Интервью и.о. Постоянного представителя России при ЕС К.М.Логвинова телеканалу "Россия 24"

Опубликовано вт, 03/28/2023 - 13:38

(Текст во время выступления может отличаться от настоящего варианта)

Можно ли говорить о том, что нынешний саммит в некотором роде продолжает форум Шуман, состоявшийся ранее? Или в них есть существенные отличия?

С организационной точки зрения состоявшееся 23 марта заседание Европейского Совета — это встреча лидеров стран-членов ЕС. «Форум партнерства в области безопасности и обороны «Шуман», организованный есовцами в Брюсселе 20-21 марта, был заявлен как дискуссионная площадка для «сверки часов» между Брюсселем и теми, кого он позиционирует как своих единомышленников. Однако в обоих случаях в центре внимания был украинский кризис через призму реализации новой оборонной доктрины «Стратегический компас». В частности, не исключено, что решения прошедшего заседания Евросовета учитывали результаты предпринятых есовцами в ходе форума «Шуман» попыток мобилизовать в интересах Украины военно-экспортные потенциалы третьих стран, которые обладают нужными Западу арсеналами.

То есть рынок вооружений может выйти за пределы ЕС?

В ходе форума «Шуман» заявлено, что  ЕС теперь через Европейский фонд мира будет поддерживать есовские операции в третьих странах и в т.ч. направлять летальное вооружение третьим странам, участвующим в вооруженных конфликтах.

Страны ЕС согласились поставить Киеву 1 млн артиллерийских снарядов в течение года. То есть если до сих пор боеприпасы поставляли отдельные страны, то теперь поставки будут идти официально от лица ЕС? Как считаете, получат ли экономические преференции в рамках ЕС страны, которые согласились поставлять боеприпасы?

Нет, речь не идет об изменении самой концепции. Оружие, как и прежде, будет поставляться именно странами-членами ЕС. Евросоюз как институт будет обеспечивать только финансовую и бюрократическую поддержку. Собственно, чем он и занимался весь прошлый год, выделяя странам-поставщикам средства из Европейского фонда мира на компенсацию их затрат. Основное новшество, касающееся именно боеприпасов, это то, что у евростолиц появилась возможность покупать для Украины и для себя снаряды «в складчину». Для этого Европейским оборонным агентством был разработан механизм совместных закупок, он предусматривает оформление контрактов с оборонными компаниями по упрощенной схеме. Сегодня в ней изъявили желание участвовать порядка 20 стран, включая неесовскую Норвегию. Получат ли поставщики какие-либо преференции сказать сложно. Насколько нам известно, пока этот вопрос предметно не обсуждался.

Евросоюз планирует направить от €300 до €500 млн на помощь компаниям, производящим боеприпасы. Наблюдается ли активизация военной промышленности европейских стран? Будут создаваться новые производственные мощности для этого?

Активизация бесспорно наблюдается. Еще в прошлом году многие страны-члены ЕС объявили о существенном повышение расходов на оборону, большинство которых пойдет на закупку новой техники. Брюссель эти анонсы воспринял с воодушевлением и прорабатывает варианты как содействовать более эффективному расходованию средств. Основной ориентир, конечно же, - европейская промышленность. На создание новых возможностей для своих производителей рассчитывают страны с хорошо развитым ВПК, прежде всего Франция. Как раз вся история с боеприпасами и введение механизма совместных закупок в т.ч. направлены на то, чтобы нарастить именно европейские мощности. Данный курс был подтвержден главой евродипломатии Ж.Боррелем 8 марта в Стокгольме на неформальной встрече министров обороны стран-членов ЕС. По словам испанца, наступило «военное время, которое требует военного мышления». В планах, чтобы европейские производители могли быстро и в необходимых количествах обеспечить потребности вооруженных сил стран-членов и нужды Украины. Не зря еврокомиссар по внутреннему рынку Т.Бретон продолжает «оборонный тур» – ездит по евростолицам и оценивает, в какие сроки и насколько можно в ЕС увеличить выпуск артиллерийских снарядов.

А что говорят в Европе по поводу поставок ракет разных классов?

Поставки ракет разных классов осуществляются уже сейчас. Ведь Европа передает ВСУ системы противовоздушной обороны, реактивные системы залпового огня, другое ракетное вооружение. Разумеется, ЕС должен обеспечить и снабжение амуницией. Если говорить о каких-то скоординированных программах в этом плане, то поставки Украине, если она попросит, ракет класса «земля-земля» также могут компенсироваться из выделенных на боеприпасы 2 млрд. евро.

То есть это не ответ, который все ожидают, на размещение ТЯО в Белоруссии. Обсуждаются ли какие-то меры общеевропейского характера?

Нет, это больше относится к компетенции НАТО. Решение России о размещении ТЯО в Белоруссии и реакция на это ЕС, скорее, один из многочисленных предлогов есовцев для того, чтобы повысить ставки в конфликте. Но, безусловно, страны-члены ЕС, большинство из которых одновременно являются государствами-членами НАТО, конечно, будут это использовать в своей риторике, в т.ч. в ходе своих внутренних встреч, убеждая, что угроза со стороны России только возрастает и нужно повысить эффективность адекватного ответа.

Что касается экономических мер, что в ЕС сейчас думают про продолжение этого санкционного давления, должно ли оно расширяться или приобретать все более персональный характер?

Я бы не стал говорить, что ЕС устал от санкций. Однако антироссийские ограничительные меры, безусловно, бьют по экономике самого Евросоюза. И эти рестрикции имеют как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные последствия. Каким будет этот эффект и как он скажется на экономике ЕС, сказать пока сложно. Здесь все зациклены на идефикс – нанести нам стратегическое поражение. Но при этом во многих странах-членах уже растет понимание того, что, не то чтобы надо остановиться, но стоит посмотреть, какие у этого будут последствия.

Пока принято 10 санкционных «пакетов» в отношении России. Я уверен, что работа над 11-м ведется. Другое дело, афишируется она или нет. Сейчас ЕС сконцентрировался на имплементации уже принятых санкций. И главная задача – отслеживать и контролировать, что делают третьи страны в плане несоблюдения или обхода есовских рестрикций. Все усилия сконцентрированы на этом. По логике ЕС, если третьи страны не подчиняются давлению, шантажу и диктату со стороны Брюсселя и в какой-то степени обходят эти санкции, то нет большого смысла торопиться принимать 11-й и 12-й пакеты. Поэтому в ближайшие месяцы ЕС будет контролировать то, как третьи страны ведут себя по отношению к есовским санкциям.

Третьи страны – это центральноазиатские республики или снова на Китай ополчились?

В принципе, все. Просто в последнее время ЕС обратил внимание на центральноазиатские страны. Посмотрел статистику и сделал вывод о том, что эти страны якобы помогают обходить нелегитимные санкции. Это касается и Китая, и Турции - всех стран, которые не присоединились к антироссийским санкциям. А таких подавляющее большинство. Это могут быть и страны Африки, Латинской Америки, Азии. Есовцы начинают давить на другие государства и угрожать, что, если, мол, узнают о помощи, то им не сдобровать. Но большинство из этих третьих стран требуют доказательств обхода. В ответ есовцам предъявить обычно нечего.

Похоже на «охоту на ведьм». Сейчас любую страну, которая не вписывается в общеевропейский курс, легко можно объявить вне закона и начать против нее действия соответствующего характера.

Все верно. Будем называть это «охотой на ведьм». У  Брюсселя вариантов много. Можно назвать страной, не являющейся единомышленником, можно – страной авторитарной. Как угодно, у ЕС тут фантазии хватает.

© Телеканал ВГТРК «Россия 24»