Выступление А.К.Лукашевича о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 18 февраля 2016 года

Опубликовано чт, 02/18/2016 - 08:17

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 18 февраля 2016 года

Уважаемый господин Председатель,

Раз уж заседание Постсовета превращается в состязание, кто и насколько внимательно читал доклады спецмониторинговой миссии ОБСЕ, то придется и нам напомнить о некоторых фактах.

Наблюдатели констатируют нарастание напряженности в зоне безопасности на Юго-Востоке Украины, фиксируют участившиеся обстрелы населенных пунктов, в результате которых страдают мирные жители. Вечером 11 февраля удар был нанесен по Петровскому району Донецка. Разрушены хозяйственные постройки. 13 февраля с позиций ВСУ - с «западного направления» - из крупнокалиберной артиллерии была обстреляна Старомихайловка и находящаяся под контролем ополчения окраина Зайцево. Разрушено несколько домов, ранен 63-летний мужчина. На следующий день обстрел Старомихайловки повторился, был полностью разрушен ещё один жилой дом.

СММ продолжает фиксировать исчезновение со складов ВСУ военной техники. За неделю наблюдатели не досчитались 55 танков, 7 минометов и одного арторудия. Вновь зафиксированы украинские вооружения в «зоне безопасности».

Невзирая на жертвы среди мирных жителей, которые подрываются на минах, ВСУ не предпринимают никаких действий по устранению этой угрозы. На прошедшей неделе наблюдатели СММ вновь обратили внимание на противотанковые мины, которые установлены у украинского блокпоста в Марьинке.

Вместо того, чтобы вплотную заняться этими вопросами, украинская сторона старается переключить внимание на другие темы, которые не связаны с угрозой жизни мирному населению. Вновь нагнетается истерия вокруг доступа СММ к границе, причем, несмотря на то, что наблюдатели ездят туда регулярно. 12 февраля они посетили КПП «Червонопартизанск» в Луганской области, 14 февраля - «Мариновку» и «Успенку» на территории под контролем вооруженных формирований отдельных районов Донецкой области Украины. Ничего необычного на границе СММ ни разу не замечала.

Хотел бы предложить все-таки сосредоточиться на анализе ситуации с точки зрения перспектив урегулирования украинского кризиса и препятствий, которые лежат на этом пути.

Одна из ключевых проблем состоит в том, что коллеги делают вид, будто Киев добросовестно выполняет «Комплекс мер». На самом деле происходит обратное.

Режим прекращения огня, который было установился после 1 сентября прошлого года вскоре после проведения местных выборов на Украине, сменился эскалацией артиллерийских атак. Сейчас украинские силовики методично обстреливают жилые районы вблизи линии соприкосновения, причем все чаще с применением запрещенных видов вооружений. Пропажа техники с украинских складов, к сожалению, стала обычной рутиной.

Поездка зам.главы спецмониторинговой миссии ОБСЕ А.Хуга в Зайцево, которое подверглось мощному обстрелу накануне, еще раз доказывает - наблюдатели оказывают серьезный сдерживающий эффект. Их постоянное присутствие в зоне безопасности - важный фактор стабилизации и деэскалации.

По политическим аспектам урегулирования налицо откровенный тупик. Поправки в конституцию, о которых коллеги периодически говорят, к Минским договоренностям отношения не имеют. Закон об особом статусе Донбасса принят, но его введение в действие обставлено условиями, не предусмотренными «Комплексом мер». Закон об амнистии был подготовлен, но в силу так и не вступил. Обмен пленными и заключенными по принципу «всех на всех» не состоялся.

В гуманитарной сфере мы видим сохраняющуюся блокаду Донбасса. Пропускные пункты, которые должны были хотя бы отчасти облегчить положение местного населения, малочисленны. При этом наметилась тенденция к закрытию уже работающих пунктов пропуска.

Приходится напомнить, что прежде чем говорить о возвращении украинским властям контроля над границей, необходимо завершить все предусмотренные в Минске политические преобразования.

При содействии представителя ОБСЕ в рамках подгруппы Контактной группы работа над согласованием модальностей местных выборов продолжается. Вопрос, однако, в том, сможет ли Верховная Рада придать силу закона этим договоренностям, если они все-таки будут выработаны. Судя по раскладу сил в украинском парламенте, возникают большие сомнения.

