Брифинг М.В.Захаровой

Опубликовано ср, 09/02/2015 - 22:00

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, 3 сентября 2015 года

 

О межсуданских консультациях в Москве

В рамках российской инициативы по содействию нормализации отношений между Суданом и Южным Суданом и по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 9-11 сентября в Москве будут находиться Министр иностранных дел Республики Судан Ибрагим Ахмад Гандур и Министр иностранных дел и международного сотрудничества Республики Южный Судан Мариал Бенджамин Барнаба.

Центральным событием в ходе их пребывания в России станут трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств России, Судана и РЮС, а также межсуданские двусторонние консультации.

Проведение на «московской площадке» межсуданского диалога на министерском уровне имеет беспрецедентный характер и демонстрирует серьезную заинтересованность суданских и южносуданских партнеров в тесном взаимодействии с Россией в вопросах, связанных с нормализацией отношений между Хартумом и Джубой. Надеемся, что в Москве главам МИД двух дружественных стран удастся продвинуться в направлении окончательного решения спорных моментов двусторонних отношениях, закрепить формат конструктивного диалога между Республикой Судан и Республикой Южный Судан.

Ключевой фактор успешного продвижения межсуданского урегулирования видим в продолжении совместных усилий обеих сторон, включая политдиалог на высшем и высоком уровнях, в целях разблокирования «зависших» вопросов. Россия продолжит энергично этому способствовать. В основе такой работы видим двусторонние соглашения, заключенные в сентябре 2012 г., соответствующие резолюции СБ ООН и Афросоюза.

В ходе двусторонних переговоров С.В.Лаврова с И.Гандуром и Б.Барнабой будет обсужден весь комплекс, соответственно, российско-суданского и российско-южносуданского многопланового сотрудничества с прицелом на его дальнейшее наращивание на взаимовыгодной и взаимоуважительной основе, в интересах обеспечения мира и социально-экономического развития стран и народов обширного региона Африки.

 

О предстоящей 30-й сессии Совета ООН по правам человека

С 14 сентября по 2 октября в Женеве состоится 30-я сессия Совета ООН по правам человека. В программу работы предстоящей сессии включен широкий спектр тематических и страновых вопросов.

Запланированы тематические дискуссии по проблематике гендерного равенства, надлежащего управления, положения коренных народов, односторонних принудительных мер, влияния употребления наркотических средств на права человека.

На повестке дня Совета и многочисленные страновые сюжеты – КНДР, Сирия, Йемен, Судан, Шри-Ланка, Камбоджа, Сомали, ЦАР и ряд других.

В соответствии с решением 29-й сессии Совета состоится диалог по докладу наблюдательной миссии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека на Украине.

Продолжаем рассматривать Совет по правам человека как ведущий правозащитный орган ООН. Убеждены в том, что ключевым принципом его работы должно быть сотрудничество государств, основанное на уважении их суверенного равенства. Надеемся на плодотворный деполитизированный диалог по всем вопросам повестки дня и достижение взаимоприемлемых развязок даже по самым «острым» сюжетам.

Российскую делегацию возглавит Постоянный представитель России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.Н.Бородавкин.

О ситуации на Украине

Одной из важнейших международных проблем по-прежнему остается урегулирование острого политического кризиса на Украине. Российская сторона придает этому приоритетное значение.

Мы уже сообщали, что 1 сентября состоялась очередная встреча Контактной группы в формате видеоконференции с участием представителей России, Украины, ОБСЕ, Донбасса, совместного центра по контролю и координации и специальной мониторинговой миссии ОБСЕ для фиксации хода реализации достигнутой ранее сторонами договоренности о прекращении огня в связи с началом нового учебного года и обеспечения ее выполнения.

С удовлетворением констатируем последовательное снижение числа нарушений режима прекращения огня, начиная с 28 августа, и их отсутствие 1 сентября. При этом отмечаем необходимость сохранения «режима тишины» и в дальнейшем.

Следующее заседание Контактной группы запланировано на 8 сентября, в ходе которого важно добиться выхода на подписание дополнения к минскому Комплексу мер от 12 февраля по отводу танков, минометов до 120 мм и артиллерийских орудий до 100 мм, а также приложения к нему по мерам верификации. С целью подготовки заседания Контактной группы на 4 сентября запланировано проведение очередной встречи в формате видеоконференции.

В соответствии с договоренностью президентов России, Германии и Франции готовится встреча министров иностранных дел стран «нормандской четверки». Российская сторона внесла свои предложения на этот счет. Рассчитываем, что встреча состоится уже на следующей неделе.

Разумеется, одним из важнейших вопросов урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины является его политическая составляющая, а именно, налаживание прямого диалога между Киевом и Донбассом, реализация Минских договоренностей в части проведения конституционной реформы на Украине.

