Интервью Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А.Чижова российским информагентствам

Опубликовано пт, 06/25/2021 - 17:49

Как Вы оцениваете итоги дискуссии лидеров стран Евросоюза по России?

Появившаяся в последний момент перед началом заседания Евросовета информация о франко-германской инициативе относительно проведения встречи на высшем уровне руководителей России и Евросоюза внесла, конечно, определенную интригу в эту дискуссию. Хотя трудно было ожидать, что все 27 стран-членов сразу же поддержат столь экстравагантное предложение лидеров двух крупнейших государств Евросоюза. Пресловутый принцип «евросолидарности» не раз подводил Евросоюз и фактически сводил на нет даже самые лучшие и логичные инициативы. В формате 27 стран им действительно бывает очень трудно договориться. И возникает вопрос, в чем тогда смысл общей внешней политики ЕС?

Я понимаю, что перед глазами у авторов этой инициативы стоял образ недавнего российско-американского саммита в Женеве. Но там требовалось согласие двух сторон, а здесь – и России (которой, кстати, пока ничего официально не предлагали), и 27 стран, не считая институтов власти Евросоюза.

Хотя, вообще говоря, революционными франко-германские предложения назвать все равно нельзя: насколько я понимаю, ничего значимого, кроме возобновления политического диалога, в т.ч. на высшем уровне, они в принципе и не содержали. 

Но, тем не менее, после состоявшегося обсуждения этой идеи стало ясно, какие страны уже готовы посмотреть свежим взглядом на отношения с Россией, а кого от одной этой мысли по-прежнему бросает в дрожь.

Премьер-министр Финляндии утром в пятницу заявила, что дискуссия о проведении саммита Россия – ЕС может продолжиться

Я считаю, что отсутствие саммитов с ЕС – это признак ненормального состояния наших отношений. Раньше, до отказа есовцев от этой естественной дипломатической практики, у нас было по два саммита в год. Причем были встречи как с участием только руководителей институтов власти ЕС, так и расширенные – с участием лидеров всех стран союза. 

Так что, наверное, дискуссия в ЕС по всему комплексу вопросов, связанных с Россией, – и по вопросу саммитов тоже – все-таки должна и будет продолжаться.

Как Вы считаете, может ли встреча лидеров России и Евросоюза состояться в обозримом будущем, несмотря на санкции ЕС 2014 года, которые приостановили проведение подобных мероприятий?

Гипотетически – да, может. Однако, к сожалению, я не вижу в обозримой перспективе возможности выхода 27 стран-членов Евросоюза на консенсус по этому сюжету.

А без этого консенсуса саммит на уровне руководства институтов власти ЕС – Еврокомиссии и Евросовета – состояться не может?

Разумеется, нет. 

По итогам вчерашней встречи в верхах прозвучала идея разработки дополнительных экономических санкций ЕС в отношении России.

Эта формулировка не может вызвать большой радости. Можно было бы после такой дискуссии ожидать, что будет предложено разрабатывать хотя бы не только дополнительные рестриктивные меры против России, но и, наоборот, некие шаги, направленные на оздоровление наших отношений. Но нет, этого не произошло. 

А сама по себе политика т.н. санкций – это путь в никуда, свидетельство интеллектуальной бедности тех, кто все это придумывает. Санкции ведь изначально предполагались как инструмент последней инстанции, который применяется, когда все остальные инструменты не срабатывают, причем прерогативу наложить их на то или иное государство имеет лишь Совет Безопасности ООН. Но сейчас пресловутая «санкционная дубина», или, вернее сказать, бумеранг, по сути стал первым и единственным средством международной политики Евросоюза и других стран коллективного Запада, которое вытесняет любые дипломатические усилия. 

Как Вы в целом оцениваете итоги прошедшей дискуссии по России? Какие сигналы для развития отношений в будущем она даёт?

Повторюсь, пока никакого положительного результата этой дискуссии не видно. Посмотрим, что будет дальше. Декларации о том, что каналы диалога остаются открытыми, мы слышим уже не первый раз. Но для нормализации наших отношений этого мало – нужна политическая воля со стороны партнеров переломить негативную тенденцию, а ее на данный момент нет. 

Дискуссия по России, хоть все-таки и состоялась, не стала достаточно глубокой?

Она не была ни глубокой, ни результативной. Хотя, если вспомнить доклад Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля по России, подготовленный к этому саммиту, то он и не предполагал принятия на июньской встрече лидеров каких-то окончательных решений. Напротив, в нем четко сказано, что Евросовет продолжит обсуждение отношений с Россией.

Получается, что в этом году лидеры ЕС ещё вернутся к российской повестке?

Я думаю, да. И не раз.