Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой

Опубликовано чт, 11/05/2015 - 00:00

Выдержки из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 5 ноября 2015 года

О развитии ситуации в Сирии

Предшествующий период времени был отмечен активизацией противостояния сирийских правительственных сил и отрядов боевиков «ИГ», «Джабхат ан-Нусры» и других террористических группировок. Среди основных театров боевых действий - пригороды Дамаска, район Алеппо, а также губернаторства Хомс, Хама, Идлиб, Латакия, Дейр-эз-Зор и Кунейтра.

Министерство обороны России вас подробно информирует относительно ситуации на месте. Отмечу, что в условиях эффективных действий российских Воздушно-космических сил против террористов в Сирии сирийская армия переходит к более активным операциям. В результате точечных ударов российской авиации нанесен серьезный урон системе управления террористических группировок.

Важным моментом стало установление прямых контактов по линии Министерства обороны России с представителями ряда вооруженных группировок в Сирии, стоящих на позициях неприятия терроризма и экстремизма. Это позволило приступить к практической координации действий с ними, в том числе при нанесении ударов по террористам.

После того, как террористические группировки были вытеснены из ряда важных районов, стало возможным возвращение в свои дома нескольких сотен тысяч внутренне перемещенных лиц, о чем свидетельствуют и ооновские источники.

Вместе с тем отряды террористов еще сохраняют значительный потенциал, имея возможность регулярно пополнять свои потребности в живой силе и вооружении. Боевики упорно сопротивляются правительственным силам, на некоторых участках переходя в контрнаступление, вносят изменения в тактику действий с целью минимизировать свои потери в результате ударов ВКС России.

Продолжили реализацию последовательной линии на борьбу с террористической угрозой в Сирии и скорейший запуск политического процесса между сирийским Правительством и оппозицией. В рамках подготовки к очередному заседанию «Группы поддержки Сирии» в Вене в контактах с ведущими международными и региональными игроками намерены вести дело к выработке общего недвусмысленного понимания того, какие из действующих в Сирии вооруженных группировок являются террористическими, а также внести ясность относительно объединенной делегации от сирийской оппозиции для переговоров с властями САР, как об этом говорится в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года.

Напомню, что вчера, 4 ноября в Москве состоялись переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и спецпосланника Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистуры. Стороны проанализировали шаги, предпринятые после Венской встречи с участием очень широкого круга «внешних» игроков, и наметили дальнейший план действий, как по линии России, ООН, так и в многостороннем формате.

 

Об информационной кампании в западных СМИ по вопросу сирийского урегулирования

Не могу не сказать о продолжающейся информационной кампании в западных СМИ в связи с участием ВКС России в оказании содействия сирийской армии в борьбе с террористической угрозой. Практически в ежедневном режиме мы слышим повторяющиеся заявления наших американских коллег, которые говорят, что Россия в Сирии «отрабатывает» якобы не те цели. На днях об этом говорил Посол США в России Дж.Теффт, который подчеркивал, что удары наносятся по оппонентам режима сирийского Президента Б.Асада, а не по игиловским целям. Хотела бы отметить, что наряду с этими заявлениями мы фиксируем отсутствие конкретной информации, которую мог бы предоставить Госдепартамент США в ходе регулярных брифингов. Как вы недавно видели, официальные представители Госдепартамента США, если говорить дипломатично, ушли от ответа, а на самом деле просто не смогли ответить на вопрос, о каких больницах и гражданских объектах говорят американские официальные лица, упрекающие Россию в разрушении гражданской инфраструктуры.

Получается замкнутый круг. Сначала, официальные американские лица говорят, что Россия работает «не по тем целям и наносит удары по гражданской инфраструктуре», затем их заявления начинают цитироваться в СМИ. На наши просьбы уточнить источник, нам отвечают, что именно об этом говорил представитель Госдепартамента на брифинге, подтверждая якобы имеющуюся у США информацию относительно целей, по которым работает ВКС России. Нам говорят, что эта информация черпается из открытых источников, в частности из СМИ.

Вы видите, как сначала информация вбрасывается в СМИ со ссылкой на неназванные источники в Пентагоне, Госдепе и других структурах, затем она подтверждается в заявлениях посла, представителей Госдепартамента, затем это публикуют в СМИ, а потом американские официальные представители ссылаются на журналистские материалы.