В этой связи напомним ключевые положения Минских соглашений, содержание которых четко зафиксировано и они не подлежат вольному толкованию и, тем более, извращению. Речь идет о том, что поправки в Конституцию Украины в части, касающейся статуса Донбасса, должны быть согласованы с этими территориями и должны включать конкретные элементы децентрализации. Эти элементы децентрализации подразумевают определение статуса русского языка, особые экономические возможности для указанных регионов и многое другое. Повторю, что все это должно быть записано в Конституции Украины по согласованию с Донецком и Луганском.

Однако вместо всего этого в проекте конституционной реформы Украины украинские власти записали фразу, которая включена в раздел так называемых «Переходных положений», имеющих временный характер, о том, что в отдельных районах Украины может быть установлен некий особый порядок местного самоуправления, определенный неким отдельным законом.

Вызывают удивление, что при обсуждении проекта конституционной реформы в Киеве вместо налаживания внутриукраинской дискуссии почему то стали опять кивать на российскую сторону, заявляя, что, мол, в «Москве очень нервничают», что «Кремлю не понравились изменения в Конституцию», что «МИД России забраковал украинскую конституционную реформу» и тому подобное.

Авторитетно заявляем, что в Москве хотят только одного – скорейшего мирного урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины и неукоснительного выполнения Киевом взятых на себя обязательств по Минским соглашениям, в том числе в плане проведения реальной, а не мнимой конституционной реформы.

Со своей стороны, в рамках имеющихся у нас возможностей готовы и намерены оказывать этому процессу максимальное содействие.

Что касается предстоящих местных выборов на Украине, в том числе на Юго-Востоке страны, то, как известно, именно выборы являются наиболее эффективным способом волеизъявления народа, показателем настроений населения граждан. Препятствовать такому волеизъявлению, а тем более запрещать проведение выборов – недемократично.

Вынуждены обратить внимание на то, что на фоне в целом более активного и конструктивного обсуждения ситуации на Украине на международных площадках в Киеве вновь зазвучали воинствующие заявления, принимаются решения, которые направлены на эскалацию внутриукраинского конфликта, делаются попытки переложить на других ответственность за развязывание гражданской войны на Юго-Востоке страны, еще более осложнить российско-украинские отношения. Так в утвержденной на днях Советом национальной безопасности и обороны военной доктрине Украины главной угрозой страны объявлена Россия, при этом планируется дальнейшая передислокация украинских вооруженных сил на Восток и Юго-Восток страны. Вряд ли такая безответственная политика будет способствовать консолидации украинского общества.

Не способствует мирному успокоению в регионе и проведение американо-украинских военно-морских учений в Черном море.

Подчеркнем: урегулирование острейшего кризиса на Украине возможно только мирным путем на основе неукоснительного выполнения сторонами внутриукраинского конфликта Минских договоренностей при солидарных и скоординированных усилиях международного сообщества. Россия к этому готова.

 

О расследовании причин крушения малайзийского «Боинга» и судебном решении по иску Бюро «Корректив»

Россия привержена выполнению принятой по ее инициативе резолюции 2166 СБ ООН, предусматривающей необходимость проведения всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы, обеспечения – на его основе – неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении этого преступления.

Заинтересованы в тщательном и объективном международном расследовании крушения малайзийского «Боинга».

В этой части, однако, у российской стороны имеются серьёзные вопросы.

К их числу относим слабую доказательную базу и отстранение России от существенного участия в расследовании. В частности, российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию и у международной следственной группы. Украинской стороной так и не предоставлены мировому сообществу записи переговоров военных авиадиспетчеров, обслуживавших рейс МН-17 в день его гибели, равно как и данные о ракетных комплексах, стоящих на вооружении у Украины, их перемещениях в дни, близкие к катастрофе, о расходах ракет классов «земля-воздух» и «воздух-воздух», не было и объяснений возросшей активности украинских РЛС накануне крушения.

Были заблокированы предложения России организовать международное расследование таким образом, чтобы оно было максимально «прозрачным», активно использовать в этих целях механизм СБ ООН. Неоднократные призывы России задействовать Совет для контроля за выполнением его резолюции 2166 неизменно игнорировались. Вопреки резолюции 2166 Генеральный секретарь ООН так и не представил в СБ ООН комплексные предложения о мерах по содействию расследованию.

Без внятной реакции остались и вопросы в отношении расследования, список которых неоднократно распространялся Россией, в том числе в Совете Безопасности.

Подчеркнуто игнорируются выводы о крушении «Боинга», сделанные специалистами компании-разработчика ЗРК «Бук» – «Алмаз-Антей», а также любые другие доказательства в пользу версий, идущих вразрез с навязываемой Западом и Украиной.

При этом в западных СМИ не прекращаются массированные информационные атаки на Россию, сопровождаемые огульными обвинениями в её причастности к инциденту. Тем самым, вокруг проводимого расследования создан крайне негативный информационный фон, ставящий под сомнение саму возможность его независимого и беспристрастного проведения. Рассматриваем все это исключительно как давление на следствие.

