Выступление заместителя Постоянного представителя России при ОБСЕ Д.А.Балакина на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей

Опубликовано пт, 03/02/2018 - 14:00

Уважаемый господин Председатель,

Четыре года назад инспирированный и подпитываемый из-за рубежа внутриполитический кризис на Украине вылился в антиконституционный переворот, вооруженный дебош радикалов-националистов, жесточайший гражданский конфликт, который не прекращается до сих пор. Такую цену народ Украины вынужден платить за то, что поверил пустым обещаниям. Искусственный выбор между т.н «европейским путем» и развитием связей с Россией разорвал страну, создал на границах Европейского союза и России очаг нестабильности, нанес мощный удар по всей системе европейской безопасности.

К сожалению, ситуация далека от стабилизации. 24 февраля на Украине вступил в силу закон о т.н. «реинтеграции» Донбасса. Это опасный шаг в направлении эскалации конфликта в Донбассе, в первую очередь потому, что он противоречит духу и букве «Комплекса мер» – единственной реальной основе мирного урегулирования. Намеренное исключение из проекта закона ссылок на Минские договоренности еще раз подтверждает, что Киев не признает их для себя обязательными и не собирается их выполнять.

Налицо нестыковка положений этого закона и закона об особом статусе Донбасса, чье согласование с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей и вступление в силу предусмотрено «Комплексом мер» (п.11) и договоренностями в «Нормандском формате».

Очевидна попытка киевских властей выдать желаемое за действительное. Нежелание договариваться с представителями Донецка и Луганска заставило Киев придумать на их месте т.н. «оккупационную администрацию». Оправданием для военных преступлений армии и т.н. добровольцев должен служить миф об «агрессии».

Не вдаваясь в дополнительные детали, обращаем внимание, что этот закон никак не касается главного условия реинтеграции Донбасса – всеобъемлющего политического урегулирования, определенного в пп. 9, 11 «Комплекса мер», а также необходимости прямого диалога с Донецком и Луганском.

В свете изложенного, любые утверждения, будто данный закон соответствует Минским соглашениям, безосновательны.

Министр обороны Украины С.Полторак получил поручение до 1 апреля подготовить предложения по изменению формата силовой операции в Донбассе. Попытка легализовать использование украинской армии против мирного населения в рамках отражения т.н. «агрессии» не должна вводить в заблуждение. Смена головного ведомства и ребрендинг т.н. антитеррористической операции на какое-то иное название не меняет сути конфликта: это остается попыткой силового подавления несогласных с антиконституционным переворотом в Киеве в феврале 2014 г.

Возможно, единственное на что повлияет перераспределение полномочий силовых структур – это на дележ доходов от контрабанды через линию соприкосновения.

Предостерегаем Киев от каких-либо шагов, направленных на дальнейший подрыв работы Контактной группы в Минске – единственной площадки прямого диалога с Донецком и Луганском.

Призываем к строгому соблюдению согласованного «весеннего» перемирия с 5 марта. Приказы о прекращении огня необходимо опубликовать, воздержаться от провокационных действий по занятию позиций в «серой зоне». Важно предотвратить эскалацию, подготовку к которой мы видим, благодаря в т.ч. докладам Спецмониторинговой миссии ОБСЕ.

ВСУ укрепились в селе Новоалександровка в т.н. «серой зоне», обосновались внутри участка разведения сил в Золотом. К линии соприкосновения стянута военная техника. За последние 2 недели СММ обнаружила 30 единиц вооружений ВСУ в нарушение «Комплекса мер» и 110 единиц военной техники сразу за пределами линий отвода. ВСУ проводит учения с боевыми стрельбами на линии соприкосновения в нарушение решения Контактной группы от 3 марта 2016 г. Со складов ВСУ за 2 недели пропало почти 200 арторудий и танков. Киев блокирует разведение сил в Станице Луганской, хотя режим тишины держится там с 26 декабря 2017 г.

14 февраля ВСУ обстреляли две школы в Докучаевске. В это время там проходили занятия. Лишь чудом никто из детей не пострадал. В результате обстрелов ранен мирный житель в н.п. Спартак, повреждены дома в Гольмовском, Горловке, Долгом, Каштаново, Коминтерново, Молодежном.

22 февраля санитарный автомобиль, имевший легко различаемые знаки с красным крестом и перевозивший раненого ополченца, был подбит под Докучаевском противотанковой управляемой ракетой, несмотря на согласованное через СММ «окно тишины».

В ночь на 24 февраля силовики открыли массированный огонь в непосредственной близости от наблюдателей, который принудил их к экстренной эвакуации с патрульной базы в Попасной.