Это замкнутый круг, из которого нет выхода. Это чистой воды информационная кампания, пропаганда, некая смычка между официозом и СМИ, которая, мягко говоря, вводит в заблуждение общественность, а упрекают постоянно нас, не предоставляя никакой фактуры и данных. До сих пор мы ни по дипломатическим, ни по каким другим каналам не получили официальной информации из Вашингтона. Все начинается и заканчивается в публичной сфере на брифингах и пресс-конференциях. Выводы делайте сами.

Мы неоднократно просили предоставить данные о т.н. умеренной сирийской оппозиции, которую США нам ставят в укор, заявляя, что Россия постоянно работает именно по этим целям, разрушая их инфраструктуру и убивая представителей оппозиции. Мы запрашивали данные об этой умеренной оппозиции, нам их не предоставили. Складывается впечатление, что эти сведения скрывают намеренно, чтобы иметь повод потом нас критиковать и обвинять в том, что действия ВКС России якобы направлены против именно представителей оппозиции.

Начало практических контактов между российскими военными и представителями сирийской оппозиции не оставляет камня на камне от настойчивой теории американской стороны о том, что большинство вооруженных ударов Россия наносит по вооруженной оппозиции, а не по «ИГ».

Очевидно, что западные партнеры не захотели предоставить нам необходимые данные, но мы их нашли сами, установив необходимые контакты. Так и будем работать.

В связи с многочисленными призывами работать с открытыми источниками, не могу не обратить внимание на выступление в «Чатэм Хаусе» (британский Королевский институт международных отношений) бывшего Госсекретаря США К.Райс, в котором она призналась, что американская военная интервенция в Ираке привела к разрушению стабильности в регионе. Напомню, что это говорит человек, который долгие годы стоял у руля национальной безопасности и формирования внешнеполитического курса США. Складывается впечатление, что современные американские теоретики не проходят испытание практикой. 

 

О публикации доклада международной консультативной группы под эгидой Совета Европы о расследовании одесской трагедии

Доклад Международной консультативной группы под эгидой Совета Европы (МКГ-СЕ) о расследовании украинскими властями трагедии в Одессе 2 мая 2014 г., представленный в Киеве 4 ноября и Одессе 5 ноября с.г. её руководителем – экс-Председателем Европейского Суда по правам человека Н.Братцей, является конкретным вкладом в международные усилия по линии Совета Европы с целью обеспечить беспристрастное расследование трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года.

Документ МКГ-СЕ фактически констатирует невозможность проведения в нынешних условиях независимого и эффективного расследования массовой гибели людей в ходе событий в Киеве во время «евромайдана» с ноября 2013 по 21 февраля 2014 г. и в Одессе 2 мая 2014 года.

Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что спустя полтора года после гибели 48 человек при пожаре в одесском Доме профсоюзов, окружённом 2 мая 2014 г. боевиками запрещенной в Российской Федерации украинской экстремистской организации «Правый сектор», обвинения целому ряду активных участников тех событий не предъявлены, расследование по многим эпизодам не начато, ряд доказательств по делу о пожаре уничтожен, а ведущееся расследование однобоко, фрагментарно, противоречиво и вряд ли может привести к установлению истины.

Россия полагает необходимым предметно рассмотреть на одном из ближайших заседаний Комитета министров Совета Европы нынешний доклад МКГ-СЕ о трагических событиях в Одессе, а также отчет о мерах, принятых украинской стороной по итогам первого доклада этой Группы СЕ - о ходе расследования событий в Киеве в ходе «евромайдана» с ноября 2013 по 21 февраля 2014 г. и принять необходимые рекомендации.

Российская Федерация вновь призывает власти Украины, других государств-членов Совета Европы всемерно поддерживать деятельность Международной консультативной группы под эгидой Совета Европы вплоть до завершения расследования украинскими властями массовых нарушений Европейской конвенции о правах человека на территории этой страны.

 

Об одобрении в Первом комитете ГА ООН российского проекта резолюции «Неразмещение первыми оружия в космосе»

3 ноября в Первом комитете 70-й сессии ГА ООН одобрен российский проект резолюции ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе» (НПOK).

Как и в прошлом году, за резолюцию высказалось подавляющее большинство членов ООН (122 государства). Показателен рост числа соавторов инициативы. Их количество по сравнению с прошлой сессией увеличилось с 34 до 40 государств. Не исключено, что к моменту голосования по этой резолюции на пленарном заседании Генассамблеи соавторов станет еще больше.

47 стран, в том числе все члены ЕС, заняли невнятную позицию, воздержавшись при голосовании.

«Против» выступили США, Израиль, Грузия и Украина. Тем самым эти государства продемонстрировали свою оппозицию международным усилиям по сохранению космоса свободным от оружия.