Чего только стоит недавний вброс в ряд западных СМИ о наличии в распоряжении международного расследования фрагментов ракеты ЗРК «Бук», которыми предположительно был сбит малайзийский «Боинг». В связи с этими фрагментами возникает множество дополнительных вопросов – откуда они взялись и где они были раньше, почему информация о них появилась только сейчас, почему проводимое под эгидой голландцев расследование отказывается воспользоваться в целях их анализа экспертным потенциалом специалистов компании «Алмаз-Антей». И в целом – где доказательства того, что эти фрагменты были найдены на месте крушения.

С учетом изложенного, постановка вопроса рядом западных стран об учреждении резолюцией СБ ООН по Главе VII Устава международного трибунала по катастрофе МН-17 явно преждевременна и контрпродуктивна. Имеющиеся примеры созданных по Главе VII Устава международных трибуналов – МТБЮ (по бывшей Югославии) и МТР (по Руанде) подтверждают, что их деятельность неэффективна, высокозатратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной и необъективной. Не приходится говорить о том, что любое судебное преследование, осуществляемое на основе недобросовестно проведенного расследования, обречено на провал. Убеждены, что в данный момент главное - не поспешное создание любым способом и любой ценой международного трибунала по МН-17, а качественное проведение расследования крушения «Боинга».

Не так давно немецкий суд удовлетворил иск Берлинского бюро журналистских расследований «Корректив» против МИД ФРГ относительно угрозы полетам гражданской авиации над Украиной вследствие незакрытия Киевом неба над районом военных действий в Донбассе. Данный факт только подтверждает правоту нашего давнего тезиса о том, что главную ответственность за крушение малайзийского «Боинга» несет государство места события – Украина, власти которой не закрыли воздушное пространство над зоной боевых действий. Речь, таким образом, идет о допущенной украинскими властями преступной небрежности при решении вопросов организации воздушного сообщения над своей территорией, ставшей результатом несоблюдения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1947 года.

Важно и то, что, в отличие от большей части мирового сообщества, национальный суд одного из ведущих западных государств (противодействующего России в рамках украинского сюжета и вовлеченного в антироссийскую санкционную и пропагандистскую компанию), не смог не признать ответственности Украины за инцидент с «Боингом».

 

О терактах в Йемене

Вчера в западном районе Саны, в шиитской мечети во время вечерней молитвы террористом-смертником был совершен теракт. В результате взрыва, по информации йеменского информагентства «САБА», 32 человека погибли и 98 получили ранения.

Одновременно с этим на автодороге Саада-Сана была обстреляна колонна Красного креста. Двое сотрудников, граждан Йемена, погибли.

Выражаем глубокую озабоченность в связи с этими двумя последними террористическими актами и соболезнования родным и близким.

Выступаем за немедленное прекращение насилия в Йемене между всеми конфликтующими сторонами и всемерно поддерживаем мирные усилия спецпосланника Генерального секретаря ООН Исмаил Ульд Шейх Ахмеда по преодолению внутрийеменского кризиса.

 

О новых случаях применения химоружия боевиками ИГИЛ в Ираке и Сирии

В последнее время множится информация, поступающая из различных, в т.ч. правительственных источников ряда стран, о применении токсичных веществ в качестве химического оружия на территории Ирака и Сирии боевиками ИГИЛ и других террористических группировок против правительственных сил и гражданского населения.

По сравнению с 2013 годом, когда в Сирии были отмечены первые случаи применения антиправительственными силами отравляющих веществ в военных, террористических и провокационных целях, ситуация ухудшилась. Использование исламистами в ходе военных действий «химии» приобрело масштабный, системный и трансграничный характер, выходит на более высокий технологический уровень с угрозой возможного широкого задействования полноценных боевых отравляющих веществ. Об этом, в частности, свидетельствуют имеющиеся сведения о доступе ИГИЛ к научно- технической документации по производству химоружия, захвате химпредприятий, привлечении игиловцами иностранных специалистов к деятельности по освоению синтеза боевых отравляющих веществ.

Возникает опасность расширения географии такого рода террористической активности за пределы Сирии и Ирака, а при наихудшем сценарии – и за пределы ближневосточного региона.

Обретение негосударственными субъектами, прежде всего террористическими группировками, запрещенного соответствующей конвенцией военно-химического потенциала не просто крайне опасно само себе, но и способно оказывать дальнейшее дестабилизирующее воздействие на ситуацию во всем ближневосточном регионе.

В этой связи считаем необходимым, чтобы Совет Безопасности ООН должным образом отреагировал на эти угрозы. ООН и ОЗХО не могут больше оставаться в стороне от проблемы трансграничной террористической деятельности с использованием химоружия.

 

О наращивании американского военного присутствия в Европе под предлогом «российской угрозы»

Вынуждены констатировать, что в США продолжает эксплуатироваться тезис о некоей «российской военной угрозе». Недавно ею в очередной раз пугал Министр обороны США Э.Картер. Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле. Все эти беспочвенные обвинения в адрес России используются Вашингтоном для прикрытия переброски собственных контингентов и техники в Европу, сосредоточения их возле наших границ.

