Комментарий Постпредства России при ЕС газете «Известия» по итогам визита Председателя Европейского совета Ш.Мишеля на Украину 2–3 марта 2021 г.

Опубликовано чт, 03/11/2021 - 13:45

Шарль Мишель анонсировал новую программу экономической поддержки Донбасса со стороны ЕС. Как российская сторона оценивает факт предоставления такой помощи и ее содержательную часть?

Нам хорошо известно, что Европейский союз оказывает финансовую и консультационную помощь украинскому руководству для развития подконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей. Наряду с этим Брюссель склонен не замечать, что в отношении другой части Донбасса вот уже пятый год действует введенная Украиной экономическая блокада, ухудшающая гуманитарное положение в регионе. 

Возвращаясь к упомянутой Вами новой заявленной программе ЕС, ее конкретное наполнение пока не анонсировалось. Ш.Мишель говорил лишь о том, что она будет включать финансирование контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ). Инициатива похвальная, но, очевидно, что она будет иметь практическое воплощение лишь в случае добросовестной работы Киева в соответствующей гуманитарной подгруппе Контактной группы во взаимодействии с представителями Донбасса. Пока, к сожалению, приходится констатировать, что украинская делегация в нарушение взятых на себя обязательств на встрече лидеров «нормандской четверки» в Париже
9 декабря 2019 г. под надуманными предлогами срывает полноценное открытие двух КПВВ в Луганской области – «Счастье» и «Золотое». Если Брюссель действительно заинтересован в улучшении жизни населения Донбасса, ему следовало бы выстраивать диалог с украинскими визави совсем в другом ключе.

Глава Евросовета также заявил, что в украинском конфликте Россия является не посредником, а стороной конфликта. Как российская сторона расценивает это заявление?

Данное заявление, по сути, не содержит ничего нового и является повторением ошибочного прочтения Западом Минских соглашений. Внимательное ознакомление с текстом Соглашений дало бы ясное понимание, что сторонами конфликта являются Киев, Донецк и Луганск. Поощрение же упорного нежелания украинского руководства вести прямой диалог с представителями Донбасса, стремления во что бы то ни стало уклониться от обсуждения с ними ключевых политических аспектов урегулирования, в том числе согласования особого статуса региона и предоставления ему права на языковое самоопределение, ведет лишь к затягиванию и усугублению внутриукраинского кризиса. Тем самым есовцы позволяют Киеву продолжать питать надежду на силовое решение конфликта.

Призываем всех наших партнеров в своих оценках исходить из буквы и духа «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, одобренного, кстати, единогласно Советом Безопасности ООН. К сожалению, на данный момент возникает ощущение, что Берлин и Париж – участники «нормандского формата», работающего в дополнение к Контактной группе, недостаточно информируют коллег по ЕС о текущем переговорном процессе.