Заявление МИД России

Опубликовано вт, 07/03/2018 - 05:23

27 июня в Гааге завершилась созванная по инициативе ряда западных стран во главе с Великобританией специальная сессия Конференции государств-участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). В результате политических манипуляций, прямого подкупа ряда делегаций и откровенного шантажа Лондону и другим псевдорадетелям укрепления Химконвенции удалось продавить свой одиозный проект решения, наделяющий Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) не свойственными ему полномочиями по установлению виновных в применении химоружия в Сирии.

Более того, этим же документом Генеральному директору Техсекретариата ОЗХО поручается представить на утверждение предстоящей в ноябре 2018 г. регулярной сессии Конференции предложения по учреждению аналогичного следственного механизма для оказания иным государствам-участникам Конвенции по их просьбе технического содействия в выявлении «исполнителей, организаторов и спонсоров» применения химикатов в качестве оружия в пределах соответствующей национальной территории.

Считаем данное решение нелегитимным. Приходится со всей очевидностью констатировать, что при его принятии КГУ вышла за рамки своего мандата. Россия, стоявшая у истоков создания КЗХО, и принимавшая решение о присоединении к Конвенции, входила в совершенно другую Организацию. Перед ОЗХО стояли чётко определённые задачи технического содействия национальным программам уничтожения химарсеналов. Существовал устраивавший всех механизм внесения при необходимости поправок в конкретные аспекты её деятельности.

Нельзя забывать, что в качестве предмета и целей КЗХО определены воздержание от разработки, производства, приобретения, накопления, сохранения и применения химоружия, а также поощрения или побуждения кого-либо к деятельности подобного рода. В статье I Конвенции приведен исчерпывающий перечень методов реализации перечисленных обязательств – путём добросовестного осуществления ряда сугубо технических мероприятий, направленных на физическое уничтожение химоружия и объектов по его производству и хранению, и отказа от использования химсредств, применяемых для борьбы с беспорядками, в качестве средства ведения войны. ОЗХО отведена сугубо прикладная роль по оказанию государствам-участникам технического и экспертного содействия в выполнении перечисленных задач и проведению верификационных процедур.

Таким образом, Химконвенция не содержит никаких положений, которые подразумевали бы возможность создания специального механизма по установлению виновных в применении химического оружия. Исходим из того, что наделение Техсекретариата ОЗХО подобными полномочиями без «вскрытия» текста Конвенции и внесения в неё поправок в порядке, предусмотренном статьей XV КЗХО, по определению невозможно.

Осознавая тщетность любых попыток законными правовыми средствами добиться утверждения таких поправок, по сути вторгающихся в компетенцию Совета Безопасности ООН, Великобритания и солидаризировавшиеся с ней страны пошли на откровенный подлог, циничную подмену истинных целей и задач КЗХО путём продавливания нелегитимного решения Конференции государств-участников. При этом лицемерно умалчивается, что одна из основных целей Конвенции – всеобъемлющее уничтожение химического оружия так и не достигнута. Старательно скрывается, что нарушителем своих обязательств по Конвенции является как раз представитель стран Запада, который по-прежнему обладает наиболее мощным арсеналом отравляющих химвеществ и постоянно откладывает сроки его уничтожения.

Инициаторы же этого нелегитимного решения переключают внимание на совсем другую задачу – определение виновных в предполагаемых химинцидентах. Нечистоплотными методами они вынудили 82 страны проголосовать за британский проект и теперь будут пытаться навязать свое вредоносное мнение остальным 111 государствам – добросовестным участникам КЗХО.

Убеждены, что столь очевидное злоупотребление правилами процедуры, подрыв присущего глобальным механизмам разоружения и нераспространения духа консенсуса и пренебрежение к позиции всех других равноправных государств-участников КЗХО углубляет раскол в ОЗХО, ставит под угрозу целостность Конвенции и само сохранение глобального режима химического разоружения и нераспространения химоружия.

Выражаем признательность всем государствам, которые наряду с Российской Федерацией встали твёрдо на защиту международного права и основополагающих принципов межгосударственных отношений и проголосовали против одиозного британского проекта решения Конференции государств-участников КЗХО, последствия которого нам всем теперь придётся преодолевать.