Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с введением ЕC ограничительных мер в отношении ряда российских граждан и госструктур под предлогом их причастности к кибератакам

Опубликовано пт, 07/31/2020 - 17:14

Вызывает недоумение и сожаление принятое Советом Европейского союза 30 июля решение о введении односторонних ограничительных мер в отношении ряда граждан и структур России, а также КНР и КНДР. Опять все сделано бездоказательно, под надуманным предлогом о причастности к неким киберинцидентам, имевшим место в прошлом. Политическая подоплека этого шага очевидна.

Неоднократно предостерегали Евросоюз от пагубности тиражирования односторонних санкционных мер. К тому же абсолютно нелегитимных с международно-правовой точки зрения. В динамично развивающемся трансграничном цифровом пространстве особое значение как раз имеет приверженность коллективным многосторонним решениям. Сейчас востребованы совместные усилия по выработке универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве. Россия давно предлагает такой подход.

Москва несколько раз предлагала Европейскому союзу наладить профессиональный диалог о вызывающих обеспокоенность вопросах в информационной сфере. Или использовать имеющиеся каналы и механизмы по линии ООН и ОБСЕ. Но вместо этого в Брюсселе предпочли задействовать учрежденный год назад «на бумаге» инструментарий санкций, цинично представляя это как «продвижение международной безопасности и стабильности в киберпространстве». Напрашивается вывод, что серьезному разговору, ведущему к урегулированию разногласий и повышению взаимного доверия, в Евросоюзе предпочитают политику одностороннего давления и рестрикций. Такой подход ведет мир не к «порядку, основанному на правилах», о котором так любят рассуждать наши есовские партнеры, забывая о центральной роли ООН, а, напротив, – к новым политическим противостояниям и киберхаосу. 

Обращает на себя внимание явно хромающая правовая «логика» ЕС: российским гражданам вменяется в вину причастность к некоему киберинциденту, имевшему место в 2018 г., то есть за год до учреждения активированного сейчас Евросоюзом механизма «киберсанкций». Иными словами, применяют его «задним числом». Есовские юристы, очевидно, сознательно забыли о фундаментальном принципе отсутствия у закона обратной силы.

Еще раз настоятельно призываем Евросоюз отказаться от бесплодных попыток давления, вернуться к выполнению базовых норм международного и европейского права, а также реально – не на словах, а на деле – выработке действенных правил предотвращения конфликтов в киберпространстве.

Разумеется, недружественная акция ЕС не будет оставлена без ответа. Как известно, в дипломатии все «зеркально».