Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с заявлениями Федерального министра иностранных дел ФРГ Х.Мааса в ходе его опроса в Германском Бундестаге 7 октября 2020 года

Опубликовано пн, 10/12/2020 - 18:11

Не ослабевает продолжающаяся в ФРГ пропагандистская атака против России в контексте ситуации вокруг А.Навального. Очередной порцией обвинений, угроз и инсинуаций в адрес нашей страны отметился Федеральный министр иностранных дел ФРГ Х.Маас, теперь уже в ходе очередного опроса по итогам его деятельности в Бундестаге ФРГ 7 октября 2020 года.

Наряду с выдвижением ставших уже привычными ультиматумов Х.Маас на этот раз решил задать ряд вопросов по ситуации вокруг А.Навального германским парламентариям, на которые он, по его оценке, так и не получил ответы. Если господин министр счел возможным использовать для трансляции своих озабоченностей не дипломатические каналы, а трибуну Бундестага, для того, чтобы избежать возможных, в этой связи, искажений с германской стороны, мы также ответим ему публично.

Во-первых. Официально подтверждаем, что все имевшееся в России химическое оружие было уничтожено под строжайшим международным контролем. Этот трудоемкий процесс был завершен 27 сентября 2017 г. 11 октября того же года Генеральный директор Технического Секретариата ОЗХО сертифицировал окончательное уничтожение химического оружия в Российской Федерации. Что касается боевого отравляющего вещества, называемого на Западе «Новичок», то его структура и масс-спектр впервые были представлены в 1998 г. в спектральной базе данных Американского института стандартов (NIST 98). Показательно, что сведения по этому веществу поступили туда из исследовательского центра Министерства обороны США. Впоследствии на основе упомянутого соединения сформировалось целое семейство токсичных химикатов, не подпадающих под действие КЗХО. С ними работали наряду с американцами в не менее чем 20 странах Запада. Так что «Новичок» - чисто западный бренд. Он синтезирован и наличествует в этих странах в порядка 140 вариантах. У нас его нет.

Во-вторых. Проведенные в Омске исследования биоматериалов А.Навального не выявили наличие в них следов отравления его боевым химическим веществом. И врачи Шарите их тоже не нашли. Зато обнаружили немецкие военные. Спустя почти неделю.

В-третьих. Еще раз акцентируем, что основаниями для возбуждения уголовного дела по ситуации вокруг А.Навального является подтверждение факта совершения против него преступных деяний. Для запуска соответствующих процессуальных процедур необходимы результаты анализов пациента, доказывающие его отравление, которые германская сторона отказывается нам передавать. Заявления о  предполагаемом преступлении, которое может направить сам потерпевший или его законный представитель для этого недостаточно. На их основании проводится доследственная проверка.

В этой связи вынуждены поправить министра иностранных дел ФРГ. Запросы Генпрокуратуры России о правовой помощи, которых набралось уже четыре и которые до сих пор остаются без ответов, несмотря на обещания Х.Мааса их предоставить, касаются не только передачи нам результатов анализов и получения доступа к потерпевшему для его опроса (именно об этом он говорил депутатам). Не менее важно прояснить вполне конкретные детали данного дела. Это обстоятельства возникновения и вывоза из России бутылки, на которой якобы были обнаружены следы боевого отравляющего вещества, возможность опроса сопровождавшей А.Навального, гражданки М.Певчих, проживающей в Великобритании, другие важнейшие прикладные аспекты, включая разъяснения по поводу поступившего в аэропорт Омска из ФРГ сообщенияо его минировании в тот момент, когда туда приземлился борт с А.Навальным. Настаиваем на выполнении ФРГ своих обязательств по Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и протоколов к ней. Германская сторона должна объясниться, несмотря на упорное нежелание это сделать. Высказанные нам прежде отговорки не принимаются. Они не убедительны.

Что касается тезиса Х.Мааса о том, что российские претензии к ФРГ и ОЗХО являются абсурдными, то такие высказывания возмутительны и не выдерживают никакой критики. Все, чего мы хотим – получить правовое, техническое и организационное содействие как в двустороннем российско-германском формате, так и на площадке ОЗХО в интересах проведения всеобъемлющего, объективного и непредвзятого расследования всех обстоятельств произошедшего с А.Навальным инцидента. Нас весьма интересует, кто стоит за этой срежиссированной с самого начала антироссийской провокацией. В качестве ответа мы получаем агрессивную риторику и откровенное манипулирование фактами.

В очередной раз призываем ФРГ начать тесное, открытое и честное сотрудничество с Россией по сюжету с А.Навальным.