Пентагон методично наращивает свое присутствие в восточноевропейских странах, включая Прибалтику. Там растет число американских военнослужащих, самолетов и тяжелой бронетехники, расширяется соответствующая инфраструктура. В Черном море практически постоянно находятся боевые корабли США. Под руководством американских штабов непрерывной чередой вблизи российских рубежей идут общенатовские учения, на которых потенциальным противником открыто называют Россию.

Тот же Э.Картер на днях объявил НАТО «якорем глобальной безопасности». Заявка на «всемирную» роль Североатлантического альянса озвучена открыто и официально. Честно говоря, этот «якорь» больше похож на камень на шее глобальной безопасности.

Тем временем продолжается подготовка к развертыванию в ближайшие месяцы в Румынии и к 2018 году в Польше наземных батарей противоракетной системы США, способных по своим техническим характеристикам запускать не только средства перехвата, но и ударные крылатые ракеты. Более того, американские военнослужащие прочно обосновались на Украине, что является грубым нарушением со стороны Киева пункта 10 Минских соглашений от 12 февраля.

Эта тревожная тенденция, во многом перекликающаяся с американской линией времен «холодной войны», весьма деструктивна. Вашингтоном и его союзниками наносится прямой ущерб международной безопасности, не говоря уже об очевидном нарушении известных обязательств НАТО о сдержанности в развертывании боевых сил на территории новых членов альянса.

Мы, разумеется, вынуждены учитывать направленные против России военные приготовления США, в том числе в Европе, в своем оборонном планировании. Запугать нас не удастся. Обмануть мировую общественность насчет того, кто провоцирует напряженность, если и можно, то, во-первых, ненадолго, а во-вторых, зачем это делать, ведь на повестке решения по настоящему глобальных мировых кризисов: рост международного терроризма и т.д. Все же надеемся, что в Вашингтоне осознают порочность и тупиковость подобной линии.

 

О публикации в итальянских СМИ по теме вепонизации космоса

Обратили внимание на появившуюся 29 августа в итальянской ежедневной газете «Аввенире» статью, основным содержанием которой является утверждение о том, что Россия, КНР и США вступили в гонку за военное доминирование в космосе. Причем у читателей статьи может сложиться впечатление, что такая гонка инициирована Россией и Китаем, а США вынуждены на это реагировать, чтобы не оказаться безучастным наблюдателем.

В действительности же предотвращение гонки вооружений в космосе является одним из российских внешнеполитических приоритетов. Еще в 2004 г. в одностороннем порядке мы взяли на себя обязательство не размещать первыми оружие в космосе (НПОК). Проводим линию на глобализацию этой инициативы, к которой полноформатно присоединились уже 10 государств. Продемонстрированная в прошлом году поддержка российской резолюции ГА ООН по этому вопросу подтвердила, что наши усилия находят позитивный отклик подавляющего большинства стран. Уместно добавить, что США по этой резолюции почти в одиночестве голосовали против, а страны-члена Евросоюза воздержались.

Параллельно с усилиями по глобализации политического обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе мы совместно с нашими китайскими партнерами энергично продвигаем идею заключения юридически обязывающего договора по предотвращению размещения оружия в космосе. Добиваемся скорейшего запуска переговорной работы по российско-китайскому проекту соответствующего договора на Конференции по разоружению в Женеве.

Наконец, начиная с 2005 г. по инициативе России и Китая ежегодно принимается резолюция ГА ООН по мерам транспарентности и доверия в космосе (МТДК).

Помимо этого Россия неизменно поддерживает на сессиях Генассамблеи ООН ежегодную резолюцию Египта и Шри-Ланки о предотвращении гонки вооружений в космосе. США, кстати, всякий раз голосуют против вместе с двумя-тремя другими странами.

Жаль, что итальянская газета, взявшись за космическую тему, не позаботилась о том, чтобы разобраться с международно-политическими аспектами данной проблематики. Качество публикации от этого заметно бы выиграло, а читатели получили бы более полную и объективную картину.

 

О визовой информационной системе Евросоюза

В дополнение к сообщению для СМИ от 20 июля с.г. о том, что с 14 сентября 2015 года в России начинает действовать Визовая информационная система Евросоюза (ВИС) сообщаем следующее.

По информации Представительства Европейского союза в Москве, почти все страны-участницы Шенгенского соглашения сотрудничают с внешними сервис-провайдерами для обеспечения эффективного сбора заявлений на получение визы на всей территории Российской Федерации. Во многих городах визовые центры (ВЦ) уже являются совместными и обслуживают несколько шенгенских стран. Кроме того, механизмы представительства (когда одно консульство принимает заявления на получение шенгенской визы от имени других стран) были созданы, например, в Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске, Пскове, Советске и Санкт-Петербурге. В то же время страны шенгенской зоны готовы рассматривать возможность открытия новых визовых центров.

Представительство отмечает, что ВЦ ведут прием либо в порядке общей очереди, либо по предварительной записи. По утверждению стороны ЕС, вне зависимости от того, используется ли вариант очереди или предварительной записи, у заявителей редко уходит более получаса на подачу заявления, в том числе включающую снятие отпечатков пальцев. При этом страны-участницы Шенгенского соглашения обязаны сохранять возможность подавать заявления непосредственно в консульствах для всех заявителей, но, как правило, по предварительной записи и в определенные часы работы.

