Приоритеты российского председательства в СБЕР

Опубликовано пн, 07/04/2016 - 08:38

Выступление заместителя Постоянного представителя России при ЕС К.К.Малаяна на семинаре по вопросам сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Брюссель, 16 июня 2016 г.

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Для меня большая честь и радость участвовать в этой встрече, организованной по инициативе Норвежского Баренцева секретариата и Европейского офиса Северной Норвегии в рамках Председательства Российской Федерации в Совете Баренцева/Евроарктического региона.
Прежде всего, хотел бы воспользоваться этим случаем и воздать должное моему глубокоуважаемому коллеге и учителю, известному российскому дипломату послу Ю.Е.Фокину. Он сыграл ключевую роль в налаживании Баренцева сотрудничества с российской стороны, сначала в качестве Директора 2-го Европейского департамента МИД России в 1992-93 гг., когда была подготовлена и подписана Киркенесская декларация, а затем в должности Посла России в Норвегии (позднее он был Послом России в Великобритании и ректором Дипломатической академии МИД России). Он ушел из жизни два месяца назад. 

В течение всей своей профессиональной жизни он решительно отстаивал преимущества совместной работы государств-членов и регионов Баренцева сотрудничества. Твердо верил, что формат Баренцева сотрудничества станет уникальной площадкой трансграничного взаимодействия, объединяющего народы Северной Европы. В своей книге, написанной в соавторстве с коллегой по дипломатической службе А.И.Смирновым, «Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя» он отмечал, я цитирую: «Имя великого Баренца в дополнение к различным географическим и морским словарям начало входить в политологический лексикон планеты как синоним взаимовыгодного международного сотрудничества и добрососедства».

Действительно, региональное сотрудничество в условиях непростой международной обстановки остается важным каналом диалога с североевропейскими партнерами, позволяя обсуждать общие для региона вопросы в деловом и конструктивном ключе. Одним из основных форматов сотрудничества, объединяющих страны Северной Европы и Россию, является Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). За более чем 20 лет существования Совет утвердился в качестве эффективной структуры межгосударственного взаимодействия, охватывающей все ключевые сферы жизнедеятельности общества. При этом важно не допустить политизации сотрудничества в рамках Совета, сохранить его в качестве инструмента, генерирующего объединительную повестку дня и способствующего формированию в регионе зоны доверия и стабильности.
Уникальной особенностью Баренцева сотрудничества является наличие регионального уровня – помимо СБЕР взаимодействие осуществляется также посредством прямых контактов между местными административно-территориальными образованиями России, Норвегии, Финляндии и Швеции в рамках Баренцева регионального совета (БРС). Такой «двухэтажный» характер Баренцева сотрудничества позволяет определять действительно насущные кооперационные проекты и оптимально сочетать стратегические приоритеты государств с интересами и потребностями отдельных регионов. С октября 2015 г. в БРС председательствует финская провинция Кайнуу, с которой у нас налажены тесные рабочие контакты.
Главной задачей председательства России в СБЕР является дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, созданию здесь современной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании его научно-инновационного и ресурсного потенциала. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни проживающих здесь людей. Реализация данной цели будет осуществляться при соблюдении необходимых экологических стандартов и учете интересов коренных народов. 

При определении приоритетов председательства в СБЕР мы руководствовались как принципом преемственности, так и пониманием актуальных проблем региона. В этой связи сосредоточились на таких темах, как транспорт и логистика, окружающая среда и климат, культура и туризм. Эти темы в полной мере отвечают потребностям региона и пользуются поддержкой других участников Баренцева сотрудничества. Каждая из них подкреплена соответствующей министерской встречей. Как представляется, такой подход придает российскому председательству прикладной и ориентированный на результат характер.

Совершенствование транспортной системы является обязательным условием для укрепления межрегиональных экономических и торговых связей. Современная инфраструктура является ключом к реализации масштабных проектов, способствующих созданию передовых производств и рабочих мест. Развитие новых транспортных магистралей на Севере, включая использование Северного морского пути как кратчайшего водного маршрута между Севером Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом, будет способствовать повышению объемов торгово-экономического сотрудничества стран-членов СБЕР, который на данный момент остается пока еще на достаточно скромном уровне.

Одной из задач на этом треке является принятие Совместного транспортного плана Баренцева региона, работа над которым ведется с 2013 г. Документ предусматривает формирование 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных транспортных маршрутов (коридоров), 7 из которых проходят по территории Российской Федерации, с использованием железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения. Имеется также в виду развитие линий авиасообщения «восток-запад» на севере Европы, в частности, по маршрутам Оулу – Лулео – Тромсё (открыт весной 2015 г.), Архангельск – Мурманск – Тромсё (приостановлен осенью 2014 г.), Архангельск – Киркенес (два пробных рейса в 2017 г.), Сыктывкар – Котлас – Архангельск (эксплуатируется).

Перспективным проектом в данной сфере представляется также налаживание регулярного паромного сообщения между Северной Норвегией и портами российской Арктики (Мурманск и Архангельск). Осенью 2016 г. к 100-столетию Мурманска должен быть завершен проект «Арктическая гавань» (строительство морского вокзала, сопутствующей инфраструктуры, адаптация порта для приема глубоководных круизных лайнеров).