Под предлогом минной угрозы давно закрыт доступ наблюдателей в контролируемые силовиками районы Станицы Луганской, Счастья, Золотого и др. 21 февраля в Константиновке ВСУ вновь обстреляли беспилотник СММ. Это уже шестой случай обстрела силовиками БПЛА Миссии с начала года (12 января в Павлополе, 2 февраля в Верхнеторецком, 4 февраля над складом с вооружениями в Донецкой области, 6 февраля в Михайловке, 10 февраля в Клещеевке, 21 февраля в Константиновке).

Уважаемый господин Председатель,

Ситуация в Донбассе обостряется, как только возрастает напряженность в других частях Украины. Во вторник в Киеве снова произошли столкновения перед зданием Верховной Рады. 15-16 февраля в украинской столице и Одессе представители «Национальной дружины» и добровольцы из батальона «Донбасс» вступили в столкновения с полицией, чтобы добиться пересмотра решения суда о заключении мэра Одессы. 23 февраля радикалы из «Самообороны», «Сокола» и «Автомайдана», вооруженные битами, покрышками и бронежилетами добились от властей передачи под свой контроль санатория «Лермонтовский» в Одессе.

Участились нападения радикалов на российские загранучреждения и памятники. 17 февраля националисты атаковали Российский центр науки и культуры в Киеве. Радикалы под руководством депутата Верховной Рады Украины А.Лозового ворвались в здание, где находилось около 50 детей и столько же взрослых. При бездействии полиции радикалы разгромили выставку, разрисовали стены экстремистскими надписями. На следующий день националисты забросали здание камнями на глазах наблюдателей СММ. Украинская полиция опять бездействовала. 26 февраля украинские националисты забросали зажигательными шашками Генконсульство России в Одессе и облили забор красной краской. 14 февраля радикалы пытались поджечь офис «Сбербанка» в Львове. 18 февраля – разбили окна в представительстве того же банка в Киеве. 15 и 24 февраля – осквернили мемориал славы советскому воину-освободителю в Львове. Главарь украинских националистов Н.Коханивский публично пригрозил продолжать погромы российских объектов на Украине.

Подогревается религиозный фактор. Радикалы атакуют прихожан и собственность Украинской православной церкви. СММ зафиксировала уже многочисленные случаи нападений, попыток захвата церквей, не говоря уже об убийствах священников, которые имели место в 2014 г.

Агрессии со стороны радикалов подвергаются не только российские объекты. 27 февраля радикалы сожгли офис Венгерского культурного общества в Ужгороде Закарпатской области. Этому предшествовало неудачное покушение на венгерский культурный центр 4 февраля.

Все упомянутые случаи – это зафиксированные СММ факты, которые свидетельствуют о необходимости срочной реакции со стороны Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств и Бюро по демократическим институтам и правам человека. Востребован тематический доклад СММ ОБСЕ о проявлениях радикального национализма, экстремизма и ксенофобии на Украине. Требуется коллективная реакция международного сообщества на проявления украинского радикального национализма.

Бесчинства радикалов происходят при попустительстве киевских властей, которые сами проводят дискриминационную политику по отношению к русскоязычной общине и национальным меньшинствам. Принятый Верховной Радой в сентябре 2017 г. закон «Об образовании» нарушает статью 10 конституции Украины и пункт 11 Минского «Комплекса мер», который предусматривает принятие постоянного законодательства об особом статусе Донецкой и Луганской областей с учетом их права на языковое самоопределение. Киев ограничил неукраиноговорящее население страны в праве получать образование на родном языке, углубляет раскол в украинском обществе.

Появились сообщения об отмене под давлением радикалов украинским Конституционным судом закона об основах языковой политики. От этого, по разным оценкам, пострадает, как минимум, права трети украинского общества.

Под предлогом защиты от «агрессии» ущемляется свобода слова и ассоциаций, идет преследование инакомыслящих. Даже Amnesty International в обзорном докладе о состоянии прав человека в различных странах мира за 2017 г. указала на беспрецедентный характер нарушений прав человека на Украине. В докладе приводятся факты преследования журналистов, критически настроенных по отношению к текущему политическому курсу Украины. Констатируется отсутствие результатов расследования убийств Олеся Бузины и Павла Шеремета. Сообщается о регулярных преследованиях гражданских активистов, которые занимаются вопросами коррупции. Подтверждается деятельность тайных тюрем СБУ. Отмечается массовое применение пыток и жестокое обращение со стороны украинских правоохранителей. Задокументированы многочисленные случаи сексуального насилия со стороны ВСУ и украинских вооруженных формирований. Констатируется безразличие украинской системы правосудия к жертвам насилия, отсутствие надлежащей помощи потерпевшим.

В завершение напомним очевидное. Минские договоренности и предусмотренный ими порядок всеобъемлющего политического урегулирования через прямой диалог сторон – единственный реальный путь к миру. Заявления украинских политиков о том, что «проблему Донбасса» можно решить военным путем за две недели – путь к катастрофе.

Благодарю за внимание.