ЕС-НАТО: ответ В.А.Чижова на вопрос МИА "Россия сегодня"

Опубликовано пн, 07/09/2018 - 06:45

Ответ Постоянного представителя России при ЕС В.А.Чижова на вопрос международного информационного агентства "Россия сегодня", 7 июля 2018 года

Вопрос:  Что стоит за стремлением руководства ЕС более тесно работать с НАТО, при том что параллельно ряд европейских стран предпринимают совместные усилия по развитию оборонного потенциала?

В.А.Чижов: Действительно, процесс актуализации Общей политики ЕС в области безопасности и обороны (ОПБО) проходит не без противоречий. Корни этой проблемы восходят к разнонаправленным установкам, которые содержатся непосредственно в самом Договоре о Евросоюзе 2009 г. В нем сформулированы задачи создания совместного оборонного потенциала, но одновременно зафиксировано, что обеспечение территориальной обороны стран-членов ЕС, входящих в НАТО, делегировано Альянсу. В более свежих концептуальных документах, в частности Глобальной стратегии ЕС 2016 г., формирование общих оборонных механизмов Евросоюза и достижение стратегической автономии продиктованы все той же логикой, то есть с оглядкой на позицию Организации Североатлантического договора.

НАТО, со своей стороны, не просто внимательно отслеживает развитие европейского проекта, но «своевременно» сдерживает порывы Евросоюза к созданию независимого потенциала в сфере обороны, стремясь задать процессу совершенствования ОПБО нужный Альянсу вектор. Иллюстрацией этого стало подписание на варшавском саммите НАТО в июле 2016 г. - сразу же после принятия Глобальной стратегии Евросоюза - Совместной декларации ЕС-НАТО по углублению сотрудничества двух организаций, что среди прочего предполагает де-факто втягивание в натовскую орбиту государств-членов Евросоюза, не входящих в Альянс. Можно ожидать, что аналогичный документ, который планируется одобрить на предстоящем саммите НАТО на будущей неделе, будет выдержан в том же духе.

Полагаю, для многих европейских лидеров, особенно на фоне некоторой утраты доверия к Вашингтону в свете его недавних решений в торговой и иных областях, такое положение дел не вполне устраивает. При этом они оказываются в ситуации, когда, с одной стороны, должны следовать блоковой натовской солидарности, а с другой - отвечать на внутренний запрос на повышение оборонной самодостаточности ЕС. Подобная двойственность целеполагания лишает последовательности весь процесс обновления европейцами ОПБО, что приводит к появлению постоянно множащихся, не всегда связанных между собой инициатив. А мечта о стратегической автономии так и рискует остаться мечтой.