В соответствии с положениями Визового кодекса ЕС заявление на получение визы должно быть рассмотрено и решение по нему принято консульством соответствующей страны-участницы Шенгенского соглашения, на территории консульского округа которого находится место проживания заявителя. Тем не менее шенгенские страны, использующие внешних сервис-провайдеров, могут разрешить заявителям подавать документы на получение визы в ВЦ в любом месте на территории страны, однако пакет будет направлен на рассмотрение в консульство, в юрисдикции которого проживает заявитель. Информацию по данному вопросу следует уточнять у соответствующей страны-участницы Шенгенского соглашения.

В соответствии с Визовым кодексом ЕС сервисный сбор ВЦ не может превышать 30 евро.

ВИС является общей для всех шенгенских государств. После того, как отпечатки пальцев сняты при подаче заявления в любом шенгенском консульстве в мире и сохранены в ВИС, доступ к ним имеют консульства всех других шенгенских стран (например, по номеру визового бланка), и они будут копироваться для последующих заявлений в течение 59 месяцев. Только при наличии обоснованных сомнений относительно личности заявителя или в случае технической невозможности копирования отпечатков пальцев консульства могут в течение этого периода попросить заявителя сдать отпечатки пальцев снова. Заявителя могут также попросить сдать отпечатки пальцев, если в момент подачи заявления не представляется возможным незамедлительно подтвердить, что отпечатки были сняты в течение последних пяти лет.

 

О запуске виртуального секретариата БРИКС

Как вы знаете, 9 июля 2015 г. в ходе саммита БРИКС в г.Уфе был открыт сайт виртуального секретариата БРИКС.

Виртуальный секретариат БРИКС является общедоступным ресурсом бесплатного пользования, созданным для всестороннего освещения деятельности данного объединения. Функционирует в качестве его официального сайта и как источник достоверной информации о деятельности БРИКС.

Новостная лента ресурса поддерживается на английском и русском языках. С момента открытия портала на нем уже размещено более 500 новостных материалов и аналитических статей. На постоянной основе осуществляется мониторинг средств массовой информации государств БРИКС и других стран мира, наиболее интересные материалы помещаются на сайт. Имеется раздел, который содержит документы, принятые на саммитах БРИКС, а также на министерских встречах.

Сайт виртуального секретариата БРИКС доступен по адресу: http://infobrics.org/

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать заявление, сделанное на днях бывшим командующим американскими войсками в Ираке генералом Д.Петреусом, который сказал, что Вашингтону следовало бы привлечь некоторых «умеренных» боевиков из группировки «Джабхат ан-Нусра» в ряды формируемых американцами сил по борьбе с «Исламским государством». Это очень странное предложение, особенно когда оно звучит из уст американского военного такого высокого ранга.

Ответ: Я не видела этого сообщения и не читала прямой цитаты Д.Петреуса.

Российская позиция всегда была и остается очень последовательной и простой: нельзя делить террористов на «хороших» и «плохих». Безусловно, нужно работать с представителями оппозиции, что мы и делали в ходе встреч в Москве в контексте сирийского урегулирования. Но нельзя делить террористов на «хороших ребят», которых можно привлекать для смены режимов, и на «плохих», кого нужно убивать и преследовать. Это порочная практика, причем, не только потому что она не отвечает высоким стандартам и противоречит международному праву. Она просто не работает и ведет в тупик.

Помимо высокой теории существует практика. Но если бы можно было бы привести пример удачного опыта наших американских коллег по приближению «нужных» и «полезных» и отдалению «вредоносных» террористов, если бы эта практика за последние десятилетия хотя бы где-то себя оправдала – в различных регионах мира (будь то Ближний Восток или Афганистан) она провалилась. Мало того, были также созданы колоссальные предпосылки для глобального распространения международного терроризма.

Поэтому, когда идет речь о «заигрывании» с террористами, об их построении в колонны, идущие в нужном направлении, мы все время говорим о том, что нужно быть предельно осторожными, чтобы не попасться в ловушку, в которой много раз уже оказались наши американские коллеги, западные страны, и те, кто поддерживал их в рамках разных незаконных коалиций. Деление террористов на «хороших» и «плохих» и заигрывание с ними – это путь в тупик.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать приведенные в СМИ факты, свидетельствующие о том, что террористическая организация «Исламская партия Туркестана», переселяет уйгуров из районов Китая, где также присутствует террористическая активность, в регионы Сирии и Ирака, откуда выселяются коренные жители.

Ответ: Что касается переселения граждан различных государств и рекрутирования их в ряды «Исламского государства», призываю Вас вспомнить известный тезис – у терроризма нет лица и нет границ, он объединяет преступников со всего мира вне зависимости от их национальности, религиозных убеждений, гражданства и т.д. Люди готовы отказываться от самого святого и вступать под знамена международных террористических организаций.