В целом результат волеизъявления вновь показал, что наша инициатива по НПОК воспринимается в международном сообществе как важная и своевременная. Намерены продолжить работу с целью дальнейшего расширения круга поддерживающих ее государств.

Из ответов на вопросы 

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, заявления британских властей о причинах катастрофы самолета в Египте и запрет на полеты британских самолетов над этой территорией?

Газета «Коммерсант» опубликовала список представителей сирийской оппозиции, в котором не фигурирует такое словосочетание как «Свободная сирийская армия». Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Мы действительно видели заявление главы внешнеполитического ведомства Великобритании г-на Ф.Хэммонда, которое он сделал в связи с авиакатастрофой российского авиалайнера в Египте. Хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет о гибели более двухсот человек, и любые версии – это вопрос следствия. Еще раз могу подтвердить, что российская сторона предпринимает колоссальные усилия, чтобы установить истину. В Египте работают российские эксперты, работа ведется практически в он-лайн режиме. Представители различных ведомств координируют эту работу. Цель одна – собрать соответствующую информацию, чтобы установить факты, выяснить, что именно произошло с авиалайнером. Мы должны дождаться того, что скажут эксперты, участвующие в работе следствия.

Удивляет, что с публичными заявлениями по этой теме (которая, как мы неоднократно говорили, и это понятно для всех, требует знания фактов) выступает не специалист и не эксперт в этой сфере, а глава внешнеполитического ведомства. По-настоящему шокирует осознание того, что, выходит, у британского правительства есть какая-то информация, которая может пролить свет на произошедшее в небе над Египтом. Получается, что эту информацию, если она есть (а, судя по тому, что ее озвучил глава внешнеполитического ведомства, она есть), никто российской стороне не передал.

Мы обращаемся ко всем государствам, у которых есть какая-то официальная информация с просьбой предоставить имеющиеся данные российской стороне, потому что для нас установление истины в этой трагедии – серьезнейший вопрос. Конечно, если не предоставлять эту информацию, а использовать ее исключительно в каких-то публичных выступлениях, то из этого можно сделать вывод, что преследуются какие-то особые цели. Мы исходим из того, что если государства обладают какой-то информацией по вопросу крушения российского самолета в небе над Египтом, то эти данные должны быть предоставлены следствию, которое занимается выяснением обстоятельств и сбором фактов. Повторю нашу просьбу: в случае наличия такой информации, просьба предоставить ее следствию.

Что касается запретов на полеты, то это суверенное дело Великобритании, которое, наверное, регулируется внутренним законодательством.

По поводу списка. Списки которые публикуют СМИ – это отдельная история, и это вопрос к средствам массовой информации. Мы, безусловно, работаем с широчайшим спектром сирийской оппозиции. Представители МИД России – Министр иностранных дел России, заместитель Министра иностранных дел – неоднократно говорили о том, что мы не только не исключаем контактов с этой структурой, но и запрашиваем страны, которые нам рекомендовали ее представителей в качестве партнеров, предоставить какую-то конкретную информацию. С этой структурой мы тоже пытаемся работать. Почему пытаемся? Потому что сирийская оппозиция многолика, разрознена, многие люди представляются, извините за тавтологию, официальными представителями той или иной организации, а потом их заявления опровергаются. Наша задача – понять, кто же есть эта сирийская оппозиция, наладить с ней контакты и вместе работать. На данном этапе мы активизировали нашу работу. Прошла «Венская встреча», принято Совместное заявление Венской контактной группы по Сирии, в котором содержится обращение к Организации Объединенных Наций по привлечению к переговорному процессу Дамаска и групп оппозиции. В данном случае мы не прекращали эту работу и даже ее значительно активизировали.

Что касается списка, то мы его ни от кого и не скрывали и передали нашим коллегам. Этот список базируется на той многолетней работе, которую вела Россия как с Дамаском, так и с сирийской оппозицией. Вы знаете, что прошли две встречи представителей сирийских властей и оппозиции на «московской площадке», и кто на них присутствовал. Как Вы понимаете, наши наработки, естественно, являются частью переговорного процесса. Мы готовы слушать, слышим и находимся в диалоге с нашими коллегами – и с ооновцами, и с отдельными странами по этому списку. Мы открыты к диалогу. Если есть иное видение, мы готовы его учитывать. Это были наши наработки. Никто не говорит, что это и есть точка, и мы не видим каких-то иных возможностей или не будем рассматривать какие-то иные предложения. Мы абсолютно открыты к любому взаимодействию и очень интенсивно сейчас работаем на этом направлении.