Хотел бы привлечь внимание коллег к заявлению советника Президента Украины, участника переговорного процесса в рамках Контактной группы г-на Владимира Горбулина (в интервью украинскому печатному изданию «Зеркалу недели» №5). Цитирую: «Решения, принятые до сегодняшнего дня в рамках минского процесса, в значительной степени стали результатом давления критических обстоятельств и внешних факторов, а потому сила их обязательности держится исключительно на доброй воле украинской стороны». Еще одна цитата: «Главная и единственная стратагема украинского государства - выигрывать время и накапливать силы».

Кстати, отмечу возросшую тягу к публичным и весьма противоречивым заявлениям членов Контактной группы от Украины, которые вроде бы должны заниматься продвижением поддержанного Президентом П.Порошенко «Комплекса мер», а не давать собственные интерпретации этих договоренностей (до этого своим видением делился Р.Бессмертный).

К сожалению, слова г-на В.Горбулина подтверждаются на практике - Киев действительно потратил год после подписания «Комплекса мер» на то, чтобы нарастить боевой потенциал армии. На линию соприкосновения подтянуты крупные свежие силы, оснащенные новым оружием. Привлечены иностранные инструкторы и наемники. Опасность возврата к силовому варианту решения кризиса значительно выросла. Иностранные партнеры, похоже, не только этого стремятся не замечать, но порой прямо потакают подобным опасным шагам.

Через несколько дней исполняется два года т.н. договоренностям 21 февраля 2014 г., которые предусматривали мирный эволюционный путь преобразований на Украине. Под тем документом свои подписи поставили представители ряда уважаемых европейских государств. Судьба документа известна - он был попросту растоптан. Радикальные силы перевели ситуацию в русло силового захвата власти, а потом развязали кровавую гражданскую войну против несогласных с этим. Сейчас те, кто два года назад «с коктейлями Молотова» врывались во властные кабинеты в Киеве, по сути, держат в заложниках весь минский процесс.

Уважаемый постпред Украины на прошлом заседании обещал разъяснить нам реальную роль украинских радикальных сил, которых он назвал истинными патриотами. Действительно, было бы весьма полезно узнать, в чем же состоит отличие т.н. «патриотов» от националистических и экстремистских группировок вроде «Азова», «Правого сектора» и др. Как соотносится деятельность таких группировок с принципом верховенства закона, в приверженности которому клянутся украинские представители?

Неоднократно фиксировались боестолкновения между представителями радикалов и регулярными украинскими войсками. Многочисленны случаи убийств, насилия, мародерства, грабежей, похищения людей как вблизи линии соприкосновения, так и в других населенных пунктах Донбасса, и остальной территории Украины. Т.н. «активисты» сыграли ключевую роль в организации гуманитарно- экономической блокады Донбасса, которая обеспечивает им доходы от поборов с грузов и людей, пересекающих линию соприкосновения.

Было бы также интересно узнать у коллег - конкретно адресуем вопрос представителям США, Турции, странам Европейского союза - какую правовую квалификацию дали бы их правоохранительные органы фактам подрыва опор линий электропередачи, блокирования грузового сообщения.

Хотел бы обратить внимание коллег и Представителя ОБСЕ по свободе СМИ на очередной запрет российских телеканалов на Украине, среди которых «Кухня ТВ» (кулинарный), «Моя планета», «Наука 2.0», «Шансон- ТВ», «Авто-плюс» и другие. Видимо, на этот раз у киевских властей возникла потребность защитить свой народ от «незаконной аннексии» украинского борща или «агрессии» русских пельменей.

К сожалению, здесь не до шуток. Ведь такую политику в отношении СМИ украинские представители подают как соответствующую стандартам ОБСЕ - именно исходя из таких параноидальных принципов, украинская сторона собирается налаживать вещание украинских СМИ в Донбассе.

В заключение еще раз подчеркну, что минский «Комплекс мер» - это основа мирного процесса через прямой диалог сторон украинского конфликта. Он задает рамки устойчивого урегулирования кризиса, определяет принципы сохранения Донецкой и Луганской областей в составе Украины с конституционными и законодательными гарантиями обеспечения прав народа Донбасса. Попытки дискредитировать «Комплекс мер», разрушить или изменить переговорный формат и надзорный механизм приведут к дальнейшей дестабилизации ситуации, которая не отвечает интересам ни народа Украины, ни ее соседей.

Благодарю за внимание.