Всем известно, что в ряды «Исламского государства» вступают люди из совершенно разных регионов. Большое заблуждение считать, что «ИГ» объединяет лишь представителей Ближнего Востока и исламского мира. Среди членов этой группировки есть представители Азии, Европы и всех регионов мира, потому что террористы активным образом используют пропагандистские методы и средства массовой коммуникации. Можно только позавидовать тому, как грамотно они выстраивают информационную работу, применяя все возможности, которые предоставляет современная техника. За счет своих очень простых лозунгов и примитивных идей, которые близки многим, кто ориентирован на негатив, они действительно заманивают в свои сети людей со всего мира.

Это не вызывает сомнения. Что же касается случая, о котором заявлено в Вашем вопросе, мы должны проверить эту информацию.

Вопрос: Во вчерашнем интервью агентству «Интерфакс» Заместитель Министра иностранных дел России И.В. Моргулов заявил, что в российско-японских переговорах по заключению мирного договора тема о Курильских островах закрыта. Означает ли это изменение позиции Российской Федерации?

Ответ: Благодарю Вас за то, что Вы процитировали интервью И.В.Могрулова агентству «Интерфакс». Хотела бы всех адресовать к этому интервью по упомянутому Вами вопросу. В нем предельно четко изложена российская позиция, и мне к этому нечего добавить.

Вопрос: На каком этапе находится работа по согласованию имен различных оппозиционных группировок для проведения переговоров с представителями властей Сирии? Сформированы ли 4 подгруппы для контроля за выполнением данного процесса? Известно, что были выдвинуты предложения относительно имен для согласования. Согласовывает ли Россия данные имена с Саудовской Аравией, с США или с кем-либо еще?

Ответ: Мне сложно говорить об этапности, потому что мы не выстраиваем работу с Дамаском и с различными группами сирийской оппозиции поэтапно. Для нас это – процесс, который включает в себя как индивидуальную работу с представителями той или иной группы оппозиции, так и попытку завязать диалог между официальным Дамаском и представителями оппозиции. Также этот процесс включает в себя наши переговоры с зарубежными коллегами, которые являются крупными игроками в данном вопросе. Я могу сказать, что работа идет очень активно, график и интенсивность контактов в Москве это подтверждают. При этом мы также работаем с нашими зарубежными партнерами. Недавние контакты на уровне заместителей руководителей внешнеполитических ведомств России и США подтверждают это. Давайте говорить не об этапности, а об интенсивности. Та интенсивность, с которой ведутся контакты, дает основания оптимистично смотреть на достижение позитивного результата.

Вопрос: Известно, что Кефрая и Аль-Фоуаа на севере сирийского Идлиба постоянно страдают от боевых действий, периодически находятся в окружении. Какую роль может сыграть Совет Безопасности ООН в данный момент? Существуют опасность полного уничтожения этих населенных пунктов и геноцида со стороны оппозиционных вооруженных групп, поддерживаемых Саудовской Аравией и Турцией. Что можно сделать, чтобы спасти эти города?

Ответ: Наши усилия мы рассматриваем в том числе и в контексте реализации предложения России о создании широкой коалиции по борьбе с террористической угрозой в регионе. Эта концепция была предложена Президентом России В.В.Путиным, она состоит из двух основных аспектов: объединение и консолидация усилий всех, кто борется с терроризмом на земле, и политический процесс. Наши усилия по разрешению сирийского конфликта должны быть сосредоточены в контексте этой инициативы, чем мы сейчас и занимаемся.

Вопрос: Недавно в СМИ прошла информация, что на территории Сирии якобы были размещены боевые военные самолёты России. Соответствует ли это действительности?

Ответ: Я видела данную информацию и комментарии, которые были даны по линии Министерства обороны России и Пресс-секретаря Президента России, которые дезавуировали эту информацию. Мне нечего добавить.

Хотела бы повторить и подчеркнуть, что почему-то очень часто делаются какие-то сенсационные заявления о военно-техническом сотрудничестве России и САР – его увеличении, уменьшении и т.д. Мы видим, как эти публикации появляются в различных частях света, и из этого делается сенсация. На брифингах, встречах с журналистами и каждом интервью я, как и руководство МИД России, при любой возможности говорю о том, что мы никогда не делали из этого секрета. Это наша последовательная линия, которая связана с оказанием помощи Сирии (официальному Дамаску) в борьбе с террористической угрозой.

Изначально, когда несколько лет назад Россия призывала международное сообщество активно оказывать САР помощь в борьбе с терроризмом, мы, к сожалению, были в одиночестве. Наши коллеги рассказывали нам, что никакой террористической угрозы в Сирии нет. Если вы помните, основу своей концепции западные страны строили на том, что это – очередная волна «арабской весны», проявление демократического волеизъявления народа, что это демонстранты, выражающие таким образом своё недовольство властью. Мы говорили о том, что в САР, безусловно, есть проблемы и недовольство политикой официального Дамаска, не всё было и делалось правильно. Как и в любой стране, там, наверное, большое количество того, что стоило бы улучшать и реформировать. Но мы убеждали международное сообщество, что речь идет именно о террористической угрозе. Прошло несколько лет, и та «болезнь», которую можно было бы пресечь в самом начале, приобрела те формы, которые она имеет сейчас.

