Комментарий С.В.Лаврова по итогам министерского раунда переговоров по иранской ядерной программе

Опубликовано вт, 07/07/2015 - 22:00

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам министерского раунда переговоров по иранской ядерной программе, Вена, 7 июля 2015 года

С.В.Лавров: Мы завершили очередной министерский раунд переговоров по иранской ядерной программе: посмотрели, где находимся, констатировали очень существенный прогресс и вычленили примерно 8-9 вопросов, которые предстоит дошлифовать. Даны необходимые указания нашим заместителям/политическим директорам, которые в течение одного-двух дней эту работу продолжат. В итоге я считаю правильным, что, как и в случае с нашим заседанием в Лозанне, министры провели очередную встречу. Чем ближе финишная прямая, тем у заинтересованных сторон больше искушения выторговать себе чуть больше позитивных уступок от другой стороны. Это естественно, так бывает всегда, на любых многосторонних форумах и в дискуссиях. На сегодняшний день можно констатировать следующий результат - мы еще ближе подошли к окончательной договоренности. Налицо всеобщий интерес эту договоренность достичь. Искусственных сроков мы перед собой не ставим.
Вы знаете, накануне были рассуждения насчет 7 или 9 июля. Никто об этом не говорит – все сконцентрированы на достижении качества договоренностей, и есть все основания полагать, что мы этого добьемся.

Вопрос: За какое время необходимо решить остающиеся вопросы? Есть ли какой-то план?

С.В.Лавров: Нет, как я сказал, у нас никакой искусственной даты нет. Мы договорились решить удовлетворительно для всех участников процесса около десятка вопросов. Наши эксперты сейчас уже начали работать над этим.

Вопрос: Вы вернетесь на переговоры?

С.В.Лавров: Я думаю, что, когда потребуется очередной раз внести вклад в ускорение процесса, министры вернутся.

Вопрос: Не могли бы Вы сказать, какие остались основные нерешенные вопросы?

С.В.Лавров: Все, что касается собственно технологической задачи сделать все необходимое для того, чтобы устранить риски распространения оружия массового уничтожения, технологий, которые связаны с военным измерением ядерной промышленности, давно решено. Сейчас идет речь о процессах, процедурах применения тех или иных шагов, если у кого-то возникнут подозрения в отношении добросовестного исполнения своих обязательств другой стороной. Идет речь о том, чтобы для соответствующей стороны политически выгодно «упаковать» договоренности в соответствующих формулировках, чтобы можно было показать реальные достижения. Но делается это все в духе доброй воли и взаимного уважения, чтобы окончательный продукт не выглядел как чья-то победа или чье-то поражение. Это очень важно.

Все хотят подготовить такой пакет документов, который будет нашим общим достижением, вкладом в укрепление режима нераспространения и в нормализацию отношений с Ираном тех стран, которые эти отношения пока держат в «замороженном» состоянии, и, конечно же, в стабилизацию и улучшение общей атмосферы в регионе.
Принципиально важно как можно скорее договориться по вопросу о снятии эмбарго на поставки вооружений, о чем мы постоянно говорим. Это важно еще и потому, что сегодня на первый план выходит задача объединения сил стран региона в борьбе с терроризмом – это признают все. С этой точки зрения запрет на поставки в Иран необходимых для борьбы с терроризмом вооружений является весьма актуальной задачей.

Вопрос: Американцы изменили позицию по поводу снятия санкций?

С.В.Лавров: Речь идет о том, что мы договариваемся коллективно, в «шестерке» вместе с Ираном. Есть понимание того, что основная часть санкций будет сниматься, конечно же, не в первый день принятия соответствующего документа, соответствующей резолюции. Закладывается последовательность шагов - это тот самый принцип поэтапности и взаимности. Там все расписано, и могу вас заверить, что остается только одна большая проблема в том, что касается санкций, – проблема оружейного эмбарго. Я уже сказал, с каких позиций мы подходим к этому вопросу. Как и уславливались раньше, через Совет Безопасности ООН будет создан специальный механизм, который будет рассматривать жалобы на недостаточное сотрудничество в выполнении обязательств той или иной стороной – такая возможность тоже предусмотрена. Это очень развернутый и насыщенный конкретный документ, думаю, что осталось недолго ждать до того, как вы с ним сможете ознакомиться.