О 10-й годовщине запуска переговоров по Новому базовому соглашению Россия-ЕС

Опубликовано ср, 07/04/2018 - 11:25

Ответ Постоянного представителя России при ЕС В.А.Чижова на вопрос корреспондента информационного агентства ТАСС, 4 июля 2018 года

Вопрос: Как известно, Вы являетесь главой российской делегации на переговорах с Евросоюзом по Новому базовому соглашению Россия-ЕС. Работа над ним была заморожена. Считаете ли Вы, что стороны в какой-то момент смогут вернуться за стол переговоров?

Ответ: Сегодня, 4 июля 2018 года, исполняется 10 лет с начала переговоров о заключении Нового базового соглашения Россия-ЕС (НБС). Этот документ должен был заменить российско-есовское Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное еще в 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г.

В 2008-2010 гг. было проведено 12 раундов переговоров по НБС, согласована примерно половина его текста. Однако со временем события начали обгонять темп переговоров: в 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор, внесший значительные изменения в структуру и порядок функционирования Евросоюза. Мандат переговорной делегации ЕС по Новому базовому соглашению перешел от Еврокомиссии к созданной тогда Европейской внешнеполитической службе.

Параллельно активно развивался процесс евразийской интеграции, приведший к созданию сначала Таможенного, а затем Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с этим ряд функций, имевших непосредственное отношение к предмету будущего соглашения с ЕС, перешел на наднациональный уровень – к Евразийской экономической комиссии. Все это привело к тому, что в переговорах по согласию сторон была объявлена техническая пауза, которая впоследствии на фоне политических противоречий переросла по инициативе есовской стороны в заморозку переговорного процесса, продолжающуюся до сих пор.

Сегодня было бы наивно ожидать возвращения к первоначальному замыслу Нового базового соглашения – за последние несколько лет отношения России и Евросоюза претерпели кардинальные изменения. Появился и ряд новых институциональных факторов: теперь во всех нормативно-правовых документах должны быть отражены статус Российской Федерации как члена ЕАЭС и роль его руководящих органов, прежде всего Евразийской экономической комиссии.

Мы были бы готовы обсуждать модальности перезапуска переговоров по обновлению договорно-правовой основы отношений Россия-ЕС в случае заинтересованности в этом Евросоюза – разумеется, после того, как архитектура российско-есовского взаимодействия, поврежденная не по нашей вине, будет восстановлена до своего адекватного состояния.