То, что вы видите сегодня в Европе, – это отголоски или даже прямое следствие «болезни», которую надо было начать лечить всем миром несколько лет назад. Тогда Россия была в одиночестве. Более того, уважаемые представители зарубежной прессы всё время выдавали нашу помощь и содействие Дамаску за поддержку т.н. «кровавого режима». Когда мы говорили, что Европа «захлебнётся» в потоке беженцев и международном терроризме в той или иной форме, нас не слушали и нам не верили. Это отнюдь не повод для злорадства, потому что мы лучше других понимаем, что у проблем, подобных этой, не бывает границ – они глобальны, потому их и называют «общими вызовами и угрозами».

Хочу ещё раз подчеркнуть, что Россия оказывала, оказывает и будет оказывать Сирии как государству-члену ООН соответствующую помощь в борьбе с террористической угрозой. Делаем это в полном соответствии с международным правом.

Вопрос: Планирует ли Российская Федерация в ближайшее время расширить помощь христианскому населению Сирии?

Ответ: Вопрос о защите христианского населения мы регулярно ставим на площадках международных организаций. Это одна из очень важных тем в контексте сирийского урегулирования. Занимаемся этой темой очень плотно на различных треках. Для решения данного вопроса мы задействуем все существующие у нас возможности.

Вопрос: Считает ли МИД России такие страны как Сирия достаточно безопасными для того, чтобы высылать туда мигрантов, которым Россия отказывает в предоставлении статуса беженцев?

Ответ: В Вашем вопросе я слышу фантастическое извращение фактов. Понимаю, что, видимо, как страна мы несём ответственность за всё.

Коль скоро Вы заговорили о проблемах беженцев и Сирии, то я хотела бы сказать о том, где эта проблема действительно набирает катастрофически угрожающие обороты. Это отнюдь не Россия. Вы как «Би-Би-Си», наверное, больше занимаетесь Россией, но хотела бы вернуть Вас в Европу. Каждый день, я, как, вероятно, и Вы, смотрю ужасающие кадры того, что творится с потоками беженцев в Европе. Сегодня я видела, как приехавшие туда беременные женщины рожали на улицах. Можно представить, в каких условиях это происходило. Штурмом берутся поезда. Всё это напоминает ситуацию после Второй мировой войны. Масштабы ещё не те, но по динамике и тенденции – очень похоже.

С удивлением и очень большой обеспокоенностью наблюдаем проявившуюся откровенную беспомощность ЕС в связи с наплывом беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Полагаю, всем очевидно, что этот небывалый кризис с беженцами является прямым следствием абсолютно безответственной и непродуманной политики смены политических режимов в регионе. Не все разделяют эти оценки – многие до сих пор называют этих людей не беженцами, а мигрантами, что тоже очень интересно, или считают, что проблема беженцев ни коим образом не связана с политикой западных государств на Ближнем Востоке.

Я начала выписывать себе альтернативные мнения европейских представителей на этот счёт, которые мне кажутся очень здравыми. Например, Федеральный канцлер Австрии В.Файман считает, что наилучшим вариантом была бы не только борьба с организованными группами перевозчиков мигрантов, но и активизация усилий по прекращению боевых действий в конфликтных регионах. То, что мы говорили на протяжении многих лет, начинает наконец проявляться в заявлениях европейских политиков. Госсекретарь Ватикана П.Паролин сказал, что нынешняя трагедия (именно так он охарактеризовал то, что творится в Европе) имеет глобальный характер, и в силу продолжающихся военных действий в Сирии проблема сирийских беженцев характеризуется с особой остротой. Министр иностранных дел Болгарии Д.Митов призвал бороться не только с последствиями, но и с коренными причинами этого явления, в первую очередь, с деятельностью «Исламского государства». Историю создания «ИГ» напоминать я не буду, наверное, Вы знаете и без меня. Он выразил опасение, что все меры, предпринятые до сих пор, не создали условий для ослабления террористической группировки. Напротив, «Исламское государство» продолжает расширять контролируемую им территорию и выстраивать на ней свою квазигосударственную архитектуру и т.д. То есть, начинает проявляться понимание того, откуда произошла трагедия с беженцами.

Люди, бегущие в Европу, боятся оставаться в своих охваченных вооружённым противостоянием и борьбой с терроризмом странах, в результате чего данные государства переживают социально-экономическую деградацию. В этой связи у нас вызывает обеспокоенность поспешное использование и раскрутка некоторыми членами ЕС применительно к этим людям термина «незаконные мигранты». В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженцев, 1967 г. ситуация в ближневосточном и североафриканском регионе дает основание квалифицировать этих лиц именно как беженцев. Таким образом, у государств-членов ЕС возникают международные обязательства в отношении этих людей. Выражаем сожаление неспособностью (надеюсь, не нежеланием) Евросоюза принять эффективные меры по размещению, оказанию необходимой медицинской помощи, организации питания этих людей, которые оказались в Европе не по собственной воле – их государства разрушены или находятся на грани разрушения, коллапса.

