Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей

Опубликовано пн, 03/12/2018 - 15:17

Вена, 8 марта 2018 года

Уважаемый господин Председатель,

С 5 марта в зоне украинского конфликта начало действовать очередное перемирие, согласованное представителями Киева и отдельных районов Донецкой и Луганской областей. По данным СММ, количество перестрелок в Донбассе резко сократилось. Приветствуем этот факт.

Для закрепления стабилизации обстановки на линии соприкосновения требуются публикация приказов о прекращении огня, отведение от линии соприкосновения тяжелых вооружений и украинских радикальных добровольческих формирований, возвращение военной техники в места постоянного складского хранения. Важным шагом могла бы стать практика проведения сторонами расследований зафиксированных СММ фактов обстрелов населенных пунктов с привлечением виновных к ответственности.

Весьма рассчитывали на разведение сил и средств сторон в Станице Луганской, которое дало бы возможность согласовать новые районы безопасности в тех местах у линии соприкосновения, где это наиболее необходимо. Режим тишины на этом участке держался 9 недель с 26 декабря 2017 г. Призываем СММ проанализировать данные с камер и четко проинформировать, кто 3 марта вел стрельбу в этом районе.

Только за неделю до вступления в силу «весеннего перемирия» СММ зафиксировала 6 обстрелов населенных пунктов под контролем ополчения с позиций, где дислоцируются вооруженные силы Украины. В ночь с 24 на 25 февраля нанесен удар по электроподстанции в Михайловке, где хранится большое количество ртути. Повреждена цистерна с нефтепродуктами, которая начала протекать. Создана угроза экологической катастрофы с непоправимыми последствиями. В результате других обстрелов ВСУ повреждены дома в Докучаевске, Коминтерново, Славяносербске. Нанесены артудары по Зайцево и Молодежному.

На протяжении последнего месяца украинские силовики интенсивно стягивали вооружения к линии соприкосновения в нарушение Минских договоренностей. Наблюдателями СММ замечено присутствие на передовой украинской военной авиации. 6 марта в районе КПП Марьинка летал вертолет Ми-8. Это грубое нарушение п.7 минского Меморандума от 19 сентября 2014 г. и опасный сигнал, что Киев готовится к ведению масштабной наступательной операции.

В этих условиях требуются максимальные усилия СММ по наблюдению за линией соприкосновения, круглосуточный мониторинг «горячих точек». Необходимо обеспечить СММ свободу передвижения на линии соприкосновения, отказавшись от уловок «минной опасности». Наблюдатели оказывают на стороны сдерживающий эффект. В случае возобновления обстрелов следует оперативно докладывать, стараться четко определить, кто стрелял. Технические средства СММ, в первую очередь, беспилотники, должны интенсивно патрулировать линию соприкосновения. Ожидаем скорейшего возобновления работы патрульной базы в Попасной.

Осуждаем все случаи угроз в отношении наблюдателей СММ, в т.ч. эпизод 5 марта в Козацком, когда на них было направлено оружие.

Уважаемый господин Председатель,

Необходимо развернуть опасную тенденцию нарастания воинственной риторики и конфронтационных действий. Призываем коллег осознать серьезность ситуации и послать Киеву четкий сигнал о недопустимости военных авантюр в Донбассе.

В последнее время кроме концентрации сил и неизбирательных обстрелов киевские власти предприняли ряд опасных действий.

Вступил в силу закон о т.н. «реинтеграции» Донбасса, нацеленный на слом Минских договоренностей. На его основании готовится проведение новой силовой т.н. «объединенной операции». Ожидаются поставки дополнительных иностранных вооружений на Украину. Растет число иностранных наемников и инструкторов.

4 марта БПЛА ВВС США RQ-4B провел очередной десятичасовой разведывательный полет, в т.ч. вдоль линии соприкосновения, что грубо нарушает п.7 минского Меморандума от 19 сентября 2014 г.

Недавние заявления представителей США о необходимости ликвидации структур отдельных районов Донецкой и Луганской областей подогревают милитаристские настроения украинского руководства и опрокидывают перспективы переговорного процесса в рамках Контактной группы.

28 февраля Конституционный суд Украины отменил закон «Об основах государственной языковой политики». Такая попытка уже предпринималась 23 февраля 2014 г. сразу после госпереворота в Киеве. Еще тогда она четко обнажила истинные намерения захвативших власть радикалов и еще больше разожгла огонь внутриукраинских противоречий. Усевшийся на место президента Украины А.Турчинов в тот момент все-таки испугался подписывать постановление об отмене закона, предпочел вести наступление на русский язык постепенно.

Осенью 2016 г. Верховная Рада приняла закон о введении языковых квот на радио. В мае 2017 г. – закон о языковых квотах на телевидении. С осени 2017 г. практически сведено на нет теле- и радио вещание на русском языке и языках нацменьшинств. В сентябре 2017 г. принят новый закон Украины «Об образовании», который ограничил право неукраиноговорящего населения получать образование на родном языке.

Есть прямые последствия и для гуманитарной ситуации в Донбассе. По данным Донецкой администрации, киевская сторона отказывается принимать заявки на работы по восстановлению инфраструктуры на русском языке.

Мы неоднократно обращали внимание на разгул украинского национализма. Дело пособников нацистов и карателей из ОУН-УПА живет в поступках их последователей. Участились нападения радикалов на зарубежную собственность. 26 февраля произошла новая атака на генконсульство России в Одессе. 27 февраля подожжен венгерский культурный центр в Ужгороде. Это не единичный случай. 3 марта националисты провели марш под лозунгами «город Львов не для польских панов». Украинские радикалы продолжают давление на власть. 27 февраля они дрались с полицейскими с целью повлиять на решение суда по делу мэра Одессы. 8 марта в Ужгороде и Киеве радикалы напали на участников марша по защите прав женщин. Пострадали люди. Призываем СММ ОБСЕ отслеживать ход расследования данных инцидентов. Подтверждаем давно назревшую потребность в подготовке комплексного доклада о разгуле национализма на Украине.

Не согласны с заявлениями американского переговорщика К.Волкера 7 марта в Варшаве, попытавшегося оправдать украинских националистов, мол, «сейчас Украина укрепляет свою национальную идентичность и нуждается в уважении и понимании». Нельзя укреплять свою идентичность и самобытность за счет агрессивного национализма.

Вспоминаем слова представителя Украины в ОБСЕ в феврале 2014 г. и на прошлом заседании Постоянного совета о реализации права на «мирный протест». Разгон палаточного лагеря у Верховной Рады 3 марта продемонстрировал, что нынешние власти избирательно подходят к оценке того, насколько тот или иной протест является мирным. Похожее лицемерие мы наблюдали и у наших западных коллег.

Напомним, что наиболее активные «мирные протестующие» на Майдане 2014 г. вступили в карательные батальоны, запятнали себя убийствами, пытками, грабежами и мародерством. Сейчас украинские радикалы и недобросовестные солдаты ВСУ активно разворовывают дома жителей Катериновки и Новоалександровки, которые недавно были заняты ВСУ. Несмотря на многочисленные обращения местных жителей, полиция бездействует.

В заключение еще раз напоминаем, что единственный путь мирного урегулирования конфликта на востоке Украины и сохранения территориальной целостности страны – это всеобъемлющее политическое урегулирование в соответствии с Минским «Комплексом мер». Попытки его переиначить чреваты усугублением кризиса.