Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и выполнении Минских договоренностей

Опубликовано пт, 03/10/2017 - 13:59

Вена, 9 марта 2017 года

Уважаемый господин Председатель,

Обстановка в зоне конфликта в Донбассе вызывает серьезную тревогу. Украинские власти категорически не желают стабилизировать ситуацию, согласиться на установление режима прекращения огня, на отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Многократные предложения на этот счет, поступавшие от Донецка и Луганска, в т.ч. на прошедших выходных, были проигнорированы. Украинская сторона уже рутинно сорвала намеченное на 7 марта разведение сил в районе Станицы Луганской.

Продолжаются обстрелы территории под контролем ополчения, включая объекты критически важной инфраструктуры. 24 февраля такой минометный обстрел ВСУ Донецкой фильтровальной станции повредил хранилище с хлором. Даже беспилотник СММ сбили. В районе Донецкой фильтровальной станции нет военных объектов ополчения. Вчера работа станции и электроснабжение Авдеевки были восстановлены. Однако, у нас нет уверенности, что Киев снова не подвергнет станцию обстрелам. Цель этих обстрелов – в поддержании напряженности и провоцировании ответных действий. Помним призывы западных коллег согласовать механизм предотвращения подобных инцидентов. Лучший механизм – заставить Киев выполнить обязательства по отводу тяжелых вооружений от линии соприкосновения.

По данным СММ, в последнее время на территории под контролем ополчения в два раза больше жертв среди мирного населения, чем на сопредельной территории. Только из последних докладов: 2 марта обстреляно Золотое-5. К слову, это там, где предлагается открыть новый пункт пересечения линии соприкосновения. 3 марта – серьезные повреждения трех многоквартирных домов в Донецком. 4 марта в Александровке минометным снарядом повреждено жилище российского офицера Совместного центра координации и контроля, обстреляны объекты в Докучаевске и Дачном. 5 марта – артудар по Коминтерново. 7 марта ранен житель Докучаевска, повреждено 4 дома в Горловке, обстреляны Стаханов, Донецкое, Первомайск. Данные с камер наблюдения в который раз – как и в случае с атакой ВСУ под Авдеевкой в конце января – сначала фиксируют выстрелы с позиций ВСУ, затем начинается артиллеристская перестрелка.

ВСУ держит значительные силы вблизи линии соприкосновения – за неделю обнаружено 74 БТРа, а сразу за линиями отвода 71 единица военной техники. На складах ВСУ находится менее 6 % подлежащей отводу военной техники.

Нет никаких признаков, что Киев отказался от тактики «ползучего наступления», последовательного захвата участков между позициями сторон на линии соприкосновения. Не отказывается он, очевидно, и от планов силового захвата Донбасса в целом.

Усугубляет ситуацию блокада торговли с Донбассом, с которой Киев никак не желает справиться. Среди ее исполнителей – депутаты Верховной Рады и националисты, в т.ч. «Правый сектор», чье участие в блокаде зафиксировала СММ. На последней встрече «нормандской четверки» Украина на словах поддержала ее отмену. На практике ничего не сделано. Более того, была совершена попытка отрезать украинских потребителей угля от поставок из России. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков призывает усилить нагрузку на экономику страны еще и запретом на деятельность российских банков на Украине. За ростом внутриполитического бурления на Украине обычно следует эскалация на линии соприкосновения.

Мы так и не услышали официальной версии Украины, что происходит на железнодорожных переездах у линии соприкосновения. Это нарушение украинского законодательства или нет? Это поддерживается руководством страны или нет? Собирается ли власть что-нибудь с этим делать или нет?

В этих условиях на Спецмониторинговой миссии ОБСЕ лежит особая ответственность. От нее ждут оперативного, объективного и беспристрастного доклада о происходящих событиях, фиксации обнаруженных фактов. Главное внимание, безусловно, должно уделяться патрулированию у линии соприкосновения, на участках разведения, на пунктах въезда-выезда. Снижение интенсивности патрулирования за счет сокращения наблюдателей «в поле» считаем нецелесообразным. Применение технических средств не может заменить работу людей «на земле». Ценим работу СММ по содействию восстановлению инфраструктуры.

Безопасность наблюдателей остается нашим безусловным приоритетом. Миссии необходимо активнее завоевывать доверие сторон по обе стороны линии соприкосновения. Стрельба около патрулей СММ, повреждение ее аппаратуры, проверка паспортов наблюдателей, обвинения их в работе на спецслужбы и подобные явления должны прекратиться. Нельзя сваливать вину за это на ополчение. 3 марта ВСУ угрожали прострелить шины в автомобиле СММ в Троицком, сбили беспилотник СММ у Донецкой фильтровальной станции.

Проблемы со свободой патрулирования СММ остаются с обеих сторон. Обратили внимание на тактику украинских силовиков, которые перекрывают неудобные для себя маршруты движения патрулей СММ знаками минных заграждений, например, в районе Станицы Луганской, Счастья и Катериновки. На ряд объектов хранения военной техники ВСУ наблюдателей не пускают уже продолжительное время.

Повышению качества работы СММ, ее проникающей способности, а также безопасности ее наблюдателей способствовала бы интенсификация контактов на местах. Важно улучшить взаимодействие с командирами по обе стороны линии соприкосновения, с местными властями в Донбассе на всех уровнях, с Совместным Центром Контроля и Координации. Восстановление участия представителей Донецка и Луганска в работе СЦКК давно назрело. Препятствия, созданные для этого украинской стороной, значительно ухудшили возможности СЦКК выполнять свои задачи.

СММ должна сама активнее работать с местными СМИ в Донбассе, подробнее разъяснять особенности ее мандата. Одних брифингов, очевидно, недостаточно. Жители Донецка, Луганска, Горловки, других городов уже три года живут под обстрелами. Им не всегда известно, что у наблюдателей ограниченные возможности – далеко не все случаи обстрелов они могут зафиксировать, не всегда могут установить, откуда был произведен выстрел, не везде могут проехать. А главное – Миссия не может заставить Киев прекратить обстрелы.

Важным шагом, который повысил бы доверие к СММ, стала бы публикация подробного, полного и честного доклада о последствиях бомбардировок Донбасса, начиная с 2014 г. Люди должны видеть, что разрушения их домов, гибель их близких не прошли мимо внимания СММ.

Несмотря на презрение Киева к Минским договоренностям, они остаются единственным ориентиром для вывода ситуации из тупика. Логика развития ситуации указывает на то, что Киев будет поддерживать напряженность в Донбассе до тех пор, пока у него не закончатся снаряды. А оружия на Украине много.

Наши западные коллеги, которые занимаются поставками на Украину продукции военного назначения, посылают туда своих военнослужащих, инструкторов и наемников, отдаляют перспективу урегулирования. Неважно, какими объяснениями прикрываются такие действия, они только подпитывают воинственные настроения в Киеве.

Пока Киев не столкнется с невозможностью поддерживать военную напряженность в Донбассе, он не перейдет к выполнению политических аспектов «Комплекса мер». А без этого – без введения в действие закона об особом статусе, без согласования модальностей местных выборов и их закрепления в украинском законодательстве, без проведения и признания выборов, без амнистии и конституционной реформы на Украине – урегулирование кризиса на базе принципов «Комплекса мер», в т.ч. суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины невозможно. Заинтересован ли Киев в таком урегулировании, большой вопрос.

Благодарю за внимание.