Рассчитываем, что страны ЕС в соответствии со своими международными обязательствами не допустят продолжения нарушения прав беженцев и должным образом обратятся к искоренению причин нынешнего кризиса.

Что касается заданного Вами вопроса относительно того, что Россия как-то не так что-то делает, то я хотела бы напомнить Вам цифры, которые Вы можете найти и сами, относительно предпринимаемых Россией усилий по размещению на своей территории более 900 тыс. человек с Украины, более 400 тыс. из которых квалифицируются как беженцы. Эти люди получили здесь кров, питание, пособия. Мы прошли и проходим через это, и все международные организации, занимающиеся правами человека, не имеют к России претензий. Полагаю, что Европе можно было бы и поучиться у России в этом вопросе. Повторю, для России вопрос с перемещёнными лицами и их обустройством не является теоретическим. Мы знаем, что это такое, на своём жизненном опыте из недавней, буквально годичной, истории.

Вопрос: На днях в СМИ появлялась информация о том, что в ходе своего нынешнего визита в Китай Президент России В.В.Путин должен затронуть вопрос об открытии консульств КНР в Казани и во Владивостоке. Известны ли Вам сроки открытия, и почему выбраны именно эти города? Какие стратегические цели буду возложены на консульства?

Ответ: Я должна это уточнить, потому что специфическая информация. На этот счет я Вам отвечу обязательно.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, результаты визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Баку.

Ответ: 1 сентября состоялся рабочий визит Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Баку, в рамках которого прошла встреча с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым. Итоги визита отражены в соответствующем сообщении для СМИ, размещенном на официальном сайте МИД России. В ходе вступительного слова перед началом встречи с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым Министр иностранных дел России С.В.Лавров подробно рассказал о целях визита и состоянии двусторонних отношений.

Вопрос: Как Вы прокомментируете предложение спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуры о формировании переходного Правительства Сирии с полными полномочиями?

Ответ: Мы рассматриваем планы спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуры по формированию 4 межсирйиских тематических рабочих групп по обеспечению ключевых аспектов сирийского урегулирования, включая борьбу с терроризмом, а также международной контактной группы в качестве важной части консолидированных усилий по налаживанию политического процесса в Сирии на основе положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

Практические шаги российской стороны в этом направлении, в частности многочисленные контакты с широким спектром сирийской оппозиции, о чем мы сегодня говорили, а также основными международными и региональными игроками нацелены на поддержку усилий С. де Мистуры, как об этом и было единогласно условлено в СБ ООН.

Считаем полезным, что спецпосланник Генсекретаря ООН С. де Мистура и его команда плотно общаются с региональными сторонами, прежде всего с Дамаском.

Запуск диалога между Правительством Сирии и оппозицией, как это предусмотрено Женевским коммюнике, имеет ключевое значение для прекращения кровопролития и страданий сирийцев, самостоятельного определения ими будущего своей страны.

Мы внимательно отслеживаем все контакты, которые проводит спецпосланник Генсекретаря ООН С. де Мистура, изучаем его инициативы.

Вопрос: Могли бы Вы официально прокомментировать слова заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова и позицию Министерства иностранных дел относительно проблемы южных Курил?

Ответ: И.В.Моргулов является заместителем Министра иностранных дел России, его заявления относительно любых аспектов двусторонних отношений являются официальными. Комментировать официальные заявления своего ведомства считаю излишним. Призываю всех внимательно прочитать интервью И.В.Моргулова агентству «Интерфакс».

Вопрос: Как Вы оцениваете возможность гипотетического резкого обострения ситуации с мигрантами в Европе? Какова вероятность, что какая-то часть потоков мигрантов дойдет до России, несмотря на то, что географически они достаточно далеки от страны? Готова ли Россия будет принимать беженцев?

Ответ: Мы – практики. Мы занимаемся вопросом поиска перспектив решения кризиса с беженцами в Европу, в том числе и на международных площадках. Мы открыты к диалогу с нашими европейскими коллегами. Они неоднократно ставили перед нами вопрос о взаимодействии на этом направлении. К этому взаимодействию мы открыты, мы готовы совместно вырабатывать соответствующие международно-правовые документы, оказывать возможное содействие. Теоретические выкладки – это не наша тема. Все, что российская сторона может сделать для облегчения страдания как самих беженцев, так и европейцев для решения этого вопроса, мы, безусловно, сделаем. Об этом неоднократно говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров.

Вопрос: Вы сегодня упомянули опасность распространения химического оружия дальше границ Ближнего Востока. Каким образом Россия уже сейчас действует ради предотвращения такого развития событий? Какие у России есть планы по дальнейшей борьбе «Исламским Государством»?

Ответ: В последней части своего комментария, посвященного использованию террористами химоружия, я сказала, что, на наш взгляд, Совет Безопасности ООН должен отреагировать на сообщения о возможных фактах применения или хранения химического оружия. Сейчас ведется работа на площадке ООН.