Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Европейском союзе В.А.Чижова на второй международной конференции «Поддержка будущего Сирии и региона», Брюссель, 25 апреля 2018 года

Опубликовано чт, 05/03/2018 - 07:07

Уважаемые сопредседатели,

Дамы и господа,

Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов второй конференции «Поддержка будущего Сирии и региона» за внимание к гуманитарным проблемам Сирии – страны, с которой Россию связывают традиционно дружественные отношения. Эти проблемы стали следствием продолжающегося уже семь с половиной лет внутреннего кризиса, подпитываемого в том числе различными формами внешнего вмешательства. Развитие этого кризиса привело к тому, что сирийцам пришлось столкнуться с беспрецедентной по жестокости и масштабам атакой на их страну международного терроризма. Мы были в числе тех, кто в этот момент решительно поддержал Сирию, в том числе в военном плане. Эта поддержка предопределила разгром главного военно-политического очага террористов в лице ИГИЛ. Благодаря усилиям России, Турции и Ирана, совместно учредивших Астанинский формат поддержки сирийского урегулирования, созданы реальные предпосылки для продвижения к политическому решению через широкий межсирийский диалог и переговоры под эгидой ООН, как и было предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН. Конгресс сирийского национального диалога в Сочи стал еще одним важным элементом общей картины. Убеждены, что залогом успеха на этом пути является выполнение всеми влиятельными международными и региональными силами взятых на себя обязательств по приверженности единству, суверенитету и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики.

В этой связи не могу не выразить удивление форматом сегодняшней встречи, где отсутствуют официальные представители Правительства САР. Странно, мягко говоря, что уважаемые собравшиеся намерены помогать Сирии, при том, что официальные контакты с законным правительством этой страны на протяжении многих лет являются для европейских политиков табу, а некоторые государства обещают «ни цента не давать», пока в САР не произойдут политические изменения. При этом в таких европейских столицах, судя по всему, забывают, что сирийское правительство контролирует сегодня более 75 процентов территории, где проживает около 90 процентов населения. Отвоевать эти территории у террористического интернационала, избавить страну от ига ИГИЛ стоило сирийскому народу больших усилий и средств.

Согласны с тем, что помощь должна прийти к каждому нуждающемуся, где бы он ни находился – в Восточной Гуте, Алеппо, в Фуа и Кефрае, продолжающих оставаться в осаде террористов, в Ракке, полностью разбомбленной ведомой США коалицией и полузабытой международным сообществом, или в лагере внутренне перемещенных лиц «Рукбан», куда отсутствует доступ из-за самовольно установленной США пятидесятикилометровой «зоны безопасности» вокруг Эт-Танфа.

Вызывает удивление следующий факт. Когда сирийские войска освобождали от присутствия террористов Алеппо или Восточную Гуту, международное сообщество буквально заходилось в крике о гуманитарной катастрофе, якобы разворачивавшейся там ровно до того момента, пока там оставались боевики. Но как только вопрос решался, судьбы сирийцев, проживавших и проживающих в этих районах, всех переставала интересовать. Сегодня условия жизни в Алеппо постепенно, хотя и медленно, улучшаются: возобновляется подача электричества и воды, вновь открываются школы и больницы. Совершенно иная ситуация в Ракке, где после ударов авиации и артиллерии сил коалиции во главе с США не осталось практически ни единого целого здания. Условия жизни там поистине невыносимые: заминированы целые кварталы, в результате чего ежедневно гибнут люди, нет воды, электричества. Но до недавнего времени внимание к этой бедственной ситуации не привлекалось. В резолюции 2401 СБ ООН, которую Россия поддержала и в реализацию которой внесла значительный вклад, четко говорится о том, что гуманитарные проблемы должны решаться на всей территории Сирии. Вновь отмечаем в этой связи, что вопросы гуманитарной помощи не должны политизироваться, становиться инструментом давления. Оказание такой помощи не может быть обусловлено, как это делают в западных столицах, достижением неких политических целей.

14 апреля мировое сообщество стало свидетелем противоправной акции против Сирии, по целям на территории которой был нанесен ракетно-бомбовый удар устрашения. С каждым днем становится яснее, что этот откровенный акт агрессии был осуществлен США, Великобританией и Францией под надуманным предлогом в тот момент, когда эксперты ОЗХО направлялись в г.Дума. Очевидно, что эти страны и те, кто поддерживает их действия, не заинтересованы в расследовании предполагаемой «химической атаки».  Особенный цинизм заключается в том, что поводом для нее стали «гуманитарные» озабоченности, а в качестве оправдания приводятся ссылки на сомнительный тезис о «гуманитарных интервенциях». Опыт Ирака, Ливии, Афганистана наглядно демонстрирует, что таким путем улучшить качество жизни людей невозможно – целые страны, в том числе богатые по среднестатистическим меркам, оказались погружены в многолетний хаос, обречены на жертвы и страдания.

Позиция стран, сохраняющих удушающие сирийский народ финансово-экономические санкции, отказывающихся участвовать в восстановлении социально-экономической инфраструктуры, по нашей оценке, не только бесчеловечна, но и контрпродуктивна. Разруха, нищета и отчаяние создают благодатную почву для новых ростков экстремизма и сохранения конфликтного потенциала на долгие годы вперед.

Нас серьезно беспокоят формы и механизмы оказания гуманитарной помощи. Одно дело, если выделяемые средства аккумулируются на счетах специализированных международных гуманитарных агентств. И другое – когда они направляются реципиентам напрямую в виде наличности. Такая схема чревата их использованием далеко не на те цели, которых хотели бы достичь благотворители. Фиксировались и случаи, когда поступавшая помощь  перепродавалась втридорога, а на вырученные деньги покупалось оружие для террористов, осуществлялась вербовка новых боевиков.

По нашему глубокому убеждению, налаживание плотного взаимодействия потенциальных доноров с законными властями Сирийской Арабской Республики могло бы способствовать улучшению гуманитарной ситуации в Сирии и скорейшей нормализации обстановки.

Россия является одним из ключевых гуманитарных доноров Сирии, оказывая гуманитарное содействие как по линии специализированных агентств ООН и Международного Комитета Красного Креста, так и по двусторонним каналам.

При этом именно российская сторона содействовала налаживанию эффективных контактов между ооновскими структурами, отвечающими за вопросы гуманитарной помощи, и сирийским правительством. Российские военные неоднократно обеспечивали безопасный доступ ооновских конвоев к нуждающимся в различных регионах страны.

Главное отличие российской гуманитарной помощи, оказываемой по двусторонним каналам, состоит в том, что она носит адресный характер, учитывает реальные потребности сирийского населения. Ее номенклатура включает продовольствие и товары первой необходимости, строительные материалы и оборудование, лекарства и медицинское оборудование.

Часть гуманитарной помощи поступает сирийцам и по линии Министерства обороны России. Российские военные обеспечивают ее раздачу непосредственно нуждающимся. Например, раздача продовольственных наборов осуществляется из рук в руки, что исключает злоупотребления. Российские военные медики осуществляют бесплатный прием местного населения.

Важным элементом нашей помощи Сирии является гуманитарное разминирование при участии российских саперов, а также подготовка соответствующих сирийских специалистов.

Мы готовы сотрудничать со всеми странами, организациями и международными институтами, которые искренне привержены тому, чтобы помочь сирийскому народу начать новую мирную жизнь, перевернуть трагическую страницу кровавой гражданской войны. Поверьте, сирийцы всех национальностей и религий не заслуживают меньшего