В работе по природоохранной повестке дня делаем акцент на практических шагах по дальнейшему исключению из соответствующего перечня экологических «горячих точек» в российской части Баренцева/Евроарктического региона. К настоящему моменту на Северо-Западе России ликвидированы девять таких «горячих точек» из сорока двух, определенных СБЕР и Арктическим советом. Работа на данном треке будет продолжена.

Речь также идет о сотрудничестве в сфере охраны водных ресурсов, чистого производства и экологически устойчивого потребления, экологического просвещения, развития сети особо охраняемых природных территорий.

В ряду острых проблем – изменение климата, которое носит не только глобальный характер, но и имеет выраженное региональное преломление, поскольку затрагивает традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность народов Севера. В этой связи большое значение придаем имплементации Плана действий для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата, одобренного на встрече министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР (г. Инари, Финляндия, 4-5 декабря 2013 г.).

Культуру и туризм рассматриваем в качестве гуманитарного измерения программы российского председательства и важных элементов развития контактов между людьми. Одна из задач – завершение проработки модальностей учреждения Баренцевой стипендии в области культуры, первая из которых может быть вручена в 2017-2018 гг. В планах – создание платформы для постоянного информационного обмена в сфере культуры с другими региональными форматами сотрудничества на Севере Европы.

Реализация проектов в туристической сфере способна дать импульс развитию северных территорий за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест. Прорабатывается возможность реализации совместного международного проекта в сфере арктического туризма по маршруту: Киркинес – Мурманск – архипелаг Земля Франца-Иосифа – архипелаг Новая Земля – Соловецкий архипелаг – Архангельск. Проект может быть запущен уже в 2017 г. Важным решением в этой связи может стать ожидаемое включение Мурманска и Архангельска в список портов, куда разрешен заход круизных судов с режимом 72-часового безвизового пребывания иностранных граждан. Проект соответствующего постановления Правительства подготовлен Минкультуры России и внесен на рассмотрение в Правительство
в феврале с.г. 

Конечно, список тем, формирующих повестку дня нашего председательства в Совете, не исчерпывается вышеперечисленными направлениями. Среди других тем – работа в области экономического и делового сотрудничества, развитие хозяйственных связей, энергетика, образование и научные исследования, здравоохранение, молодежные обмены, взаимодействие в сфере предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации, возобновление сотрудничества по линии таможенных служб.

Календарь председательства насыщен мероприятиями различного уровня и тематической направленности, которые охватывают, по сути, все вышеназванные приоритеты и площадкой для которых являются преимущественно регионы Северо-Запада России.

Программой председательства запланированы четыре министерские встречи. В ноябре 2015 г. в Сортавале (Карелия) с успехом прошла встреча министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР. Достигнуты важные результаты, наглядно свидетельствующие о практической ориентированности Баренцева сотрудничества, его направленности на конкретные нужды региона и проживающих в нем людей.
На днях (20-21 июня с.г.) в Архангельске состоится встреча министров транспорта. Осенью с.г. в Москве встретятся министры культуры стран-членов СБЕР. Завершится 2-летний председательский отрезок 16-й министерской сессией Совета в Архангельске в октябре 2017 г.

Важной составляющей повестки дня председательства России в СБЕР является поддержка коренных малочисленных народов Севера. В работе по этой проблематике большое внимание уделяется вопросам сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни автохтонных народов Севера, удовлетворению их этнокультурных потребностей. В этой связи в контакте с Рабочей группой по коренным народам обсуждается идея проведения в период председательства России в СБЕР мероприятия высокого уровня коренных народов Баренцева региона (условно «саммит») при участии Норвежского Баренцева секретариата. В предварительном плане мероприятие намечено организовать в Москве весной 2017 г.

Предстоит также определить алгоритм дальнейшего укрепления синергии СБЕР с другими региональными советами на Севере Европы. В первую очередь, имеем в виду Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран и партнерства «Северного измерения». Улучшение координации усилий многосторонних структур сотрудничества в североевропейском регионе способствует более эффективному раскрытию преимуществ каждой из структур при сохранении их самостоятельности и идентичности.
Остается в силе наше предложение о возобновлении практики проведения координационных встреч северных региональных советов и партнерств «Северного измерения» на уровне заместителей министров иностранных дел, которое было выдвинуто в ходе министерской сессии стран-членов СБЕР в Оулу в октябре 2015 г.

Такая встреча могла бы состояться в России в рамках российского председательства в СБЕР. Исходим из того, что ее проведение придаст импульс развитию многосторонней кооперации на Севере Европы, будет способствовать выработке новых идей по эффективному «разделению труда» между соответствующими региональными форматами.

В заключение хотел бы озвучить еще одну цитату из уже упомянутой книги Посла Ю.Е.Фокина: «Главное – чтобы политический климат определялся не полярным дыханием рецидивов подозрительности и страха времен «холодной войны», а теплым Гольфстримом Баренцева процесса, в центре внимания которого, наряду с государственными интересами, прежде всего интересы рядовых северян: и россиян, и норвежцев, и саамов, и финнов, и шведов, и многих других народов».

Спасибо за внимание.