Выступление Постоянного представителя РФ при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о продолжающейся дискриминации российских СМИ в Евросоюзе

Опубликовано пт, 11/25/2016 - 13:49

Вена, 24 ноября 2016 года

Уважаемый господин Председатель,

Вызывает крайнее возмущение принятая 23 ноября Европейским парламентом резолюция «Стратегические коммуникации Европейского союза как противодействие пропаганде третьих сторон», в которой напрямую ставится задача борьбы с российскими СМИ. Более того, совершенно недопустимо, что противодействие так называемой «российской угрозе» приравнивается к борьбе с террористической организацией «Исламское государство». Пропагандистская машина Евросоюза уже перешла все грани дозволенного.

Резолюция, помимо ее откровенно русофобской направленности, является безобразным примером дискриминации российских СМИ и противоречит не только ключевым международным стандартам в сфере свободы выражения мнения, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и обязательства ОБСЕ, но и нормативам самого Евросоюза в области прав человека и свободы СМИ. Речь, в частности, идет о статье 11 Хартии Европейского союза об основных правах, а также решении ЕС от 11 декабря 2012 г. о разработке Стратегии цифровой свободы во внешней политике Европейского союза.

Видимо, авторы подобных инициатив уже настолько боятся российских журналистов, что готовы сами нарушать те самые демократические принципы, о защите которых так пекутся. При этом они присваивают себе право решать, какие СМИ настоящие, а какие «пропагандистские». Таким образом наклеиваются ярлыки на неугодные СМИ, несущие альтернативные западным установкам точки зрения.  Фактически наблюдается совершенно очевидная деградация представлений о демократии в западном обществе.

Абсурдность содержащихся в резолюции посылов заключается еще и в том, что речь идет о защите от якобы спонсирования Россией «политических партий и других организаций в ЕС», в то время как от Брюсселя и Вашингтона мы часто слышим критику российских законов, регулирующих деятельность НПО, финансируемых из-за рубежа. Да и сама эта затея радикальных членов Европарламента по борьбе с пропагандой была рассчитана именно на пропагандистский эффект. Похоже, западные коллеги в пылу своей антироссийской риторики окончательно запутались.

К счастью, далеко не все европейские парламентарии поддержали документ – среди них было немало тех, кто трезво оценивают ситуацию и даже выступили с критикой резолюции. Приведу лишь некоторые имена – Хавьер Коусо от Испании, Татьяна Жданок и Андрей Мамыкин от Латвии, Джеймс Карвер от Великобритании, Жан-Люк Шаффхаузер, депутат от французского «Национального фронта», Яна Тоом от Эстонии. Сам за себя говорит тот факт, что из 691 депутата, принявшего участие в голосовании, поддержали документ только 304, против выступили 179, а еще 208 воздержались.

Характерно, что Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым осудил Евросоюз за попытку противодействовать российским СМИ, назвав это «нищетой демократии». Президент Международной федерации журналистов Филипп Леру по поводу обвинений, высказанных депутатами Европарламента в адрес российских каналов, отметил, что «этим СМИ должна была быть предоставлена возможность защитится от таких обвинений». Этого не было сделано.

Вообще двойные стандарты, в том числе в области свободы выражения мнения, стали нормой для Запада. Многие страны Евросоюза и стремящиеся в него государства, несмотря на заверения в приверженности свободе слова, уже давно без стеснения применяют откровенно репрессивные меры в отношении российских журналистов и СМИ. Мы неоднократно привлекали внимание Постоянного совета и Представителя ОБСЕ по свободе СМИ к этим случаям.

Так, власти Литвы в апреле 2014 г. без объяснения причин отказали в аккредитации собкору РИА «Новости», затем была выслана съемочная группа ВГТРК. Журналист газеты «Комсомольская правда» Галина Сапожникова в августе 2015 г. была объявлена в Литве «нежелательной персоной, представляющей угрозу государственной безопасности». С 21 ноября в Литве вступило в силу решение о приостановке ретрансляции канала «РТР-Планета». Под санкции Вильнюса попадали также телеканалы «Первый Балтийский», «НТВ-Мир» и «РЕН-ТВ Балтия».

В октябре 2015 г. власти Эстонии задержали на границе съемочную группу ВГТРК. В сентябре этого года было отказано во въезде в страну сотруднице МИА «Россия сегодня», хотя агентство имело все необходимые документы для работы.

Украина весной 2015 г. опубликовала список из 115 российских СМИ, аккредитация которых при украинских органах государственной власти была временно приостановлена из-за того, что их работа якобы «представляет угрозу безопасности Украины». Более того, Киев регулярно ущемляет права российских журналистов, в том числе препятствует их въезду на Украину, не говоря уже об известных случаях убийств, похищений, пыток и запугивания российских репортеров.

В октябре 2014 г. Польша аннулировала журналистскую аккредитацию журналиста МИА «Россия сегодня» Леонида Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года.

Власти Чехии заявили о решении не продлевать аккредитацию российским журналистам Владимиру Снегиреву и Александру Куранову. Список можно продолжать долго.

Парламентариям из Евросоюза стоило бы озаботиться прежде всего этими вопросами, если они действительно ратуют за соблюдение прав и свобод человека вне зависимости от политических предпочтений.

Введение государствами-участниками «черных списков», отказ во въезде в страну или выдворение журналистов, воспрепятствование вещанию телеканалов, демонизация СМИ и наклеивание на них ярлыков «дезинформаторов» и «пропагандистов» – все это признак слабости и неспособности воспринимать критическую информацию, отстаивать свою точку зрения в честной и конкурентной информационной среде.

Это говорит о том, что той части западной политической элиты, которая лоббирует антироссийские подходы, не нужны ни аргументы, ни уважительная полемика, ни тем более правда. Видимо, таковы «демократические ценности» Евросоюза.

Требуем от Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ г-жи Д.Миятович адекватно отреагировать на резолюцию Европарламента как на вопиющий пример прямого призыва к ограничению такой свободы.

Благодарю за внимание.