своего СПГ в Евросоюз.

Реальных альтернатив российским энергоресурсам на европейском рынке в ближайшей перспективе не предвидится. В случае ограничения их поставок экономика ЕС и граждане столкнутся с гигантскими трудностями. В некоторых столицах ЕС это хорошо понимают. Поэтому, в частности, на фоне заявлений об отказе от российских энергоресурсов ряд стран объединения сейчас, наоборот, в реальности наращивают закупку российского природного газа для его закачки в свои ПХГ.

Таким образом очевидно, что именно Евросоюз, вводя или планируя введение односторонних санкций в отношении поставок российских энергоносителей, политизирует энергосферу, пытается использовать взаимозависимость потребителей и поставщиков энергоресурсов в качестве инструмента политического давления, нанося при этом ущерб собственной экономике и социально-экономическому благополучию своих граждан, дестабилизируя и без того непростую ситуацию на мировых энергетических рынках. Принятое на заседании Евросовета 30-31 мая 2022 г. решение о частичном запрете импорта в ЕС российской нефти и нефтепродуктов подтверждает, что Евросоюз не готов отказываться от этой порочной практики, нисколько не считаясь с интересами мирового сообщества.